На Руси этого Божиего угодника, прославленного величайшими чудотворениями как при жизни, так и по кончине, исстари глубоко почитали. Огромнейшее количество церквей и часовен было посвящено подвижнику в разных частях нашей страны.
Молитвенную память этого безмездного целителя верующие совершают 27 июля, то есть 9 августа по новому стилю.
В этот день, 27 июля 305 года, святой великомученик Пантелеимон был казнен по приказу нечестивого царя Максимиана, жестокого гонителя последователей Иисуса Христа, пытавшегося не допустить распространения Его Учения в Римской Империи.
Этот подвижник родился в Никомедии около 275 года. В ту пору это селение, находившееся на берегу Мраморного моря, было важным политическим центром и здесь располагалась царская резиденция. Империей в ту пору управлял нечестивый царь Максимиан, ревностный идолопоклонник, люто ненавидевший христиан.
Отец мальчика тоже был язычником, однако его мать, звали которую Еввулой, была христианкой, с усердием поклоняющейся одному лишь Истинному Искупителю.
При рождении мальчик получил имя Пантелеона, что означает «во всем силен, как лев».
С детских лет благочестивая Еввула обучала своего маленького сына христианским добродетелям и помогала ему познавать Триединого Бога. Очень ей хотелось отвратить его от языческих идолов и направить жизнь сына по богоугодному пути. Пантелеон внимал речам своей матери и усваивал все ее наставления, однако, к несчастью, Еввула рано покинула земной мир, и отец отдал наследника на обучение в языческую школу.
Когда Пантелеон повзрослел, отец отправил его к известнейшему в те времена в Римской Империи врачевателю Ефросину, чтобы тот обучил его сына врачебному искусству. Обладая пытливым умом, будущий праведник вскоре не только обошел в учении всех прочих обучавшихся у Ефросина юношей, но и сравнялся в познаниях с самим целителем Ефросином. Он узнал назначение каждой земной былинки и мог описать признаки любого недуга, однако при всем том Пантелеон очень скоро понял, что возможности даже весьма знающего и усердного врача, все же, сильно ограничены…
Дорога юноши к учителю проходила мимо жилища прозорливого пресвитера Ермолая, который часто видел Пантелеона в окно. Этот пресвитер когда-то знал мать юноши, благочестивую Еввулу, и потому тяжело вздыхал всякий раз, как видел Пантелеона, спешащего к язычникам на учение. Однажды он не выдержал и решил остановить сына добродетельной подвижницы, чтобы поговорить с ним и, если возможно, просветить этого достойного юношу, рассказав ему о дарованном миру Учении. С этой целью Ермолай пригласил Пантелеона в свой дом.
Во время беседы, услышав, что Пантелеон обучается искусству Асклепия, пресвитер с печалью посетовал: «Верь мне, юноша: искусства Асклепия, Гиппократа и Галена ничтожны и мало могут помочь прибегающим к ним. Да и боги, которых почитает твой отец - обман и басни. Если же ты будешь веровать в Истинного Бога Иисуса Христа, то будешь исцелять всякие болезни одним лишь призыванием Его Пречистого Имени».
Разговор этот оставил след в душе Пантелеона, и он стал каждый день навещать доброго старца, укрепляясь при общении с ним в познании Истинного Творца.
Однажды, уходя от наставника, юный целитель увидел умирающего от змеиного укуса ребенка. Тут же вспомнил он то, о чем так усердно говорил ему Ермолай и, возведя очи к небу, горячо произнес: «Господи, Иисусе Христе! Если Ты хочешь, чтобы я сделался рабом Твоим, яви Силу Твою и сделай так, чтобы отрок сей ожил, а змея издохла!» И тотчас по его прошению бездыханный отрок открыл глаза и, ощутив себя здоровым, поднялся на ноги, а зловредная змея распалась надвое.
Пораженный произошедшим Пантелеон поспешил назад, к пресвитеру Ермолаю, и принял в тот день от него крещение. С того времени он стал именоваться Пантелеимоном. Врачевал же он с той поры не столько уже снадобьями, сколько Силою Господней.
Впоследствии святому Пантелеимону удалось привести к Создателю и поклонявшегося идолам отца. Это произошло после того, как тот увидел, что по молитве его сына прозрел незрячий. После этого случая и исцеленный Пантелеимоном страдалец, и отец подвижника уверовали в Сына Божиего и приняли крещение от пресвитера Ермолая.
По кончине родителя, Пантелеимон остался наследником обширного имения. Он отпустил на свободу рабов, разделил имущество между нищими и всецело посвятил себя врачеванию. Целитель безвозмездно лечил бездомных, нищих и заключенных - всех тех, кто не мог заплатить за свое лечение. Всех пациентов исцелял он призыванием Имени Божиего. Имя же самого этого безмездного и милостивого врачевателя скоро сделалось известным далеко за пределами его родной Никомедии. И настолько он стал знаменит и уважаем, что прочие лекари возроптали, и в них зародилась зависть к Пантелеимону. Когда же они узнали, что он исповедует Триединого Бога, то с необыкновенным рвением поспешили донести о том царю Максимиану.
Правитель призвал целителя к себе и предложил ему в знак раскаяния публично принести жертву языческим идолам. Но Пантелеимон мужественно отвечал, что давно уже отрекся от богов ложных и искренне уверовал в Творца Истинного. Он предложил доказать царю всемогущество Силы Божией, способной излечить даже тех, от кого отказались лучшие царские врачеватели и кого не могут поднять на ноги даже могущественные жрецы.
Тогда по указанию Максимиана во дворец принесли страждущего, мучимого расслабленностью уже много лет. Жрецы попытались призвать для облегчения его недуга языческих богов: один звал Эскулапа, другой Зевса, третий иных демонов. Долго возносили они свои богопротивные призывы, но успеха не имели. Затем приблизился к одру расслабленного Пантелеимон и произнес с сердечным жаром: «Во имя Господа Иисуса Христа! Встань и будь здрав!» И расслабленный, тотчас почувствовав крепость в теле, поднялся. Возблагодарив излечившего его Господа, он взял свою постель и поспешил домой. Многие из свидетелей этого чуда уверовали тогда в Искупителя.
А вот коварные жрецы, испугавшись отвращения людей от демонов, стали внушать царю Максимиану, что если тот отпустит с добром благочестивого юношу, то в Империи прекратятся все идольские приношения, и сам он со всеми своими царедворцами будет в скором времени осмеян христианами. Жрецы потребовали от Максимиана скорейшей казни святого Пантелеимона.
Царь снова предложил юноше принести идолам жертвы, грозя ему в случае отказа лютой казнью. Однако смелый праведник отвечал царю, что все, погибшие за Веру Христову не пострадали напрасно, ибо каждый из них обрел в Небесной Отчизне Вечную Жизнь. И еще добавил угодник, что жизнь всякого человека, не познавшего Господа, является пустой и бессмысленной, поскольку такой человек не обрел за отведенные ему на земле годы самой главной ценности, способной уберечь его душу от тления.
Разгневанный подобными речами целителя правитель повелел немедленно подвергнуть юношу истязаниям. Пантелеимон же, принимая все с кротостью, взирал на Небеса и молил Творца о ниспослании ему терпения, чтобы до конца перенести все попускаемые испытания.
Господь не оставил верного Ему Пантелеимона. В образе пресвитера Ермолая Он явил ему Своего Посланника, через которого изрек: «Не страшись! Я с тобою!»
Многие мучения пришлось претерпеть страдальцу: его опускали в котел с расплавленным оловом, пытались утопить в море, навязав на шею крупный камень, выпускали на него голодных зверей. Однако ничто не вредило святому. Максимиан несказанно удивлялся подобным чудесам и старался убедить себя в том, что Пантелеимон всего лишь является искусным чародеем.
В конце концов, уверившись, что убеждений юного подвижника не сломить, и, видя, что свершающиеся с ним чудеса способствуют лишь обращению многих идолопоклонников к вере христианской, Максимиан повелел казнить этого непреклонного целителя. Привязав Пантелеимона к маслине, стражники хотели было отсечь мечом ему голову, однако металл нисколько не вредил Божиему слуге.
Тогда, пав пред ним на колени, палачи стали просить угодника простить им их неведение. В тот миг Господь призвал с Небес служителя Своего, и Пантелеимон, возрадовавшись и укрепившись духом, стал убеждать стражников свершить порученное им царем дело. Он сказал им, что, не исполнив Воли Создателя, они лишены будут впоследствии Его Царствия, и после этого уверовавшие мужи с громкими рыданиями исполнили просьбу великомученика.
Когда честная глава целителя Пантелеимона была усечена, из раны истекло молоко, а маслина, к которой он был привязан, тотчас покрылась спелыми плодами. Максимиан, услышав об этом новом чуде, потребовал немедленно изрубить и сжечь то благословенное дерево, и в том же костре сжечь честное тело храброго великомученика.
Когда огонь догорел, благочестивые христиане достали из пепла нетронутое огнем тело целителя и с честью его погребли. Главу же угодника поместили отдельно.
КРОВЬ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА ЦЕЛИТЕЛЯ И ЕЖЕГОДНО ПРОИСХОДЯЩЕЕ С НЕЮ ЧУДО
В испанском городе Мадриде в монастыре Воплощения Господня хранятся капли крови святого великомученика Пантелеимона.
Во все дни года кровь пребывает в твердом состоянии, а в день памяти целителя она удивительнейшим образом становится жидкой, подобной привычному нам виду человеческой крови.
При этом следует отметить, что это удивительнейшее явление, совершаемое без людского вмешательства, не происходило в период Первой Мировой войны, длившейся с 1914 по 1918 год, и в 1936 году – когда в Испании началась гражданская война.
Чудотворную кровь целителя собрали в сосуд после его казни благочестивые христиане. Эта реликвия долгие годы хранилась в реликвариях Римских пап, а в начале XVII-го века папа Павел V преподнес ее в дар вице-королю Испании Иоанну Суниге, супруга которого передала святыню в обитель Воплощения Господня после того, как в 1611 году туда поступила инокиней ее любимая дочь – испанская принцесса Альдонса.
В наши дни этот монастырь все также является действующим. Он относится к августинским женским обителям. Поскольку в нем всегда, преимущественно, подвизались представительницы высшего сословия, он считается одним из самых знаменитых и процветающих в Испании. Его здания – одни из самых узнаваемых в Мадриде.