Найти в Дзене
Девушка из книжки

Как одевались в России в 20-х годах прошлого столетия?

После революции жители России оказались в совершенно новой стране. Отказ от буржуазных пережитков, ограниченность в средствах определили новое направление в моде. Люди хотели выглядеть и одеваться по-новому: костюмы и причёски стали для них способом заявить о себе в новой реальности.  Для повседневной мужской и женской одежды характерно полное отсутствие декоративных элементов: галстуков, бантов, рюшей. В романе «Как закалялась сталь» героиню Тоню Туманову, появившуюся на комсомольском собрании в нарядном платье с рюшами, очень осудили: «Вид-то у неё для нас неподходящий, на буржуазию похоже. Как её пропустили сюда?“». Радикальнее всего изменилась женская мода. Главные признаки состоятельной модницы 1920‑х: короткая стрижка с завитыми локонами, прямое платье с низкой талией (чтобы не подчёркивало женственность очертаний), шляпка с вуалью и длинные перчатки. Среди украшений больше всего ценился жемчуг, хотя большинство носили подделку. В моду входит худоба, многие женщины стремилис

После революции жители России оказались в совершенно новой стране. Отказ от буржуазных пережитков, ограниченность в средствах определили новое направление в моде. Люди хотели выглядеть и одеваться по-новому: костюмы и причёски стали для них способом заявить о себе в новой реальности. 

Для повседневной мужской и женской одежды характерно полное отсутствие декоративных элементов: галстуков, бантов, рюшей. В романе «Как закалялась сталь» героиню Тоню Туманову, появившуюся на комсомольском собрании в нарядном платье с рюшами, очень осудили:

«Вид-то у неё для нас неподходящий, на буржуазию похоже. Как её пропустили сюда?“».

Модницы 20-х годов
Модницы 20-х годов

Состоятельные модницы в 20-х годах.
Состоятельные модницы в 20-х годах.

Радикальнее всего изменилась женская мода. Главные признаки состоятельной модницы 1920‑х: короткая стрижка с завитыми локонами, прямое платье с низкой талией (чтобы не подчёркивало женственность очертаний), шляпка с вуалью и длинные перчатки. Среди украшений больше всего ценился жемчуг, хотя большинство носили подделку. В моду входит худоба, многие женщины стремились подражать балеринам и актрисам немого кино. Хорошим тоном считалось перетягивать грудь бинтами, чтобы сделать её плоской. Округлые формы, наоборот, считались неприличными. Желание быть наравне с мужчинам, противопоставить себя старой «патриархальной» системе.

Платье с низкой талией. Мода 20-х годов.
Платье с низкой талией. Мода 20-х годов.

Но такие наряды были доступны только очень узкому кругу состоятельных модниц. Менее богатые женщины одевались проще, но не менее революционно. Носили платья из холста, матерчатые куртки и ситцевые блузы, прямые юбки из солдатского сукна и даже мужские гимнастёрки. В расход шли портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и покрывала, полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе.

Женщины в 20-х годах.
Женщины в 20-х годах.

20-е года
20-е года

Семья в 20-х годах.
Семья в 20-х годах.

Большую популярность имели дешёвые крашеные меха. Не брезговали даже кошками — вспомним, как в «Собачьем сердце» Шариков занимался отловом кошек на шапки. Вместо шляпки с вуалью носили надвинутую на лоб красную косынку. Фасоны преимущественно прямые, неприталенные. Назначение аналогичное — подчеркнуть равноправие и освобождение.

Обувь была менее разнообразной. Все обували сапоги, ботинки, парусиновые тапочки. 

Модными кумирами были актрисы театра и немого кино, балерины и просто очень известные персоны, например муза Маяковского - Лиля Брик. Культурный бомонд мог пользоваться услугами дорогих портных и модельеров наряду с партийной элитой и разбогатевшими нэпманами.

Лиля Брик в 20-х годах.
Лиля Брик в 20-х годах.

Актриса в 20-х годах.
Актриса в 20-х годах.

Актриса в 20-х годах.
Актриса в 20-х годах.

Мужчины одевались более аскетично. Многие донашивали старую военную форму, которую получили во время Гражданской войны. Основу их простого гардероба составляли гимнастёрки с широкими кожаными ремнями, косоворотки и холщовые толстовки, в редких случаях — городские пиджаки и френчи. В массовой мужской моде изначально гораздо заметнее были тенденции унификации, одинаковости, которые выйдут на пик в 1930‑е годы.

Мужчины в 20-х годах
Мужчины в 20-х годах

Мужчины в 20-х годах.
Мужчины в 20-х годах.

Для большинства основным источником знаний о моде и выкроек стали советские журналы.

В 1923 году СССР перенимает опыт заграничных коллег и выпускает свой первый журнал мод. Он получил название «Ателье». С журналом сотрудничали: художники Юрий Анненков, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Головин, Константин Сомов, Игорь Грабарь, скульптор Вера Мухина, поэтесса Анна Ахматова, историк искусств Николай Пунин. Здесь опубликовали не только модные новинки, но и довольно серьёзные материалы о свойствах тканей, их пластичности, важности конструирования одежды по фигуре.

Журнал «Ателье» 1923 год.
Журнал «Ателье» 1923 год.

Разворот журнала о моде «Ателье»
Разворот журнала о моде «Ателье»

Разворот журнала о моде «Ателье»
Разворот журнала о моде «Ателье»

Среди других популярных изданий выделялись «Домашняя портниха», «Искусство одеваться», «Моды», «Журнал для хозяек». Они делились с читательницами модными тенденциями и выкройками для самостоятельного шитья.

Журнал «Искусство одеваться» 1928 год.
Журнал «Искусство одеваться» 1928 год.

Журнал «Домашняя портниха» 1929 год.
Журнал «Домашняя портниха» 1929 год.

В 30-х годах началась тенденция к унификации внешнего вида «советского человека». Одинаковая одежда без украшений, отказ от собственного стиля в пользу общего, утилитарность нарядов отражали перемены в обществе. Быть отличающимся стало не только неприлично, но и опасно. Причины, конечно же, были политические. Прекращение свободной торговли отменило возможность подбирать одежду индивидуально, выбирать, что нравится. Дефицит тканей так и не удалось преодолеть. Одежда приобретёт более милитаристский и спортивный характер.