Предисловие
Решил сделать подробный обзор по серии игр Far Cry. Разложим всё по полочкам: какие игры самые лучшие, какие самые худшие. Ведь большинство статей в интернете вызывают сомнения своим упорным мнением. Я же объясню, почему мой рейтинг обоснован и правильный. И подведу итог.
Первое, с чего хочется начать, — небольшая предыстория. Она поможет понять принципы, по которым я выбирал игры. Если кому-то это неинтересно, можно сразу пропустить этот абзац и перейти к самому рейтингу. Но для понимания моей логики лучше прочитать. Я проходил все игры серии в момент их выхода. То есть я мог своевременно оценить их уровень и сравнить с другими проектами того времени. Смотрел, как они влияли на игровую индустрию, как выглядели на фоне конкурентов, насколько были инновационными. Многие авторы не учитывают этот момент — это первый ключевой фактор. Во-вторых, я не строю список на основе того, как эти игры воспринимаются сейчас. Такой подход неверен. Возьмем серию Prince of Persia. Первые игры восьмидесятых-девяностых проигрывают "Пескам Времени" по современным меркам. Но это не значит, что они были плохими. Да, сегодня их проходить не так интересно, но их влияние на индустрию огромно. Поэтому я оцениваю игры так, как они выглядели в свое время, а не сейчас. Если будет интерес, сделаю второй выпуск, где сравню их актуальность в 2025 году. Далее, рассматриваю всё с точки зрения объективности. У меня нет фаворитов. Некоторые ставят третью часть на первое место из-за ностальгии — их детство. Или наоборот: молодые ставят последние части выше из-за устаревшей графики ранних. Это неправильно. Учитываю все факторы. Нет личных предпочтений — только сухие факты. Меня смущает включение в рейтинг спин-оффов. Как сравнивать Blood Dragon с основными частями, если он проходится за пару часов? Поэтому в этом рейтинге не будет Blood Dragon, New Dawn или Primal. Хотя Primal в принципе тянет на полноценную игру, я решил оценить их отдельно. Также не включаю первую Far Cry. Причина проста: её разрабатывала другая студия, на другом движке. Сам посыл и ощущения делают её сторонним проектом. Её сложно назвать Far Cry в том виде, как мы знаем серию сегодня.
1 место — Far Cry 3
Начнем разбор с 1-го места. Так проще объяснять, почему другие ниже. И 1-е место занимает... Far Cry 6? Шучу, конечно же, Far Cry 3! Объясню почему.
В первую очередь, тройка — самая сбалансированная игра, и в сюжете, и в геймплее. На выходе в 12-м году она выглядела одним из лучших проектов. Шикарный тропический остров Рок было интересно исследовать. Мир был небольшим, поэтому концентрация экшена и развлечений не заставляла себя ждать. Гринт не назойливый, побочный, не занимал много времени. Охота, вышки, аванпосты — не раздражали из-за их умеренного количества. Всё разбавлялось классным сюжетом. Сколько сказано про антагониста Вааса! Статьи про его психотип, мемы, фразы разлетелись по миру. Влияние на культуру огромно. Не зря его включают в списки лучших злодеев. Главный пропагандист тоже хорошо прописан. Джейсон Броди — обычный парень в трудной ситуации. Под влиянием других он становится таким же психопатом, как Ваас. Мотивы главного героя прописаны очень убедительно — у нас просто нет выбора. Остров не отпускает, бежать невозможно, и это вынуждает сотрудничать с местными жителями, искать пропавшего брата и восстанавливать потерянные связи. Как и в качественных сюжетах, нас не сразу бросают в самое пекло: дают время освоиться, прочувствовать мир, прежде чем обрушить на героя настоящие испытания. Джейсон потихоньку растет как убийца, мир открывается. Геймдизайн продуман отлично. У геймплея впервые выстроился стиль. После утомительной второй части акцент сделали на развлечение и удобство. Механики упростили, создали иллюзию легкой прогулки. Добавили миссии с наркоэффектами, нестандартного злодея. Это задало направление развитию серии. В 3-й части это было свежо. Не зря издания давали максимальные баллы, некоторые признали игрой года. Признание было и у журналистов, и у геймеров. Все механики были интересны на тот момент. Игра не душила размерами или гринтом. Сюжет втягивал, срежиссирован на высшем уровне. Хотя ближе к концу игра не давала ничего нового, копировала начало — те же задания. Но за счет маленького размера и новизны это прощалось.
2 место — Far Cry 2
Со 2-м местом сложнее. Отдам его Far Cry 2, но тут спорно. Когда вышла вторая часть в 2008-м, она визуально взорвала индустрию. Визуально одна из лучших того года. Да, тогда вышла GTA IV, с ней тягаться сложно...
Far cry 2 втягивала одним видом. Физика была на высоте. До сих пор некоторые моменты физики — во 2-й части остаются лучшими в серии. Потом многое урезали ради удобства. Споры, нужно ли такое: кусты, веточки откалываются при стрельбе... Но тогда Ubisoft добавлял это как инновацию. Оружие портилось, изнашивалось — добавляло реализма. Разрушаемость тоже. Можно было бы поставить вторую часть на первое место. Но многие механики и реализм играли против. Когда новое оружие клинит через 10 минут — это раздражает. Малярия во 2-й части утомляла. Сам сюжет непонятный. Уверен, большинство без подсказок не смогут толком его пересказать. Есть начало и конец, а середину многие не вспомнят. Это минус. Но при всех минусах стоит отдать должное: в 2008 году игра выглядела здорово. Это был первый проект Ubisoft в серии — они создавали концепцию. Тогда их игры еще не превратились в сплошную зачистку аванпостов. Все механики были интересны.
3 место — Far Cry 4
3-е место отдаю Far Cry 4. По всем параметрам её можно поставить на 2-ю строчку — и это будет правильно! Четвертая часть — улучшенная третья. Всё лучшее сохранили, кое-где приумножили! Если это улучшенная третья, почему не поставить её на первое?
С одной стороны мы имеем:
Сюжет игры мастерски избегает упрощений, погружая игрока в мир сложных решений без очевидных ответов. Каждый ваш выбор — это не бинарное "добро или зло", а взвешивание последствий на весах серой морали: любое действие несет в себе как светлую сторону, так и потенциально разрушительную тень. Эта постоянная неоднозначность лишает комфорта, но придает игре глубину и вовлеченность. Не менее сложен и главный антагонист — харизматичный, вызывающе нестандартный персонаж, который далек от шаблонного "злодея". Его мотивы, как и ваши решения, существуют в оттенках серого, заставляя постоянно сомневаться в собственной правоте и подчеркивая, что в этой истории нет легких путей и однозначных героев.
В геймплее улучшили: стрельба удобнее, добавили вождение, полеты, снаряжение. Не забыли про наркотические миссии. Геймплей веселый. НО! Карта увеличилась, заданий стало больше — это сыграло против.
С другой стороны:
После тройки четверка не ощущалась новинкой. Ощущалась тем же старым. Если в третьей части побочка не утомляла сильно, то в четвертой с самого начала ты делаешь одно и то же: "Безумие — это повторение одного и того же в надежде на другой результат". Они делают то же самое, надеясь, что будет лучше. Но не было. Началась однотипность, которая утомляет. Гринт, не раздражавший в третьей, в четвертой стал навязчивым. Всё, что было круто в третьей (наркотические трипы), было вписано в сюжет. Здесь же выглядело как повторение успеха. Очень навязчиво, будто пихают то же самое второй раз. Пейган — вызывающий и неоднозначный, как Ваас. Но если Ваас прописан хорошо, то Пейган похож на психопата, который пытается быть как он, но не дотягивает. Чётко видно: Ubisoft юзает всё, что вызвало восторг в тройке, и лепит в четвертую. Но многие моменты не прописаны толком. Сюжет с злодеем, некоторые миссии — копии третьей части. С главным героем то же. В третьей нас поставили в положение "не выбраться", мы вынуждены сотрудничать. Здесь... непонятно, зачем герой помогает незнакомым? По доброте? Почему? Начало: обычный персонаж, через 10 минут — в гуще сражений, отбивается от десятков элитных врагов Пейгана у его крепости! Расправляется как Рэмбо. Где логика? Сюжет не плохой, но до уровня третьей не дотягивает. Четверка не вызывала большого негатива, но ничего нового не дала. После второй и третьей она казалась повторением. Этого мало для первого места. Для второго — достаточно. Но я поставлю на третье. В моём рейтинге она могла бы быть выше!
4 место — Far Cry 5
Вот мы подошли к 4-му месту. Ставлю Far Cry 5. Про пятёрку сложно писать. Самые неадекватные фанаты именно у пятой части! Я понимал, почему люди ставят на первые места другие части. Их доводы имели почву. Но когда сталкивался с фанатами 5ки... Они рассказывали про игру то, чего не существует! Меня подбили на этот рейтинг именно фанаты пятой. Когда слышал про "нелинейный сюжет", "самый открытый мир", "добротных персонажей" и "лучший сюжет" — не понимал, где это?! Поэтому перепрошёл все игры снова. Расскажу, почему четвертая строчка. Начнем с визуала. У Ubisoft он обычно фантастический. Но именно 5-я вышла слабенькой. Американский штат (Монтана?) выглядит... не привлекательно. Африка во второй, тропики в третьей, Гималаи в четвертой — всё шикарно. Шестая (Куба) тоже ничего. Впервые визуал не притягивал. В других хотелось изучать мир, здесь — играл ради геймплея или сюжета (если найдутся!), но не ради красоты. Сюжет. Начали добротно: срежиссированно, неплохой антагонист... но дальше пошла фигня. Нет нормального срежиссированного сюжета. Видеовставки, концовка поставлена хорошо. Но сам сюжет слабоват! Не верилось, что полицейские не могли позвать национальную гвардию или военных против культа. Странно. Злодей (Сид) — копия Вааса и Пейгана. Очередной неадекватный фанатик. Эта тема уже надоела к третьей игре подряд. Раздражает. Как в Assassin's Creed с местью тамплиерам — банально. Переключимся на геймплей... и посмеёмся. В третьей и четвертой давали сюжетные миссии, срежиссированные, вперемешку с побочкой. Здесь отказались! Кидают на карту, где ты должен заниматься рутиной: аванпосты, таблички, помощь местным — без сюжета! Прямо заставляют делать однообразное. Количество типов миссий почти не изменилось. На пятёрку открыто ругались за однообразие. Создатели не запарились с сюжетными миссиями. "Занимайся побочками, потом пару роликов с убийством помощников злодея посмотрим. И всё. Иди дрочи очередной гринт". Всё сильнее прослеживается донатная механика. Главное — чтобы ты занимался дрочильней. Всё уникальное ушло. Ubisoft вместо развития серии делал мир больше, текстуры чётче... а развития ноль. Разрушаемость в релизе — на минимуме! Смешно: во второй и третьей она была выше. В 2018-м в индустрии кризис. Игры создаются по принципу: физика, разрушаемость, ИИ — примитивны, как 10 лет назад, а графика улучшается. Продают не игру, а демки локаций. Far Cry 5 была такой. Сравни вторую и пятую: в техническом плане (физика, разрушаемость) вторая лучше или на уровне. ИИ аналогичен. За 10 лет ничего не изменилось это всё сказывалось на игре. То что раньше удивляло и радовала сейчас выглядело, устаревшим. Надо признать: большие издания высоко оценили пятую, не считали провалом. Но рейтинги снижались, плохие отзывы росли. Без маркетинга — не продалась бы так.
5 место — Far Cry 6
Подходим к последнему месту — 5-му. Far Cry 6. Ubisoft, блин... Их директор творил дичь. 2021 год. Серия морально устарела. Даже Assassin's Creed переосмыслили. Казалось, Far Cry ждут изменения. Реклама была неплохой. Эспозито в роли злодея? Круто! Ролики набирали миллионы. Верилось, что будет огонь. Но то, что вышло... поразило до глубины души в плохом смысле. Как можно было сделать лудбоксы с кислотными цветами, режущими глаза, феминистско-ЛГБТ повесточку? Единственный свет — Эспозито — не раскрыли, сраная концовка! Всё, за что любили серию, — уничтожили, раздражающее — приумножили. Мгновенный респаун врагов! Что это в 21м году?! Зачистил локацию, не успел уйти — враги уже тут! Как?! Визуально не шагнула от пятой далеко. Физика на том же уровне. Враги глупые, как в 2008-м. Для 2021 года — устаревший хлам. Для индустрии это бич, но не оправдание. Издания поставили низкие рейтинги. Журналисты и игроки признали: творческий потенциал на дне. Если делать дальше — нужны серьёзные изменения. Надо отметить: игра, как все Far Cry, играбельна. Неполный шлак, удовольствие получить можно. Но! Сравнивая с другими — самая слабая. Был светлый момент — главгерой Дани. Хорош тем, что ему не нужна война. Хочет уехать. Но по обстоятельствам (убили сестру, просила помочь восстанию) решает помочь. Борется за дом. Мотивация понятная! Не хочет быть главным, просто делает работу — круто. НО! Всё остальное выглядит, будто делали для 13-летних в переходном возрасте. Знаете, когда подросток считает себя взрослым, умнее всех, пытается выделиться "неформально" — вызывающая одежда, кислотные цвета, кричащий "бунт". Вот для таких. Кругом неадекватные неформалы, лудбоксы, "рисовка" в стиле "вырви глаз", чушь... Этому возрасту — самое то. Если младше или старше — думаю, не для вас.
Конечно, мог расписать каждую подробнее, больше плюсов и минусов... Но обзор стал бы бесконечным. И так объемно, хоть и выжимал самое важное — чтобы было понятно, почему каждая часть на своём месте.
Ещё раз: вся серия играбельна! Зайдёшь в любую — удовольствие получишь. Мой рейтинг — не истина (хотя он, конечно, самый правильный 😉). Каждый выбирает своё. Создать единый идеал для всех невозможно! Кто-то ценит только стрельбу, и ему фиолетовы сюжеты. Кто-то влюбляется в сеттинг (знаю фанатов Монтаны из пятой, хоть я её и разнёс). Кому-то западают герои или злодеи. Кого-то затягивает история. Угодить всем — нереально! Я опирался на факты: как игры выглядели на момент выхода; как влияли на индустрию; насколько свежо ощущались; что писали издания и геймеры.
В следующем выпуске разберём спин-офы (Blood Dragon, Primal, New Dawn) и первую часть. Рейтинга не будет — просто расскажу, как они играются сейчас.
Ваша очередь! Пишите в комментах: какая часть ваша лучшая и почему?