Найти в Дзене
ЦИФРОХАЙП

Пять малоизвестных подводных лодок СССР, которые заслуживают внимания...

Оглавление



ТОП-5 отечественных подлодок, каждая из которых обладает необычными техническими решениями или историей. Они редко появляются в заголовках и обсуждениях, но представляют собой уникальные инженерные разработки своего времени. И так поехали!

Проект 665: дизельная «ракетница» с лицом хомяка

Необычный облик подлодки проекта 665 не оставляет равнодушным: из-за формы ограждения рубки с четырьмя пусковыми установками П-5, лодку прозвали «лягушкой» или «каракатицей». Схожесть с хомяком — дело вкуса, но внешность определённо выделяет её на фоне других.

Сами подлодки были не новыми: в основу легли субмарины проекта 613, ставшего самым массовым в истории ВМФ СССР. Между 1959 и 1964 годами шесть таких лодок переоборудовали под новое вооружение — крылатые ракеты П-5. Эти ракеты запускались только с поверхности и могли нести как фугасные, так и ядерные боевые части. Дальность составляла от условий и составляла от 430 до 650 км.

Хотя проект был экспериментальным, он стал значимым этапом в развитии ракетного вооружения подводного флота. К 1980 году все лодки были выведены из эксплуатации.

Подпишитесь и не пропустишь про технологии, мировые новости и бешеные факты:

https://dzen.ru/cifrohype

В ТГ публикую IT новости, обзоры, советы (заходите):

https://t.me/cifrohype

Проект 690 «Кефаль»: подлодка-мишень

-2

Конец шестидесятых годов ознаменовался появлением поистине уникального типа субмарин — проекта 690, получившего название «Кефаль». Эти лодки не предназначались для боя, их задачей было обучение, тестирование и отработка тактик ПЛО (противолодочной обороны). Они играли роль «живых» целей.

Несмотря на наличие 400-мм и 533-мм торпед, боевое применение «кефалей» не планировалось. Они испытывали инертные глубинные бомбы и учебные торпеды. При этом подлодки должны были сохранять целостность корпуса и работоспособность систем даже при прямых попаданиях снарядов без взрывчатки, что само по себе являлось техническим вызовом.

Серия включала 4 лодки, построенные с 1967 по 1970 годы. Две из них служили на Тихоокеанском флоте, остальные — на Северном и Черноморском. Каждая имела экипаж из 33 человек, включая 6 офицеров, и водоизмещение до 2490 тонн. Все были списаны в 1990-х.

«Краб»: первый в мире подводный минный заградитель

-3

История отечественного подводного флота начиналась задолго до СССР. Яркий пример — «Краб», построенный в Российской империи по проекту инженера Михаила Налетова. Он стал первой специализированной подлодкой-минным заградителем в мире.

На борту размещались до 60 морских мин и 4 торпеды. В составе Черноморского флота «Краб» участвовал в Первой мировой войне. Известно как минимум об одном потопленном турецком корабле — канонерке, подорвавшейся на минах, выставленных этой лодкой в Босфоре.

После 2-ух успешных боевых операций «Краб» отправился в 1916 году на капитальный ремонт, из которого уже не вышел. В 1919 году англичане затопили лодку при эвакуации из Крыма. Попытка подъема была в 1935 году, но восстановление не осуществили — лодку пустили на металл.

Проект 908 «Тритон-2»: больше не значит громоздко

-4

Если «Тритон-1М» можно было назвать персональным подводным мотоциклом, то его продолжение — проект 908 «Тритон-2» — стал мини-субмариной для группы водолазов. Экипаж увеличился до шести человек, из которых двое занимались управлением, а 4-ро входили в состав десанта.

Корабль получил две кабины: носовую — герметичную для пилотов, и кормовую — заполняемую водой, где размещались боевые пловцы. Такая конструкция позволяла обеспечить выход без шлюза, что было важно при ограниченных размерах аппарата.

«Тритон-2» получил гидроакустическую станцию и навигационную аппаратуру, а также автономность до 60 миль. Скорость под водой не превышала 5 узлов. С 1980 по 1985 год было выпущено 12 экземпляров. Парочку сохранились в музеях — во Владивостоке и Кронштадте.

Проект 907 «Тритон-1М»: сверхмалая, но функциональная

-5

Самая крохотная из представленных — подлодка «Тритон-1М», созданная для скрытной транспортировки боевых пловцов. Несмотря на минимальные габариты и экипаж всего из двух человек, эта субмарина могла выполнять множество задач: от разведки и минирования до охраны акваторий и обследования морского дна.

Двигалась лодка с помощью электромотора, погружение до 40 метров и могла находиться в автономном плавании до 7,5 часов. Экипаж находился в воде — кабина была негерметична. Масса — всего 3,7 тонны.

С 1973 по 1980 годы было построено 32 таких микросубмарины. Некоторые — музейные экспонаты, но судьба большинства остаётся неизвестной.

На этом обзор редких и малоизвестных отечественных субмарин завершён. Эти лодки доказывают, что подводный флот — это не только атомные гиганты, но и инженерные эксперименты, технические вызовы и уникальные разработки, многие из которых до сих пор остаются в тени.

Если вам было интересно — поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые материалы