Найти в Дзене

Как знаменитый соперник Владимира Маяковского, желавший распада России, написал книгу о захвате Константинополя русскими революционерами

Где бы ни появлялся поэт, писатель и теоретик русского авангарда Илья Михайлович Зданевич, яркий успех, но чаще громкий скандал, связанный с его публичными выступлениями, быстро принесли ему славу отчаянного возмутителя спокойствия. «Ангел небольшого роста», как называл Зданевича его друг, поэт – заумник Игорь Терентьев, боролся с Владимиром Маяковским за звание лучшего бунтаря-футуриста в России. Он создал «ывонный язык», чтобы доказать, что с буквы Ы можно начинать слова и написал на нем пьесу «Янко крУль албАнскай». Он развил, вместе с Хлебниковым, Крученых и Терентьевым, заумную поэзию, основанную на понятии «сдвига», вызванного утратой чувства и норм действия языка в результате длительного его использования. В последней стадии сдвига выявляется бессмысленный набор слов, где «ядро понятий опускается до роли случайного и легко устранимого спутника слов». Разрушение предложений, по мнению «лингвиста-самородка» Зданевича, происходит либо через явление «маршрута шаризны», либо с помощь
Оглавление

Где бы ни появлялся поэт, писатель и теоретик русского авангарда Илья Михайлович Зданевич, яркий успех, но чаще громкий скандал, связанный с его публичными выступлениями, быстро принесли ему славу отчаянного возмутителя спокойствия.

«Ангел небольшого роста», как называл Зданевича его друг, поэт – заумник Игорь Терентьев, боролся с Владимиром Маяковским за звание лучшего бунтаря-футуриста в России.

Он создал «ывонный язык», чтобы доказать, что с буквы Ы можно начинать слова и написал на нем пьесу «Янко крУль албАнскай». Он развил, вместе с Хлебниковым, Крученых и Терентьевым, заумную поэзию, основанную на понятии «сдвига», вызванного утратой чувства и норм действия языка в результате длительного его использования. В последней стадии сдвига выявляется бессмысленный набор слов, где «ядро понятий опускается до роли случайного и легко устранимого спутника слов». Разрушение предложений, по мнению «лингвиста-самородка» Зданевича, происходит либо через явление «маршрута шаризны», либо с помощью «опрокидывающейся фразы».

Будучи по политическим убеждениям «пораженцем», он в послереволюционной эмиграции сотрудничал с советскими литературными изданиями и наивно советовал товарищам по перу возвращаться на родину (где их, скорее всего, ожидал арест).

Детские годы

Илья Зданевич родился в 1894 году в Тифлисе. Семья будущего поэта и писателя имела польско-грузинские корни. Отец, Михаил Андреевич Зданевич, преподавал французский язык. Мать, Валентина Кирилловна Зданевич (урожденная Гамкрелидзе) слыла талантливой пианисткой, ученицей П. И. Чайковского. Его старший брат Кирилл позже стал известным художником и искусствоведом. Ему вместе с Ильей выпала честь открыть миру художника-самородка Нико Пиросмани.

Тифлис в 1890-е годы
Тифлис в 1890-е годы
  • Чрезмерной заботой и родительской любовью Илья Зданевич был окружен с момента рождения. Дома его наряжали девочкой и называли Лилей, так как мать очень хотела рождения дочери, а не сына. Он носил кудри до плеч даже во время обучения в тифлиской гимназии. Как писал Зданевич, инспектор учебного заведения не хотел допускать его до экзамена, но так был очарован ребенком, что разрешил ему продолжать учебу.
  • В подростковый период в Зданевиче возросла «ненависть к прошлому», он отказался от женственного и ангельского образа, став невыносимым, «бездарным, злым и порочным» ребенком, превратившись из лучшего ученика гимназии в худшего.
  • Когда он переехал в Петербург, чтобы продолжить обучение на юридическом факультете столичного университета, за страстные увлечения женщинами Зданевича прозвали «бабником» и необузданным «целовальщиком», а будущий поэт стал известен, в первую очередь, за связь с красавицей и светской львицей Палладой Олимповной Старынкевич.
Студент Петербургского университета Илья Зданевич
Студент Петербургского университета Илья Зданевич

Во время учебы в университете Зданевич познакомился с поэтами Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, писателем Ильей Эренбургом, художником Михаилом Ларионовым и своим «альтер эго» Владимиром Маяковским.

  • Зданевич придумал подрезать низ брюк до тех пор, чтобы можно было в них передвигаться, не снимая пальто, только мелкими шажками. Много лет спустя он утверждал, что ввел в моду стиль entraves, предполагающий, что нижняя часть платья или юбки уже, чем верхняя. Вместе с Ларионовым и Маяковским Зданевич раскрашивал лицо, пугая прохожих и «выдавал себя за поэта», вызвав ярость Бальмонта.
Михаил Ларионов и Илья Зданевич
Михаил Ларионов и Илья Зданевич

Начавшаяся роковая война отрезвила голову молодого «провокатора», лишив юношеского легкомыслия и благодушного настроения.

Илья Зданевич в военный период

Как писал Илья Зданевич, Первая мировая война пробудила в нем страстного журналиста.

  • В то время он стал ярым пораженцем (что находило понимание не у всех даже в самой радикальной партии социал-демократов, возглавляемой Владимиром Лениным).
  • Зданевич считал, что:
«Россия не только должна быть разгромлена, но и распасться на тысячу республик, сама обратившись в пятистепенное государство с выходом в Ледовитый океан. Отымем у нее окраины, самое неотложное дело».

Для указанных целей Илья Зданевич стал пристально интересоваться Восточным вопросом, подразумевающим переплетение геополитических и экономических интересов Российской, Британской, Германской и Османской империй на Балканах, Ближнем Востоке, Каспийской зоне и в черноморских проливах вблизи Константинополя.

  • Чтобы не оказаться на фронте, Зданевич стал корреспондентом петроградской газеты кадетов «Речь», на страницах которой выступал в защиту национальных меньшинств. Себе в заслугу он ставил сотрудничество с газетой грузинских националистов «Закавказская речь». Получив прекрасное юридическое образование (золотая медаль по итогам обучения в Петербургском университете), он выступал на судебных процессах, посвященных государственной измене. Как позже шутил Илья Зданевич, лишь благодаря военной цензуре, редактирующей его пламенные речи, молодой оратор не оказался на скамье подсудимых.
  • В 1916 году он выехал на Кавказ, в северо-восточную часть Турции. Вместе с наступавшей российской армией Зданевич поднялся в горы Эрзурума, побывал в Трабзоне (прежнем Трапезунде – последней столице Византии). Но особенной его страстью стал крошечный бассейн реки Чорох, в наши дни относящийся к району Аджарии южнее Батуми, место нахождения Древней Колхиды и конечный пункт путешествия за Золотым руном мифических аргонавтов.
Бассейн реки Чорох в наши дни
Бассейн реки Чорох в наши дни

В горячие дни февральской революции Илья Зданевич возвратился ненадолго в Петроград и вошел в состав Временного правительства, где служил сотрудником канцелярии в военно-морском министерстве Александра Керенского. Потерпев в столице неудачу в отстаивании своего взгляда на политику по вопросам культуры, летом 1917 года Зданевич покинул Петроград и отправился в город Карс (ныне – в составе Турции), чтобы продолжить исследование Кавказа. Вскоре в составе археологической экспедиции, организованной на средства Грузинского общества истории и этнографии, он достиг долгожданного бассейна реки Чорох.

Илья Зданевич в молодые годы
Илья Зданевич в молодые годы
  • Здесь, занимаясь фотографированием, составлением чертежей и обмерами древних церквей, Зданевич не упускал случая агитировать местное население за обретение независимости от центра и выступал в печати против колониальной политики бывшей империи. Улучив момент, вместе с проводником он поднялся на вершину Понтийских гор Качкар высотой около 3937 метров.
  • На основе своих впечатлений от поездки Илья Зданевич написал роман «Восхищение», вышедший в Париже в 1927 году и сразу запрещенный в СССР.

«Восхищение»

Действие в романе начинается с убийства монаха-отшельника брата Мокия скрывающимся в горах дезертиром и разбойником Лаврентием. Решив переждать некоторое время, Лаврентий поселился в недоступной горной деревушке, находящейся в окружении «подлой империи», поблизости от места своего преступления.

  • В ней проживали, в основном, ущербные от природы люди, а именно: зобатые и кретины. В той же деревушке у бывшего лесничего воспитывалась необыкновенно красивая и одаренная дочь Ивлита. Она внушала благоговейный ужас женщинам, робость и немое восхищение мужчинам из данного селения и окрестных аулов.
  • Освоившись на новом месте, разбойник Лаврентий похитил Ивлиту у отца, который в отчаянии проклял родную дочь. Вскоре отец от обрушившегося на него горя и побоев от новоиспеченного зятя умер.
Авторский рисунок к роману «Восхищение»
Авторский рисунок к роману «Восхищение»

Лаврентий начал совершать успешные набеги на окрестные селения и быстро сколотил банду из отверженных обществом искателей приключений. Он стал очень богатым и обрел славу неуловимого борца за справедливость против деспотии ограниченного, старого и развратного правителя края.

  • Неожиданно в деревне появился неприятной наружности человек по имени Василиск («маленький, сутулый, с седенькой бородкой» и смешными очками), который, назвавший представителем радикальной партии, предложил Лаврентию участвовать в ограблении казначейства в столице империи. Лаврентий вместе с революционерами успешно завершил налет на конный транспорт, доставлявший банковские билеты. Однако, разглядев в лице Василиска провокатора, он его убил и скрылся от полиции в ставшей для него родной деревушке.
  • Ивлита, подвергаясь непрерывному насилию со стороны Лаврентия, в душе его возненавидела.
  • Когда в деревне появился статный и «жеманный» капитан Аркадий во главе большого карательного отряда, она выдала нахождение скрывающегося в горах Лаврентия. Бунтовщика и разбойника поймали и, закованного в кандалы, заперли в тюремную камеру крепости. Однако доброжелатели вскоре освободили Лаврентия. Он в ярости поспешил добраться до Ивлиты, чтобы отомстить ей за предательство. Когда он ее отыскал, Ивлита в этот момент собиралась родить ему наследника. От родов она скончалась, а младенец не пережил свою мать.

По мнению некоторых исследователей, роман «Восхищение» можно рассматривать «как перенесенную в горы мифической страны историю футуризма». Разбойник Лаврентий, надевавший под войлочный плащ желтую рубашку, списан с Владимира Маяковского. Известен написанный около 1913 года Маяковским «Автопортрет в желтой кофте», благодаря которому новый образ возмутителя «ходячего вкуса» обрел скандальную популярность.

В. Ф. Шехтель "Маяковский с сигаретой в полосатой кофте"
В. Ф. Шехтель "Маяковский с сигаретой в полосатой кофте"

Ивлита олицетворяет собой поэзию. В образе одноногого жителя деревни Ионы, сквернословящего при виде неземной красоты Ивлиты, выведен одноглазый «отец русского футуризма» Давид Бурлюк.

«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк (1882 - 1967)
«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк (1882 - 1967)

Отец «всех зобатых», входивших в шайку Лаврентия – это один из основателей русского авангарда Велимир Хлебников.

Велимир Хлебников (крайний слева) и Владимир Маяковский (второй справа)
Велимир Хлебников (крайний слева) и Владимир Маяковский (второй справа)
  • Зданевич писал, что созданная им заумная поэзия, названная автором «ывонным языком», подразумевает среду страшного давления звука, в которой могут проживать только незаурядные существа, состоящие из уродов и кретинов. Ими Зданевич населил воображаемую горную деревню, где скрывался от правосудия Лаврентий.
  • После убийства монаха и отца Ивлиты главный герой теряет волю и бескорыстие. Смерть бывшего лесничего и отца Ивлиты означает конец ожесточенного соперничества за первенство между Маяковским и Зданевичем в 1917 году и победой в данной борьбе Маяковского. Сотрудничество с революционерами привело Лаврентия к духовному разрыву с Ивлитой, то есть показало отход Маяковского, по мнению Зданевича, от зауми, то есть «настоящей поэзии».

Символично, что после выхода «Восхищения» в печать Маяковский совершил самоубийство.

«Философия»

После октябрьских событий 1917 года, ознаменовавших появление на карте молодого государства «рабочих и крестьян», Илья Зданевич вернулся в родной для него Тифлис, где оставался около трех лет. Здесь вместе с приятелем Игорем Терентьевым, поэтом, ставшим позднее известным театральным режиссером, Зданевич создал поэтические группы «Синдикат футуристов» и «410».

  • В возникшей после революции Грузинской демократической республике Илья Зданевич в 1919 году работал в качестве переводчика при Британской железнодорожной миссии. С конца 1919 года он служил в Счетной палате отдела Железнодорожного департамента американской благотворительной организации «Помощь на Ближнем Востоке» (Near East Relief, или N.E.R.), оказывающей помощь пострадавшим от геноцида армянам.
  • В ноябре 1920 года Зданевич подал заявление в комиссию искусств при Учредительном собрании, прося оказать ему содействие для выезда во Францию.
  • В ноябре 1920 года молодой поэт на пароходе вместе с турецкими военнопленными и скотом переправился из Батуми в Константинополь (Стамбул).
Исход белой армии Врангеля из Крыма
Исход белой армии Врангеля из Крыма
  • Причиной отъезда Зданевича из Грузии стало стремительное распространение влияния Советской России в правительстве и литературной среде независимого буржуазного государства. После воцарения в 1921 году в Грузии советской власти начались аресты и расстрелы близко знавших Зданевича поэтов – футуристов. Игорь Терентьев, уехавший вслед Зданевичу в Константинополь, вернулся в СССР и был отправлен в лагерь в 1931 году. В 1937 году он был расстрелян.
Поэт – авангардист Игорь Терентьев (1892 - 1937)
Поэт – авангардист Игорь Терентьев (1892 - 1937)
  • Художник и старший брат Кирилл Зданевич, последовавший за Терентьевым, был арестован в 1949 году и приговорен к 15 годам лагерей.
  • Константинополь, куда попал Илья Зданевич в 1920 году, оказался «мирно завоеван» русскими беженцами. В основном здесь влачили жалкое существование бывшие войска генерала Врангеля, а также находились бежавшие от большевиков бывшие «зажиточные классы» и представители творческой интеллигенции.
  • Философ-мистик Георгий Гуржиев вместе с учеником Петром Успенским в районе Пера открыли Институт гармонического развития человека. Вдоль кривого коридора Пера появились русские рестораны, где богатых иностранцев обслуживали русские изящные аристократки, говорившие на пяти языках.
  • В клубе «Русский маяк», организованный на средства американской благотворительной ассоциации YMCA (как писал политик Василий Шульгин, ссылаясь на «правых» публицистов, - на американские деньги с легкой «прожидью»), проводились известные по произведениям Михаила Булгакова, Аркадия Аверченко и Алексея Толстого «тараканьи бега».
Русские эмигранты в Стамбуле
Русские эмигранты в Стамбуле
  • На противоположном берегу бухты возле «галатской» лестницы возникла стихийная «русская биржа», где происходил обмен денежных знаков, бонов и кредитных билетов многочисленных исчезнувших «красных» и «белых» республик, возникших между 1918 и 1920 годами.

Зданевич снова устроился на работу в организацию «Помощь на Ближнем Востоке», с которой он сотрудничал в Тифлисе.

  • Поселившись на чердаке лавки у стен мечети Айя София, Илья Зданевич под впечатлением от увиденного написал роман «Философия».
Храм Айя Софии в Стамбуле
Храм Айя Софии в Стамбуле
  • В центре произведения - противостояние бывшего турецкого военнопленного Мусы Саида (называвшегося также Алемдаром, Изедин-Беем, Болоусовым и Синейшиной), Ильязда (самого Ильи Зданевича) и Яблочкова (он же - Яблочко, Облочко и Триодин). По ходу развития сюжета синеглазый и светлобородый турок оказался эмиссаром оппозиционного правительства Мустафы Кемаля и, одновременно, офицером турецкой контрразведки, великолепно владеющего русским языком, что позволило ему превращаться в ярого патриота-националиста в среде русской диаспоры. Яблочков, выдававший себя вначале за последователя «белого» движения, в конце романа превратился в сурового резидента большевиков Триодина.
  • Вместе с соратниками-белогвардейцами Яблочков предпринял первую попытку захвата храма Айя Софии, нарядившись вместе с соратниками ряжеными. Но, благодаря своевременному вмешательству вездесущего Мусы Саида (который и спровоцировал поход русских на Айя Софию от лица Белоусова), заговор провалился.
  • Во второй раз «белый мятеж», намеченный на сентябрь 1921 года и запланированный для овладения Айя Софии под видом местного турецкого восстания против оккупационных войск союзных держав, оборачивается «красным восстанием», возглавляемым опытным советским разведчиком Триодином (Яблочковым). В результате такого восстания храм должен быть взорван, а город переименован в Ленин-град.
Стамбул в 1920-е годы
Стамбул в 1920-е годы

В финале романа голый Ильязд, стоявший на берегу Босфора, встретил бежавшего к храму Мусу Саида (он же – Синейшина) и сообщил ему, что городом овладели русские, только, к ужасу турка, не белогвардейцы, а большевики.

Прототипом большевика Триодина выступил знакомый Зданевича, начинающий поэт и сын белого офицера Владимир Сергеевич Свешников (1902 - 1938).

  • Переехав с Ильей Зданевичем в 1921 году в Париж, Свешников вместе с подающими надежду поэтами первой волны эмиграции Борисом Поплавским и Александром Гингером стали студентами открытого Зданевичем Университета заумной поэзии «410».
  • Замеченный в левых симпатиях, Свешников в 1924 годы был выслан из Франции. Переехав в Берлин, он сотрудничал с просоветскими молодежными организациями. В 1926 году Свешникова репатриировали в СССР. Через год, увидев своими глазами литературную советскую жизнь, он писал друзьям во Францию, чтобы они никогда не думали о возвращении на родину. Вскоре Свешников был арестован по подозрению в организации «Союза защитников демократии ВЛКСМ им. Троцкого» и доставлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Проведя несколько лет в ссылках и заключениях, в 1938 году он был расстрелян.
Владимир Сергеевич Свешников (рисунок Д. С. Лихачева)
Владимир Сергеевич Свешников (рисунок Д. С. Лихачева)
  • Илья Зданевич в романе «Философия» отразил вековую русскую мечту о захвате Константинополя (Царьграда) и контроле над проливами Босфором и Дарданеллами. Пришедшие к власти большевики, несмотря на подписанный в феврале 1921 года советско-турецкий Договор о дружбе, планировали с помощью бывших белогвардейцев, мечтающих отомстить бывшим союзникам по Антанте за свое унижение, осуществить переворот в Константинополе, а власть передать не ангорским кемалистам (заседающим в новой столице - Анкаре), а более радикально настроенным константинопольским кемалистам.
После получения летом 1921 года визы во Францию Илья Зданевич покинул ставшим для него родным Константинополь и обосновался навсегда в Париже.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!