24 мая 2008 года в поселке Ильинский бесследно исчезла Наталья Рачева, студентка юридического факультета заочного отделения. В то утро она возвращалась домой после развлечений в баре, расположенном в 20 километрах от населенного пункта, где проживала.
Вместе с ней были подруги и молодые люди. По дороге возник спор и Наталья попросила, чтобы ее высадили. После этого о ней больше никто ничего не слышал.
Расследование исчезновения велось силами трех опытных сотрудников, в том числе начальника отдела по борьбе с уголовными преступлениями, руководителя местного РОВД и кинолога.
Для команды, способной раскрывать преступления любой сложности, от краж до тяжких преступлений, это дело поначалу не представляло особой сложности. Но время шло, и следствие зашло в тупик.
В течение последующего десятилетия дело не раз поворачивалось в ложную сторону.
Следователям поступали анонимные послания с именами предполагаемых виновных, а подозрения падали почти на каждого – от близких подруг Натальи до сотрудников правоохранительных органов. Что же на самом деле произошло с девушкой — все версии в материале РЕН ТВ.
Уголовное дело по статье "Убийство" до сих пор не закрыто, а потому все имена в статье изменены.
Последняя ночь
Ильинский – небольшой живописный поселок Пермского края, расположенный примерно в 90 километрах от областного центра.
Здесь, на пересечении Камы и Обвы, жила Наталья Рачева. Буднями она работала с отцом в военкомате, а выходные посвящала отдыху с подругами.
Вечером 24 мая она вместе с Людмилой и Светланой отправилась в бар "Сирень". Компания отдыхала, выпивала – как позже вспоминали очевидцы, "молодость, да и только".
"Конечно, не обошлось без алкоголя, молодость же. Когда собрались домой и вышли из заведения, я спросила Наташу: "С кем поедем?"
"Вот с ним", – указала Наташа на водителя припаркованных возле бара "Жигулей", рассказывала Людмила в интервью KP.RU.
Девушка водителя не знала. В ту ночь он был в баре в компании двух мужчин из Ильинского. В "Жигули" сели шестеро: Наталья заняла переднее пассажирское место, остальные – сзади.
"Двигались очень шумно: кричали, порой употребляли нецензурные выражения. Это и неудивительно, учитывая сильную тесноту и состояние опьянения всех присутствующих. Наташа попросила вести себя тише.
Я ей ответила: "Раз мы тебе мешаешь, садись к нам на заднее сиденье, посмотрим, как тебе тут понравится". Слово за слово, Наташа разозлилась и потребовала остановиться и выпустить ее.
Мы остановились возле моста через реку Обва, приблизительно в 10 километрах от дома.
Она вышла, вместе с ней вышел водитель и заявил, что вернется за ней сразу же, как развезет нас по домам. С того мгновения Наташу больше никто не видел", – вспоминала девушка.
Начались поиски
На следующий день весь поселок включился в поиски. Мать Наташи Любовь Викторовна по прошествии нескольких недель безрезультатных розысков в отчаянии начала обращаться к экстрасенсам.
"Чего они только не утверждали, каких советов не давали. Одни уверяли, что она находится в плену, другие – что мертва, третьи – что скоро вернется. Но все они просто вымогали деньги. А я?
Как и любая мать, я хваталась за любую возможность. В том состоянии я была готова душу продать дьяволу, лишь бы узнать, где моя дочь", – с горечью поделилась Любовь Викторовна.
Некоторые "специалисты" советовали выбросить ее вещи, якобы это могло "разрешить" ситуацию. Теперь о Наташе в доме напоминают лишь фотографии.
Подозрения и сомнения
Милиция действовала стандартно: допросы, проверка алиби, экспертизы, полиграф. Первыми были опрошены находившиеся в машине. Подруг быстро исключили из числа подозреваемых.
Один из пассажиров – Роман Ломов – был настолько пьян, что заснул сразу, как вернулся домой. Его слова подтвердили свидетели.
Подозрения вызывали водитель Алексей Саблин и пассажир Владимир Шпагин.
"Меня не оставляет в покое этот Саблин. На допросах он утверждал, что когда развез всех по домам и направился за Наташей, она позвонила ему и сообщила, что села на попутный транспорт и доберется самостоятельно.
После этого, по его словам, он отправился к приятелям", – рассказывал оперативник в беседе с KP.RU.
Телефонный звонок действительно был. Следователи проверили биллинг и убедились: около шести утра с номера Наташи поступил звонок из села Васильевка, в 20–30 км от места, где ее высадили.
Но Васильевка – в противоположной стороне от Ильинского, на трассе в Пермь. Если верить версии о попутке, она ехала не домой.
У оперативников остались вопросы к поведению Алексея в те часы.
"Алексей высадил Наташу около пяти утра, пока он всех развез и направился за ней, было почти шесть. После ее отказа от услуг, по его словам, он поехал к друзьям.
Друзья же в ходе допросов заявляли, что в тот день были сильно пьяны и с трудом припоминают, приезжал ли к ним Алексей, однако склоняются к мысли, что он все же был. А если не был?
У него в распоряжении было целых три часа. За этот период можно успеть многое", – рассказал оперативник.
В девять утра Шпагин проснулся у себя и позвонил Саблину, попросив подвезти его в Чермоз. Друзья Шпагина подтвердили, он действительно был у них.
"Да всех их надо снова тщательно проверить, внутреннее чутье подсказывает, что они что-то утаивают. Но кто мы сейчас?
Все, кто занимался этим делом, давно в отставке, поэтому пусть этим занимаются действующие сотрудники", – рассказывал экс-милиционер.
Версия о брате
Некоторые сотрудники следствия рассматривали и другую версию: исчезновение Наташи могло быть связано с ее братом.
За несколько лет до этого он приехал в Ильинский, но вскоре оказался должен крупную сумму людям из Березников. Скрывался, а затем, по некоторым сведениям, покончил с собой из-за долгов.
Один из бывших оперов сообщил, что эти люди нашли Наташу, угрожали, психологическое давление оказывалось серьезное.
Прямых угроз не было, но звонили постоянно, требовали вернуть деньги. Наташа держалась твердо: говорила, что платить не будет.
После смерти брата звонки прекратились. Версия о связи исчезновения с долгами также отрабатывалась, но подтверждений не получила.
Телефон Натальи спустя месяц был найден в мусорном баке на территории Перми. Что случилось с ней на самом деле, до сих пор остается загадкой.
По координатам сотовой сети удалось установить, что телефон включился в столице края. На место выехал оперативный сотрудник.
"В аппарате уже была установлена SIM-карта другого абонента. Им оказался владелец автомоек в Мотовилихинском районе.
Он рассказал, что телефон ему принес бомж, который часто околачивается возле его мойки и приносит разный хлам.
Когда мы поговорили с бездомным, он пояснил, что нашел аппарат в мусорном контейнере во дворах на улице 1905 года. Других личных вещей Натальи обнаружено не было.
Каким именно образом телефон там оказался, нам так и не удалось установить. Предположительно, его выбросили те, в чью машину села Наталья", – поделился бывший следователь.
Сообщение из женской колонии
В 2014 году в дело внезапно вмешался неожиданный источник: один из оперативников получил закрытую информацию из женской исправительной колонии № 32. В сообщении фигурировали фамилии якобы причастных к убийству.
Данные поступили от сотрудника учреждения. Ему, в свою очередь, рассказала заключенная по фамилии Рочева.
Удивительно, но с пропавшей Наташей у них почти совпадение фамилий – различие всего в одной букве, как рассказал экс-милиционер. По словам Рочевой, она услышала это в СИЗО Кудымкара от других арестанток.
Говорили, что Наталью Рачеву, пропавшую в 2008 году, убили ее же земляки – братья Тютиковы.
Когда оперативники приехали в колонию, Рочева подтвердила факт разговора, но точные имена тех, кто делился этой информацией, и обстоятельства вспомнить не смогла.
Так в расследовании появились новые фигуранты, но крепких зацепок не прибавилось.
Сотрудника колонии, передавшего информацию, найти уже не удалось – он уволился и на гражданке отследить его не получилось.
"Безусловно, по этим Тютиковым мы также вели работу: проводили допросы, тестировали на полиграфе, выполняли экспертизы – ничего подозрительного не выявили.
У меня до сих пор множество вопросов относительно этого тюремного разговора: кто эти осужденные, откуда у них сведения о братьях Тютиковых и зачем они рассказали об этом Рочевой?
Возможно, услышали созвучную фамилию и вспомнили эту историю... Но ответы на эти вопросы так и не были получены", – рассказал экс-следователь.
Новая волна допросов
В 2016 году, спустя восемь лет с момента исчезновения, следствие вновь вернулось к старым фигурантам.
Поводом послужила информация, что Владимир Шпагин занялся наркоторговлей. Его взяли в оперативную разработку.
Шпагина задержали, судили и этапировали в колонию под Кунгуром. Следователи решили повторно провести проверку на полиграфе – никаких новых зацепок.
Оперы снова приехали в Чермоз, где опросили друзей Шпагина, у которых он побывал утром 24 мая сразу после исчезновения Наташи.
"Знаете, меня до сих пор беспокоит одно обстоятельство: в то утро 24 мая, когда Шпагин приехал к друзьям, он залпом выпил бутылку водки, заявив, что ему очень плохо. Но от чего ему было плохо?
Можно провести параллель с исчезновением Наташи, но подтвердить это, к сожалению, никак невозможно", – вспоминала подруга Наташи Людмила.
"Да, подобные разговоры действительно имели место, и значение их неясно, однако связывать это с Натальей при отсутствии доказательств невозможно", – рассказывал оперативник.
Саблин занервничал
Спустя еще два года, в 2018-м, решили вновь проверить водителя тех самых "Жигулей" – Алексея Саблина.
Его заблаговременно предупредили о предстоящей проверке на детекторе лжи. Мужчина воспринял новость тяжело, он явно не хотел ворошить прошлое.
Саблин неоднократно переносил проверку: жаловался на плохое самочувствие, бессонницу, недомогание. Однако в итоге все же согласился пройти тест.
Эксперт отметил некоторые противоречия, но в целом результаты не дали оснований полагать, что Алексей причастен к исчезновению Натальи.
Запутанный след Туманова
Еще один запутанный эпизод – показания милиционера-водителя Дмитрия Туманова. Он утверждал, что в момент, когда Наталья исчезла, видел ее в машине, но не в той, что принадлежала Саблину.
"Точную марку он назвать не мог, однако настаивал, что в салоне находилась именно Наташа. Даже назвал еще одного человека, который якобы был с ним и тоже видел студентку.
Этот человек сначала подтверждал слова Туманова, а затем стал все отрицать. Позже мы поняли, что Туманов пытался направить нас по ложному следу", – поделился экс-оперативник.
По всем данным, попутка с Наташей шла в сторону Перми. Туманов же говорил, что она двигалась в другую сторону.
С какой целью он пытался ввести следствие в заблуждение, неясно. По одной из версий, он сам мог находиться в той машине или знал тех, кто был с ней.
После выхода на пенсию оперативники не оставили попыток расколоть Туманова.
К нему даже подсылали знакомых с выпивкой в надежде, что в пьяном разговоре он проболтается. Но Туманов лишь отмахивался: "Ничего не помню".
Вариант с отстойником
Среди наиболее вероятных версий – преступление с целью скрыть следы насилия. По мнению бывших сыщиков, Наталья могла сесть в машину, где в отношении нее попытались совершить противоправные действия.
Возможно, она пригрозила, что ее отец – бывший милиционер. Это могло спровоцировать нападавших.
"У нас неподалеку расположен отстойник с промышленными отходами. По одной из рабочих версий, тело Натальи могли сбросить именно туда.
Однако проверить это нереально, для этого необходимо полностью осушить резервуар, но этого никто делать не станет", – рассказал экс-оперативник.
Любовь Викторовна, мать девушки, все еще надеется: дочь может быть жива, просто удерживается где-то насильно.