В мусульманской Испании лица иудейского вероисповедания пользовались некоторым покровительством властей Кордовского халифата и его политических преемников. Поскольку принадлежали к категории так называемых «народов книги» – людей, верующих в единого бога и имеющих собственное писание. Поэтому Коран призывал их уважать и защищать.
Так как дети Сиона исторически специализировались на торговле, многие из них были связаны с морем и морским делом. Когда христианские королевства по мере отвоевания Пиренейского полуострова у мавров начали закручивать гайки, местные евреи бежали прочь или были принудительно крещены. Многие из них тогда подались в Америку, поскольку инквизиция туда еще не успела дотянуть свои загребущие руки и некому было трясти всех подозрительных.
Переводчиком Колумба и первым европейцем, что со времен викингов ступил на американскую землю, стал крещеный еврей Луис Ваэс де Торрес. Его примеру вскоре последовали многие соплеменники, которые переехали в недавно основанные колонии Испании и Португалии, а затем и других морских держав. В основной массе это были конверсо – т.е., еврейские католики в первом и втором поколении. Многие там вернулись в иудаизм и стали жить-поживать, да добра наживать.
Одним из самых знаменитых первопоселенцев стал соратник Кортеса конкистадор Гонсало Герреро – он попал в плен к майя и со временем стал военным вождем союза из нескольких городов-государств. Этот человек много лет сражался с завоевателями, но потом все же поймал испанскую пулю. В Мексике его считают народным героем.
Другие евреи предпочитали вольные пиратские республики, где никто не смотрел на национальность и веру. Например, на Ямайке вплоть до 19-го века пятая часть населения исповедовала иудаизм, пока эти люди не перебрались в Европу или более спокойные США. Капитан Моисей Коэн Энрикес даже взял с боя знаменитый испанский «золотой флот» и помог голландской Ост-Индской компании захватить у португальцев побережье Бразилии.
Из-за дефицита жителей губернаторы ранних колоний были вынуждены придерживаться политики веротерпимости. Поэтому в иные времена там было много испанских евреев, которые сохраняли свою веру тайно или явно. Однако, по мере укрепления и разрастания поселений сюда все-таки проникла суровая инквизиция, и у здешних детей Сиона настали смутные времена.
Некоторые евреи тогда стали переселяться к индейцам. Кое-кого даже обратили в иудаизм: племя тупи в Бразилии, жителей перуанских высокогорий, население центральной части Мексики. Другие отправились во владения Англии и Франции на территории нынешних США, где им разрешали исповедовать иудейскую веру и смотрели не сильно косо.
Пользуясь своими связями в Европе, американские евреи помогли наладить заморскую торговлю. В том числе, к сожалению, поучаствовали в торговле африканскими рабами, за что им афроамериканцы пеняют по сей день. В каждом крупном городе на восточном побережье существовала своя община, пусть и состояла она из пары десятков человек.
Так, например, некий выходец из Голландии Альберт Леви был врачом техасской армии, сражавшейся за независимость от мексиканцев. Он считается первым евреем в этом штате.
Со временем еврейские жители Латинской Америки забыли свою веру и перешли в католицизм. Лишь в 19-20-х веках там появились новые общины, преимущественно европейского ашкеназского происхождения. Только еврейское население США, жившее в более благоприятных условиях, сумело сохранить свое самосознание и религию. До 20-го века это были сефарды – потомки испанской общины.
Кстати, обращенные в иудаизм индейцы тоже постепенно стали христианами. Но сохранили некоторые обычаи, например, отказ от употребления в пищу свинины и запрет на работу в субботний день. Впрочем, настоящему индейцу завсегда везде ништяк – он и в будни особо не работает.