Найти в Дзене
Сундук историй

Волжские мотивы художника Левитана.

Всем нам известен великий пейзажист Исаак Левитан. Когда-то в школе писали сочинение по его картине «Золотая осень», которая была в учебнике по русскому языку. Но думаем, что не все знакомы с его полотнами, написанными на берегах великой реки Волги.

Баржи. Волга. 1889. Частное собрание А.А. Мясникова. Москва. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток Издательство "Советский художник". Москва, 1966 г.
Баржи. Волга. 1889. Частное собрание А.А. Мясникова. Москва. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток Издательство "Советский художник". Москва, 1966 г.

Левитан был в поисках новых художественных впечатлений и весной 1887 г. едет на Волгу. Время, предшествовавшее этой поездке, было для художника нелёгким. Завершился период творческого созревания, все, что было сказано ранее, - уже не удовлетворяло пейзажиста. Сначала, увидев волжские просторы, он разочаровывается в своих ожиданиях настолько, что даже думает – не уехать ли обратно? Волга оказалась совсем не такой, какой он её себе мысленно представлял.

После дождя. Плес. 1889. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток "Изобразительное искусство". Москва, 1985 г.
После дождя. Плес. 1889. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток "Изобразительное искусство". Москва, 1985 г.

К тому же стояла весна – погода была хмурая, шли дожди. Серое, затянутое тучами небо, ветры, чахлые кустарники и оголённые деревья нагоняли тоску на впечатлительного Левитана. В своём письме он пишет А.П. Чехову: «Громадное водное пространство, которое просто убить может…». Художник был подавлен грандиозностью впервые открывшейся его глазам стихии. Никогда ещё чувство одиночества не владело им с такой силой.

Нв Волге. Этюд. 1888. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток Издательство "Советский художник". Москва, 1966 г.
Нв Волге. Этюд. 1888. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток Издательство "Советский художник". Москва, 1966 г.

Однако, вместе с этим чувством пришло понимание величия природы, её всепоглощающей сущности, восторженное преклонение перед её красотой, такой созвучной внутреннему миру человека и в то же время противостоящей ему в своей неизбывности, в своих вечных законах бытия.

Свежий ветер. Волга. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток "Изобразительное искусство". Москва, 1985 г.
Свежий ветер. Волга. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток "Изобразительное искусство". Москва, 1985 г.

По словам Левитана: «Я никогда ещё не любил так природу – не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью.

Серый день. Лес над рекой. Этюд. 1888. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток Издательство "Советский художник". Москва, 1966 г.
Серый день. Лес над рекой. Этюд. 1888. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток Издательство "Советский художник". Москва, 1966 г.

Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтический взором – пускай! Они – благоразумие … Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения …».

Осень. Мельница. Плес. 1888. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток Издательство "Советский художник". Москва, 1966 г.
Осень. Мельница. Плес. 1888. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из набора открыток Издательство "Советский художник". Москва, 1966 г.

Давайте насладимся прекрасными пейзажами великого художника, которые были созданы на Волжских просторах, где завершается период формирования Левитана как пейзажиста.

Золотая осень. " ... лента убегающей вдаль реки - напоминает о длящемся пути человеческой жизни...".1895. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из книги "Мастера русской живописи". - М.: "ОЛМА Медиа Групп", 2012 г.
Золотая осень. " ... лента убегающей вдаль реки - напоминает о длящемся пути человеческой жизни...".1895. Государственная Третьяковская галерея. Художник И.И. Левитан. Из книги "Мастера русской живописи". - М.: "ОЛМА Медиа Групп", 2012 г.

Подписывайтесь на наш канал, и вы узнаете много интересного! Благодарим за лайки, репосты и подписки – ими вы помогаете развитию канала!

Художник Исаак Левитан. Свободный доступ в интернете.
Художник Исаак Левитан. Свободный доступ в интернете.