Если вы новичок в звукозаписи, вам может быть интересно, что такое мастеринг (англ. mastering), и чем он отличаются от записи (англ. recording) и сведения (англ. mixing). В этой статье мы опишем три ключевых этапа создания музыки и разберем их различия.
Порядок этих этапов почти всегда такой: запись -> сведение -> мастеринг. Это связано с тем, что нельзя свести трек, пока он не записан, и нельзя выполнить мастеринг, пока трек не сведен. Итак, переходим к описанию.
Запись (Recording)
В музыкальном производстве запись подразумевает фиксацию всех инструментальных и вокальных партий - будь то аудио или MIDI - на отдельных дорожках в DAW-программе (Digital Audio Workstation, цифровая аудиостанция), например, в Steinberg Cubase. DAW - это мощные приложения, которые можно использовать не только для записи, но и для сведения, а в некоторой степени даже для мастеринга.
Современные аудиоинтерфейсы и приложения позволяют записывать игру даже дома или на природе. Конечно же, это актуально для записи проектов с небольшим количеством дорожек, например, гитары и вокала.
Некоторые музыканты делают пробные записи, так называемый предпродакшн. Это может быть поканальная запись репетиции, аранжировка и создание демо-записей перед основным трекингом. Можно сказать, что с этого этапа для многих коллективов начинается написание новых песен.
Процесс записи в студии можно разделить на два основных этапа:
- Трекинг - запись основных элементов композиции, таких как ударные, бас и ритм-гитара или клавишные. Обычно эти инструменты записываются первыми, образуя скелет будущего шедевра. При этом один инструмент может занимать несколько дорожек. Например, звук барабанов будет сниматься несколькими микрофонами, сигнал с каждого из которых будет записан на выделенную дорожку.
- Овердаббинг - добавление новых партий поверх уже записанных треков. Чаще всего это сольные инструменты или вокал, а может и группа музыкантов, например, духовая секция. При этом каждый инструмент будет записан на отдельную дорожку. И снова запись может делаться на несколько микрофонов, звук с которых будет различаться. И тогда число дорожек на каждую партию будет равно числу микрофонов.
Отдельно можно выделить живую запись, когда фиксируется исполнение всех участников, играющих одновременно, как на концерте. А может быть это и будет запись с концерта. Этот метод требует хорошей изоляции микрофонов, чтобы избежать смешивания сигналов между дорожками, что может осложнить сведение. Это происходит из-за того, что микрофоны одних инструментов могут улавливать звучание других. На сцене подобную изоляцию создать практически невозможно. При этом существуют большие студии, где одновременно могут записываться целые оркестры: каждый музыкант играет в свой микрофон и отгорожен экраном, сидя в своеобразной капсуле. Других музыкантов он слышит через наушники.
Сведение (Mixing)
Сведение (или "микширование") - это процесс объединения всех дорожек многоканальной записи в один стерео- или монофайл. Некоторые DAW также поддерживают сведение в форматы объемного звука, такие как 5.1 или 7.1, или даже Dolbi Atmos.
В DAW есть специальное окно виртуального микшерного пульта, имитирующее аппаратные микшеры профессиональных студий, где можно:
- Регулировать уровень каждой дорожки с помощью фейдеров.
- Распределять звук по панораме (расположение инструментов в пространстве).
- Добавлять эффекты, такие как реверберация (reverb) и дилей (delay).
Современные DAW также позволяют автоматизировать параметры микса, например, изменения громкости, панорамы или уровней эффектов в определенных частях песни.
Финальный этап сведения - баунс, когда DAW объединяет все дорожки в один аудиофайл. После этого можно переходить к мастерингу.
Мастеринг (Mastering)
Итак, мастеринг - это финальная "полировка" музыки, где применяются частотные и динамические корректировки для достижения предпочтительного звучания. Некоторые музыканты и звукорежиссёры ищут своё собственное звучание, кто-то использует референсы (примеры), чтобы трек звучал похоже на некий эталон.
Обычно мастеринг выполняют не те же инженеры, что записывали и сводили материал, а специалисты в акустически подготовленных студиях с высококлассным оборудованием. Именно от качества мастеринга будет зависеть способность трека звучать хорошо и в наушниках, и в автомобиле, и на аппаратуре класса Hi-Fi.
Мастеринг-инженер улучшает звук с помощью:
- Эквализации (EQ) и динамической обработки.
- Аналогового преобразования (для придания "теплого" звучания через ламповые или tape-эффекты).
- Нормализации громкости под стандарты потоковых сервисов, винила или CD.
Для альбомов или EP мастеринг также включает:
- Балансировку громкости между треками.
- Расстановку песен в правильном порядке и настройку пауз между ними.
- Специальную подготовку для винила, учитывая физические ограничения формата.
Заключение
Если вы только начинаете свой путь в мире звукозаписи, сосредоточьтесь на записи и сведении. Мастеринг можно освоить позже. Что нужно для создания своей первой студии? Ответ вы найдёте тут.
Даже лучшие инженеры начинали с нуля, так что смело погружайтесь в создание музыкального наследия!