Статья написана по запросу читателей. Когда-то я писала о возможностях выкладки книг на литературных порталах, но это было 4 года назад, поэтому решила немного обновить и освежить информацию.
Сетевая литература: плюсы и минусы
Начну с банального. Сетевая литература — это книги, которые выкладываются на разных литературных площадках интернета, в группах в соцсетях, в блогах, в том числе на Дзене. Книги, которые существуют в электронном виде или, как ещё иногда говорят, в цифре.
Это не значит, что подобные книги не могут быть изданы, вполне могут. И заключить договор с издательством на гонорарную публикацию даже проще, если у автора уже есть своя читательская аудитория на каких-то сетевых площадках. А на Литресе, например, выкладываются электронные версии уже изданных книг. Делают это часто и сами издательства в соответствии с договором, перечисляя автору роялти с продаж.
То есть сетевая литература не отрицает бумажную, но может быть неплохой альтернативой. Более того, начинающему автору предпочтительнее начинать именно с сетевых публикаций, которые позволят ему представить свою книгу широкому кругу читателей. Выкладка текста на литературных порталах автору ничего не стоит, денег за это не берут, а польза от обнародования своего произведения несомненная. Хотя бы в том, что сетевая публикация автоматически фиксирует авторское право. К тому же начинающий писатель может узнать мнение читателей о своей книге напрямую — в комментариях и рецензиях, и пообщаться с читателями тоже может. В плане бумажной публикации личное общение с читателями организовать сложнее.
Но у сетевой литературы есть и свои недостатки. В первую очередь, это отсутствие сторонней поддержки. Если издательство, заключая договор с писателем, берёт на себя все заботы о книге, в этом числе о её продвижении, то в сетевой литературе автор предоставлен сам себе. Это часто вызывает растерянность, непонимание, с чего начать, куда бежать, где лучше разместить свою книгу, как найти своего читателя в море современной очень разной литературы и как самому в этом море не потонуть.
Вот об этом мы и поговорим. Я запланировала пока две статьи на тему современной сетевой литературы. Вторая статья будет посвящена обзору наиболее активных и перспективных литературных порталов, где автору удобнее размещать свои тексты. И если у вас появятся конкретные вопросы, то я найду возможность ответить на них. Возможно, отдельной статьёй. А сейчас продолжим.
С чего начать
Итак, допустим, вы написали книгу, и вам хотелось бы поделиться ей с читателями, или же вы только планируете начать авторский путь. С чего его начать?
Нужно определиться с направлением, жанром и тематикой вашей книги. Это художественная литература, нон-фикшен (мемуары, например) или научно-популярная книга. Если вы двигаетесь по пути художественной литературы, то тоже нужно максимально точно определить тематику:
- современный роман (любовный, криминальный, бытописание, путешествие и т. д.);
- фэнтези (классическое, эпическое, юмористическое, романтическое, попаданческое и т. д.);
- мистика и хоррор (ужасы);
- фантастика (космическая, постапокалипсис, историческая и др.);
- детектив (современный, исторический, фэнтези, фантастический, мистический и др.)
- исторический роман (российская история, западноевропейская, древний мир и т. д.).
Возможно, я что-то забыла, добавите. В настоящее время популярны и смешенные жанры, например, детективно-историческое фэнтези или романтическое фэнтези. Главное, определить направленность своего произведения нужно как можно точнее. Это требуется для поиска своей читательской аудитории, потому что люди любят разное. Автор, конечно, пишет то, что интересно именно ему, это правильно. Но если начать знакомить со своим произведением не только самых близких родных и друзей, но и чужих людей, то стоит определить, интересуется ли ещё кто-то этой темой. Иначе вы выбросите свой текст в пустоту, в надежде, что кто-нибудь его заметит. Не самый продуктивный способ.
Как найти свою аудиторию
Вот на этом этапе автор, как правило, и знакомится с литературными порталами. Собственно, чаще всего писать начинают люди, уже будучи активными читателями и завсегдатаями каких-то сетевых площадок. Они много читают и в один момент ощущают потребность написать что-то своё в любимом жанре и выложить книгу на привычном литературном портале: на Автор.Тудей, на Литгороде, на Литнете, на Литмаркете, на Прозе.ру и т. д. Это самый лучший вариант, так как автор не только сам принадлежит к своей читательской аудитории, но и прекрасно знает её особенности.
Однако случается, что авторами являются люди, много лет писавшие в стол или просто незнакомые с сетевой литературой. В этом случае определение своего жанра особенно важно. А потом стоит пройтись по имеющимся порталам и почитать те произведения, что пользуются популярностью именно на этой площадке. И поискать собственную нишу. Что вам может зайти как читателю, что соответствует идее, сюжету, героям вашего произведения.
Есть правило, о котором часто говорят современные успешные авторы-сетевики: прежде, чем стать писателем, нужно стать читателем, нужно стать частью той читательской аудитории, которой вы хотите предложить свою книгу. Иначе получится как в анекдоте: «Я не читатель, я — писатель».
Найдя интересную для себя тематику, тот жанр, что хорошо «заходит» именно вам, попробуйте влиться в читательское сообщество. Пообщайтесь на форумах, обсудите прочитанную книгу, составьте собственное мнение о читательских предпочтениях. Если эти предпочтения вас не устраивают, то поищите другую площадку.
Я хочу обратить внимание на формулировку «прогибаться под читателя». Этой формулировкой часто с презрением щеголяют те, кто уверен в собственной исключительности, как автора. Это неправильный подход. Вы или пишете исключительно для себя и, в принципе, знать ничего не хотите о потребностях читателей, тогда моя статья не для вас. Пишите на здоровье, не заморачивайтесь ничем и наслаждайтесь процессом. Или же вы всё-таки готовы поискать своего читателя, тогда вам стоит поинтересоваться, какие идеи и сюжеты привлекают читающих людей в настоящее время в рамках вашего жанра. Хотя бы для того, чтобы не испытывать потом разочарования, если вас никто не будет читать.
В заключении сошлюсь на мнение авторитетного автора: «Искренно признаюсь, что я воспитан в страхе почтеннейшей публики и что не вижу никакого стыда угождать ей и следовать духу времени». (А. С. Пушкин из письма к издателю). Александр Сергеевич, как и все успешные писатели и поэты, писал то, что хотели читать люди его времени. Иначе издатели бы его не издавали, и мы бы о нём ничего не знали, как и о Ф. М. Достоевском, Н. В. Гоголе, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, М. Булгакове и др.