День 10. Река Чистая — Шлагбаум за перевалом Аишха
Дистанция: 11.1 км, набор высоты: 720 м, сброс: 750 м.
Последнего дня на Восьмом маршруте я ждала больше всего, т.к. в этот день мне предстояло подняться на перевал Аишха, с которого отрываются замечательные виды, а еще там ловила сотовая связь. Я уже почти 5 суток не выходила на связь с семьей, можно представить как все переживали за меня. Утром пришел Антон, сказал, что договорился с группой Марины о выброске на машине в конце маршрута. Марина посоветовала нам спускаться с перевала всем вместе, чтобы мы могли сделать вид будто тоже являемся членами группы, якобы так с нас водитель возьмет меньше денег. Договорившись, что встретимся с группой на перевале в час дня, мы с Антоном вдвоем стартовали на маршрут.
Лес закончился почти сразу же, как мы вышли со стоянки. Повсюду стали показываться горные пейзажи, мы приближались к моей любимой зоне альпики. Из-за склонов выглянул Пик Игольчатый.
Я в горы как раз хожу ради таких видов, ведь по лесной тропе с камушками можно и на Валдае погулять, а такие пейзажи есть только в горах.
В этот день нас ждали два настоящих брода через ручьи. До этого все ручьи переходились либо по мостикам, либо аккуратно по камням. Здесь же пришлось переобуваться в тапочки. Течение в ручье сильное, но если выбрать место получше (а не как мы с Антоном), то перейти ручей вообще как нечего делать.
Антон пока переходил брод умудрился выронить из рюкзака бутылку с водой. Она тут же исчезла в потоке бурлящей воды, я её даже и не увидела. Ну вот, намусорили по неволе, получается. Но этот момент мы немного компенсировали тем, что на тропе всегда подбирали мусор, если его находили. Нехорошо получилось, но что поделать. Будем надеяться, что добрый самаритянин выловил ее ниже по течению.
Тропа часто уходила в камни и даже в огромные булыжники, по которым нужно было аккуратно перелезать.
На камнях тропу не видно и маркировка на них не всегда достаточно частая, поэтому разочек мы пошли немного не туда, пришлось возвращаться.
На склонах стали виднеться снежники.
Тропа после камней уходила в заросли высокой травы, в т.ч. борщевика и крапивы.
Мне было больно смотреть на голые ноги Антона: он шел в шортах и в сандалиях на босу ногу. Антон слышал про борщевик, но раньше никогда его не видел. Стала пугать его рассказами об ожогах, которые оставляет на солнце борщевик. Переодеваться в закрытую одежду он не стал, но начал ополаскивать ноги у ручьев.
Позже тропа пошла по заболоченной поляне, но высоты подошвы кроссовок в целом хватало, и ноги я не замочила. Я выбирала места посуше, Антон же шел как танк, иногда чуть ли не по щиколотку в воде и грязи.
На этом отрезке пути маркеры маршрута выглядят также, как и на тридцатом маршруте: таблички с бело-красно-белыми полосами, прикрепленные к покосившейся арматурине.
Сделали небольшой привал на поляне перед подъемом, попрощались с Малой Лабой.
Впереди убежала троица ребят из группы Марины, за них потом все переживали, т.к. они шли очень быстро и ушли от группы довольно далеко.
Перед подъемом набрала литр воды, как советовал мне егерь в Черноречье. Он сказал, что на всем подъеме на перевал воды больше не будет, на самом перевале будет, а потом на спуске снова не будет.
Подъем на перевал достаточно крутой, но тропа хорошая. Идти тяжело и тенька почти нет.
Зато какой простор! И виды красивые.
Нам повезло застать цветение рододендронов, хотя они к тому моменту уже почти все отцвели.
На подъеме тропу иногда пересекали ручьи, в которых мы то и дело освежались. Что-то егерь напутал с водой на перевале.
Чуть ближе к высшей точке перевала тропа стала более пологой, и мы выдохнули. Стал неменого поддувать ветерок и уже было не так жарко.
К двенадцати часам мы дошли до перевала.
Дети, которые откололись от своей группы, во всю резвились у снежника на склоне горы.
Проверила телефон: связь есть, но не очень хорошая, мобильного интернета нет совсем. Я надеялась на то, что у меня на перевале получится забронировать жилье в Сочи, но не судьба. Отправила родным смску, что со мной все хорошо и что ближе к вечеру я буду уже в цивилизации.
Через десять минут пришла группа Марины, а за ними — группа, в которой я застряла во второй день на восьмом маршруте. Пока группы обедали и фотографировались, я сняла обувь и лежала на траве, наслаждаясь последними часами в горах.
Марина сказала, что до шлагбаума, где нас ждала машина, осталось идти порядка четырех километров. Я изначально думала, что мы идем до шлагбаума у кордона Пслух, но до него идти больше 8 км. Неожиданным образом мой поход слегка укоротился, но я в целом была рада, т.к. дальше до Красной поляны идут одни сплошные спуски, с больными коленями по ним ходить не лучшая идея. У Антона с собой были наколенники, но сам он решил идти без них. Ему было интересно как переживут его колени этот спуск, поэтому наколенники предложил мне. Посмотрела на другие группы, я там была далеко не одна такая со слабыми коленями: то тут, то там народ перематывал свои ноги.
Просидели на перевале около часа, и все вместе начали спуск. Группа Марины очень быстро побежала вниз, я едва за ними поспевала.
Через метров 200 на спуске появился мобильный интернет. Всем стали приходить сообщения от близких. Создалась какая-то опасная ситуация: одни утыкались в телефоны и при этом шли вниз, а другие подгоняли их сзади, и все это происходило на тропе с сыпухой. Но хорошо, что все обошлось.
Я иногда останавливалась сделать фотографии, поэтому шла почти в самом конце.
Вскоре вышли на автомобильную дорогу, которая ведет в балаган Аишха 2 — домик на высоком холме.
После пятиминутной передышки побежали дальше вниз по дороге.
Со спуска открывались виды на курорты Красной поляны.
Солнце пекло еще сильнее чем раньше, ноги превращались в вермишель.
Хотелось бы пройти там помедленнее, но и остаться без машины не было никакого желания.
На дороге был еще один брод через ручей, пришлось снова переобуваться. В такую жару холодная вода в ручье – рай для ног. Брод этот я, к сожалению, не засняла, но он был проще, чем предыдущий.
До шлагбаума я добежала одна из последних. Почти тут же приехала наша машина, мы очень быстро закинули рюкзаки в кузов и, подтягивая друг друга, залезли туда сами.
Ехали мы на ГАЗ-66, которую еще называют шишигой. Машину трясло очень сильно, приходилось прикладывать не малые усилия, чтобы ничего себе не отбить. Поездка проходила под девизом «лучше плохо ехать, чем хорошо идти».
Иногда создавалось впечатление, что машина не разваливается только потому, что мы ее держим. Марина спросила, все ли отписались своим близким, что поход завершен, на что одна женщина ответила: «Пока мы не доехали до асфальта, поход не считается завершенным. Я однажды также ехала на выброске с маршрута, и наша машина перевернулась вместе со всеми туристами».
По пути подобрали еще одну пару супругов, с которыми мы часто встречались на стоянках. Они пока шли по дороге по жаре чуть не развелись.
Доехали до Красной поляны без потерь. Высадили нас на парковке под солнцепеком, и все очень быстро стали разъезжаться кто куда. Из-за перегрева мой телефон стал тухнуть, автоматически ставил яркость на минимум, но я все же смогла забронировать себе жилье в Адлере и заказать такси. Обменявшись контактами с Антоном и Мариной, я уехала на станцию Роза Хутор, где села на Ласточку до Адлера. В поезде переоделась в чистое, чтобы от меня не так сильно пахло десятидневным походом.
МЧС
Увидела на телефоне пропущенный вызов от неизвестного номера. В поисковике посмотрела, кому он принадлежит. Оказалось, что звонил мне Псебайский отряд Кубань-Спас. С этими МЧСниками ничего просто не бывает. Я до своего похода часа три потратила на заполнение анкеты на регистрацию своего маршрута. Потом в Новопрохладном отправила письмо на почту МЧС Краснодарского края, сообщая о старте похода. Через пару дней мне пришло сообщение: «Добрый день! Отказ в регистрации, отсутствует сопроводительное письмо». Уже был разгар похода, поэтому я просто решила смириться с тем, что меня не зарегистрировали. Но пока мы ехали в шишиге, Марина сказала, что одной анкеты достаточно, ничего больше делать не нужно, меня уже зарегистрировали.
Перезвонила отряду Кубань-Спас, назвала свою фамилию. Девушка долго не могла меня найти в «сегодняшних» списках, а потом поняла, что нужно искать во «вчерашних» списках. Я ей сказала, что при регистрации указывала две возможные даты завершения маршрута, я как раз во вторую и вышла. Девушка ответила, что МЧС передали им только одну дату. Но в любом случае, никаких претензий ко мне не было, мою заявку закрыли без проблем.
Возвращение домой
Я заселилась в какой-то захолустный отель с отдельным номером. Обычно я бронирую койко-место в хостеле, но за 5 последних дней я что-то очень сильно устала от большого количества людей и мне захотелось побыть одной в четырех стенах.
Поезд до дома у меня был через два дня, но в Сочи стояла невыносимая жара, от которой хотелось сбежать. Сутки просидела в номере под кондиционером. Хорошенько помылась, выспалась на мягкой кровати, просушила палатку, отдала в прачечную постирать грязные вещи. А потом надумала сдать билеты на поезд и лететь домой на самолете.
Разница в билетах получилась всего в 2000 рублей, зато какая экономия времени. Купила билеты на рейс Победы, пришлось отдельно выкупать багажное место до 10 кг. Все самое тяжелое (пауэрбанк, солнечную панель, штатив и недоеденные батончики) переложила в рюкзачок для радиалок, чтобы потом взять его в ручную кладь. В аэропорту мне еще сильнее облегчили рюкзак, отобрав у меня газовый балон и перцовый баллончик. Оказывается, в самолете нельзя провозить пауэрбанки больше 40 000 МАмп. Я одно время подумывала купить такой вместо солнечной панели. А вот спрей от насекомых везти в багаже разрешили. Итого рюкзак у меня весил около 9,5 кг.
Переложила все вещи из внешних карманов рюкзака внутрь, все стропы затянула по-максимуму, закрыла фастексы, некоторые из лент по бокам связала друг с другом, чтобы рюкзак при погрузке случайно не порвали.
В аэропорту а/к Победа устроила какой-то прикол на стойке регистрации, открыв только одно окно для трех рейсов. Соответственно организовалась гигантская очередь, но я успела пройти регистрацию вовремя. Мой рюкзак попросили сдать в отделе негабаритного багажа, аргументируя это тем, что болтающие стропы на рюкзаке могут застрять на ленте на выдаче багажа в Москве.
На досмотре заставили снять обувь; у тех, кто вез ноутбуки, просили их включать и потом отдельно просвечивали какими-то приборами. Когда я летала в январе в Красноярск такого не было.
Прилетела во Внуково, получила рюкзак как и все — на ленте выдачи багажа. Видимо, во Внуково не стали париться из-за строп. С рюкзаком все было в порядке, хотя за него я все же переживала. Уже очень много лет я не летала с багажом, сейчас все время летаю только с ручной кладью.
Впечатления о походе
Поход прошел просто супер. Хотя, как вы уже могли заметить по статьям, первый маршрут у Большого Тхача мне понравился больше, чем второй вдоль Малой Лабы. Мне больше по душе альпика и открытые горные виды. Поэтому, даже сравнивая маршрут №8 с маршрутом №30, я отдам предпочтение Тридцатке. Однако, я немного поспрашивала у других походников, которые тоже ходили оба маршрута, и поняла, что почти всем Восьмерка понравилась больше. Тут всё дело вкуса. Мне местами Восьмой маршрут очень сильно напоминал Валдайскую тропу и тропу Хо Ши Мина в Ленинградской области, а от Кавказа я все-таки ждала немного большего.
Во всех отчетах о походе по Восьмому маршруту я натыкалась на информацию о том, что здесь людей не так много, как на Тридцатке, но мне с этим не очень повезло, т.к. людей было очень много. Зато я вообще ни о чем не переживала, спала хорошо, мысли о медведях меня не беспокоили, мыши еду не воровали. Так что вторая часть в этом плане была отдыхом для моей психики, которая часто была в напряжении на отрезке от Новопрохладного до Бамбаков. Т.к. та часть, по сравнению с Восьмым маршрутом, прямо-таки дикая: людей мало, бывало так, что я 3-4 часа вообще никого не видела на тропе, два раза ночевала совсем одна. Зато каждый день была мобильная связь.
Весь маршрут с технической точки зрения получился несложным, но иногда было тяжело психологически. В одиночку идти по району Большого Тхача советовать никому не буду, а вот Восьмой маршрут — запросто. Но нужно как-то придумать заброску на него.
Ну что ж, серия рассказов о походе по Большой восьмерке подошла к концу. Спасибо всем, кто оставался со мной в этом путешествии до самого конца.
Конец.
P.S. Статья с общей информацией о походе: туть.
Начало похода: часть 1.