Единая туристическая виза стран Персидского залива (GCC Grand Tour Visa), которую называют «арабским шенгеном», будет запущена к концу 2025-го или началу 2026 года. Такие сроки назвал Telegrafi.
В проект войдут Бахрейн, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар. Виза GCC Grand Tour будет электронной, срок ее действия составит от 30 до 90 дней. С таким документом можно путешествовать по странам Персидского залива с целью туризма, посещения родственников и друзей.
Идея единой визовой зоны между несколькими арабскими государствами — «шенгеноподобного» пространства — периодически всплывает в медиа и экспертных дискуссиях. Для российских туристов и деловых путешественников такая инициатива могла бы резко изменить привычные маршруты, расходы и правила подготовки поездки. Сейчас, когда россияне снова активнее ищут зарубежные направления и больше летят по сложным многосегментным маршрутам, вопрос о возможном упрощении передвижения по Ближнему Востоку становится важным. Важно понимать не только «что это даст», но и какие подводные камни может таить реализация такой идеи — особенно для граждан России.
Что такое «арабский шенген» в общем виде
Под «шенгеном» мы обычно понимаем общий режим пересечения границ, который отменяет пограничный контроль между участниками и вводит единый визовый режим. В арабском контексте это могло бы означать:
- единая виза или общее разрешение, дающее право въезда в несколько стран региона;
- синхронизацию пограничных правил и контроля безопасности;
- упрощённые процедуры для туристов и деловых поездок (меньше пересадочных виз, меньше бумажной волокиты).
Преимущества:
- Одна виза — сразу в шесть стран. Даже при сегодняшнем упрощённом режиме (например, россиянам виза не нужна или упрощена для отдельных стран), единая виза полностью устраняет необходимость оформлять по отдельности — Дубай, Абу-Даби, Эр-Рияд, Доха, Маскат и прочие — по одному документу.
- Гибкость и новые маршруты. Это позволит составлять комбинированные маршруты: пляжи, пустынные приключения, культура и архитектура — всё в одном туре, с минимальным админбарьером.
- Упрощение логистики. Один портал, одна онлайн-заявка, единый паспорт — меньше путаницы и меньше ошибок при оформлении.
Возможные риски:
- Гибкость и стабильность: пока что нет точных данных о стоимости, сроках действия и условиях получения визы. Запуск может отложиться.
- Политическая чувствительность: туристическая зона GCC может внезапно ужесточить условия из-за внешнеполитических факторов или геополитической напряжённости, что может создать неудобства с внезапными изменениями в маршрутах.
- Технические нюансы: потребуются онлайн-подача, наличие страховки, подтверждение средств и бронирования. Все это требует подготовленности и внимательности от российских туристов.
Как это повлияет на цену и доступность туров
— В краткосрочной перспективе возможен рост интереса, а значит — и рост цен на отдельные популярные направления.
— В среднесрочной перспективе конкуренция увеличится, появятся комбинированные продукты, что может в целом снизить стоимость поездок на человека при условии грамотного планирования.
Идея единой туристической визы для стран Персидского залива уже официально утверждена и близка к запуску — вероятно, в позднем 2025 или начале 2026 года The Times of IndiaCondé Nast Traveler. Для россиян это открывает новые широкие возможности: комбинированные маршруты, минимальные формальности и приятный туристический опыт. Но и одновременно может появиться препятствие в посещении когда-то безвизового ОАЭ.
Любителям заблаговременной покупки авиабилетов нужно быть острожным и теперь за новостной повесткой. Иначе в феврале 2026 года при регистрации на рейс в Дубай можно столкнуться с новым вопросом: "Вы имеете визу?"