По данным опроса ВЦИОМ 2024 года, у 81% россиян есть хобби, при этом спорт — самая популярная активность. Сегодня досуг воспринимается как важная, обязательная часть жизни, которая расширяет горизонты человека и помогает перезарядиться. Есть много понятий, связанных с темой отдыха и хобби, которые отражают многообразие современных практик: активный отдых, гилти плеже, чил, антистресс, фуди, челлендж. Однако в разные эпохи отношение к досугу было разным. Например, в 1920–1930 годы спорт, наоборот, был совсем не на первом месте среди способов проводить свободное время. А какие занятия тогда помогали расслабиться советским людям, как в молодом государстве смотрели на досуг? Доктор исторических наук, профессор Высшей школы международных отношений Политеха Петра Илья Сидорчук изучил статистические данные, исследования того периода, посвящённые отдыху и увлечениям людей. Читайте об этом в материале.
В послереволюционные годы в трудовом законодательстве были закреплены новые нормы, регулировавшие время труда и отдыха. Одним из первых постановлений новой власти стал декрет СНК от 11 ноября (29 октября) 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне». Он законодательно утвердил многолетнее требование социалистов всего мира. Теперь рабочее время не должно было превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. Также «не более как через 6 часов от начала работ» устанавливался перерыв для отдыха и принятия пищи, который не мог быть короче 1 часа. Сверхурочная работа должна была оплачиваться в двойном размере. На практике эти нормы, особенно в первые годы, не всегда соблюдались, однако проводилось их последовательное внедрение.
У людей, соответственно, освободилось много времени. На что же они его тратили, прокрастинировали ли?
Досуг студентов
Исследования показывали, что молодые люди страдали от перегрузок и много времени тратили на занятия вне аудитории. Это было связано не столько со сложностью самих учебных программ, сколько с общим недостаточно высоким уровнем подготовки выходцев из рабочих и крестьянских семей.
У студентов старших курсов 2-го Московского государственного университета (созданного путем преобразования Московских высших женских курсов) свободное время составляло от 0,5 до 3,75 часов в день. В основном это были незапланированные перерывы в учебе — «окна» в расписании, неявка преподавателя — то есть неорганизованный и бесполезный простой. На работу уходило более 9 ч. Как и сейчас, студентам тогда нужны были деньги, и в итоге на подработки могла уходить существенная часть свободного от занятий времени.
Исследование быта студентов Пермского университета, проведенное ученым-экономистом М. И. Альтшуллером, показало, что 53,89 % их времени растрачивается преимущественно на потребности, которые могут быть сокращены до минимума при большей материальной обеспеченности студентов, а именно на необходимость стирать, чинить и приводить в порядок одежду, готовить и т. п.
Любопытно отметить, что опросы вовсе не учитывали часы, посвященные романтическим встречам и отношениям. Пункты анкеты подразумевали растворение этого времени в неорганизованном досуге, демонстрируя тем самым его нежелательность.
Досуг рабочих
Как показало исследование, организованное С. Г. Струмилиным в 1922–1923 годах среди 76-ти рабочих семей из Москвы, Петрограда и Иваново-Вознесенска, на досуг в будни рабочие тратили примерно по 1 часу.
Рабочая молодежь часто ходила на танцы и гуляла, тогда как у взрослых мужчин и женщин, работающих на фабрике, активные физические развлечения отнимали в 3 раза меньше времени, а у домохозяек — в 10 раз. Меньше всего отдыхали работающие женщины, которым приходилось после дня на заводе посвящать себя ещё и домашним обязанностям.
В свободное время женщины занимались музыкой и пением. Мужчины отдавали предпочтение «умственным» видам досуга — шахматам и шашкам, в которые женщины, если верить полученным данным, не играли. Примерно 1–2 часа в месяц тратились на карты и лото.
Прием и посещение гостей занимали 9,8 ч. в месяц у мужчин, 15,8 ч. — у работниц, 7,7 ч. — у домохозяек.
Кино и театр: 4,5 ч. у мужчин, 2,6 ч. у работниц, 2,3 ч. у домохозяек.
Посещение храмов: 1,5 ч. у мужчин, 3,7 ч. у работниц и 3,1 ч. у домохозяек.
Чайные и трактиры были исключительно мужским досугом: 2,1 ч. в месяц.
Спортивным активностям уделялось мало внимания. Мужчины в среднем затрачивали на физкультуру в рабочий день 0,13 ч., в выходной день 0,62 ч., женщины-работницы соответственно 0,02 и 0,05 ч., а домохозяйки совершенно не знали этого вида отдыха. Всего спортом занимались 34,1 % московских рабочих. Наиболее популярные направления в этот период:
- охота и рыбная ловля (13 %),
- городки и прочие физические игры (11,8 %),
- гимнастика и зарядка (10,6 %),
- футбол, волейбол, баскетбол и прочие игры в мяч (10,6 %),
- гребной спорт (8,2 %),
- лыжи и коньки (5,9 %),
- катание на велосипеде и верховая езда (3,3 %),
- лапта, теннис (1,2 %).
Несравнимо больше времени уходило на бездеятельный отдых и нераспределенное время — 60,2 ч. у рабочих, 17,7 ч. у работниц, 62,4 ч. у домохозяек. Получалось, что пассивный досуг существенно превышал активный.
Досуг служащих
Служащие должны были работать по 6 часов в день. Однако, как показало исследование С. Г. Струмилина, проведенное в конце 1923 года, они работали больше 6 часов: мужчины — 7,68 ч., женщины — 7,39 ч. А если к этому прибавить ещё и домашние хлопоты, то в будние дни мужчины трудились по 10,5 ч., а женщины: 12–13 ч. В эти цифры не входила свободная работа — чтение и общественная деятельность: в будний день — 2,7 ч. у мужчин, 1,46 ч. у женщин, 0,54 ч. у домохозяек. Рабочий день служащего был не нормирован, наполнен «канцелярской волокитой», сверхурочной работой или суетливой спешкой, «всякого рода заданиями свыше, всегда совершенно “секретными” и необыкновенно “срочными”» (кажется, в этом плане ничего не меняется со временем).
На развлечения у мужчин-служащих в будни уходило 0,65 ч., у женщин — 0,61 ч., у домохозяек — 0,96 ч. На бездеятельный отдых тратилось соответственно 0,56 ч., 0,31 ч. и 0,65 ч.
Служащие особо не занимались спортом: в среднем физкультуре уделяли 4 мин. в будни и 26 мин. в праздничные дни. Всего же какая-то физическая активность была частью жизни только 14,3 % опрошенных.
Досуг инженеров и общественников
Подавляющее большинство инженерно-технического персонала работало сверхурочно. Такое же распространение имела и работа в воскресные и праздничные дни, работа на дому.
На развлечения тратилось в будний день 1–1,5 ч. (3 ч. 49 мин. в выходной). На бездеятельный отдых и нераспределенное время в будни в среднем уходило 35 мин. (1 ч. 14 мин. в выходной). Из-за усталости преобладали пассивные развлечения: беседы с товарищами и зрелища (кино, театр, клуб).
Плохо обстояли дела с физкультурой: гимнастикой на дому в среднем занимались только 8,8 % опрошенных, посещали спорткружки — 6,4 %.
Эстетическим развлечениям (пение, музыка) придавалось 7,2 %, умственным (это шашки и шахматы) — 23,2 %, 64 % людей гуляли. Читали книги — 80,5 %, газеты и журналы — 95 %. Отпуск получили в 1927 году 67,5 % всех работников. При этом заработок позволял более чем четверти специалистов проводить свой отпуск на курортах Крыма и Кавказа.
Меньше всего времени на досуг было у занимавшихся организаторской и общественной работой.
Весьма примечательно, что у всех категорий повышение временных затрат на работу происходило за счет часов отдыха, а не сна, средняя продолжительность которого у различных групп городского населения была около 7,5 часа.
Результаты проведенных опросов, посвященных отдыху советских граждан, вероятно, не отражают всю картину целиком. Например, они абсолютно не учитывали неэффективное использование рабочего времени: перерывы на перекуры, разговоры, шутки, перекусы, прогулы, опоздания. Однако всё это, похоже, имело место, и трудовая дисциплина оставляла желать лучшего, а фактически потраченное на работу время могло быть существенно ниже 8 часов. Об этом косвенно свидетельствуют правила внутреннего распорядка предприятий, которые включали в себя такие пункты, как запрет игры в карты, ругань, пьянство, «всякое озорство» и даже чтение в рабочее время газет и книг.
📌 Источник: Сидорчук И. В. Досуг в бюджетах времени советских горожан (по материалам исследований 1920-х — начала 1930-х годов) / И. В. Сидорчук // Научный диалог. — 2021. — № 10. — С. 462—480. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-10-462-480.
Подписывайтесь на канал «Теория большого Политеха», чтобы отдыхать, изучая историю!
Что можно ещё почитать?