Найти в Дзене
Путьсаго

Диплома мало! Что ещё нужно, чтобы уйти в море?

Добрый день! Тема несколько узкопрофильная, но вдруг кому-нибудь из не-моряков будет интересно, как обстоят дела бюрократические в морской отрасли. Или выпускникам ВУЗов пригодится. Реальность такова, что морякам необходима целая кипа документов, без которой ни одна уважающая себя компания никогда не возьмёт человека на работу. Это может занять большое количество времени и, увы, денег. Сколько точно - подсчитаем вместе чуть позже. Но это не прихоть компаний или местных властей - это международные требования ИМО (Международная Морская Организация при ООН), обозначенные в конвенции ПДНВ (Подготовка и дипломирование моряков и несение вахты). В некоторых странах может быть своя специфика, но основа одинакова везде. Мы рассмотрим пример России, где правила дипломирования несколько изменились за последние пару лет. МК - это Мореходная книжка. Что-то вроде морского паспорта, раньше так и называлась - "Паспорт моряка". По-английски Seaman's Book. Туда делаются записи о работе на каждом с

Добрый день!

Тема несколько узкопрофильная, но вдруг кому-нибудь из не-моряков будет интересно, как обстоят дела бюрократические в морской отрасли. Или выпускникам ВУЗов пригодится.

Реальность такова, что морякам необходима целая кипа документов, без которой ни одна уважающая себя компания никогда не возьмёт человека на работу.

Так думают многие выпускники
Так думают многие выпускники

Это может занять большое количество времени и, увы, денег. Сколько точно - подсчитаем вместе чуть позже.

Но это не прихоть компаний или местных властей - это международные требования ИМО (Международная Морская Организация при ООН), обозначенные в конвенции ПДНВ (Подготовка и дипломирование моряков и несение вахты).

В некоторых странах может быть своя специфика, но основа одинакова везде. Мы рассмотрим пример России, где правила дипломирования несколько изменились за последние пару лет.

Хотите увидеть это вживую? Придётся собрать документы
Хотите увидеть это вживую? Придётся собрать документы
  • МК и УЛМ

МК - это Мореходная книжка. Что-то вроде морского паспорта, раньше так и называлась - "Паспорт моряка". По-английски Seaman's Book.

Туда делаются записи о работе на каждом судне, с указанием занимаемой должности. Так что, скорее, это морская трудовая книжка. Для моряков, работающих на российских судах - записи там являются подтверждением стажа. Тем, у кого судно не под флагом России, выдаётся ещё и книжка государства флага (Панама, Маршалловы Острова и.т.д).

Российская и Маршалльская мореходные книжки.
Российская и Маршалльская мореходные книжки.

Эту книжку делает либо университет/колледж (если человек учился на высшем/среднем), либо судоходная компания (для рядового состава).

Чисто российская фишка - УЛМ (удостоверение личности моряка). Пластиковая карточка, без которой российская МК будет недействительна. В других странах такого документа нет.

УЛМ
УЛМ

Делается морской администрацией через учебные заведения и судоходные компании: нужно подтверждающее письмо от них.

  • Диплом ВУЗа

Вот вы лихо, по-гусарски закончили родной ГУМРФ, ГМУ или какой-нибудь другой морской ВУЗ. На выходе дадут стандартный диплом государственного образца. Он понадобится, но только в самом начале.

В народе его называют "Учебный диплом"

Компания, в которую трудоустраивается выпускник, может попросить этот диплом, чтобы посмотреть средний балл. Как правило, требуют иметь минимум 4.5. Иногда могут и не спрашивать вообще.

Куда интереснее сертификаты, которые к выпуску уже есть на руках у будущих штурманов/механиков/матросов и мотористов. И которые они ещё сделают.

Восход солнца в тумане
Восход солнца в тумане
  • Сертификаты

Человек, собирающийся работать на судне, должен пройти специальную подготовку по определённым программам. Свидетельствовать о прохождении подготовки должны сертификаты международного образца, со ссылками на пункты конвенций и продублированные на английский язык. Средний срок действия - 5 лет, после чего их нужно обновить.

Чаще всего, они выглядят как небольшие ламинированные листочки:

Набор сертификатов
Набор сертификатов

Как правило, ВУЗы, колледжи и центры подготовки специалистов включают необходимые дисциплины в учебную программу, и выдают обучающимся эти сертификаты бесплатно. Но обновлять их в будущем человек будет уже за свои кровные. В среднем, на каждый сертификат уходит неделя.

Необходимый набор выглядит так:

  • НПБИ - начальная подготовка по безопасности (эдакое судовое ОБЖ)
  • Первая Медицинская помощь - стандартная программа (с упором на производственные травмы)
  • Шлюпки и плоты - касается всех, даже буфетчиков. Забавно, что по этой причине на учениях буфетчики особенно часто демонстрируют спуск шлюпок. Ведь "даже буфетчики" должны знать.
В учебно-тренировочном центре
В учебно-тренировочном центре

В зависимости от специальности, могут быть и дополнительные сертификаты. Например, штурманы получают:

  • Подготовка по ГМССБ ограниченного района (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии) - в ПЕРВЫЙ раз, потом сам делаешь такой же сертификат на неограниченный район (General).
  • ECDIS (ЭКНИС) - электронная картография
  • РЛС/САРП - подготовка по радарам

Уже за свой счёт разным специалистам придётся сделать:

  • Подготовка по охране для лиц, имеющих/не имеющих назначенные обязанности - по кодексу ОСПС (Охрана Судов и Портовых Сооружений).
  • Начальная подготовка для работы на нефтяных и химических танкерах/газовозах - для всех, кто собирается работать на этих типах судов. Остальных не касается. Для штурманов и механиков нужен ещё один сертификат, но с расширенной подготовкой (получать отдельно).
На занятиях по борьбе с пожаром
На занятиях по борьбе с пожаром
  • Борьба с пожаром по расширенной программе - углублëнное изучение борьбы с пожарами на судне.
  • Подготовка по Полярному кодексу - если у кого-то судно будет работать в Заполярье, остальных - не касается.
  • Bridge Team Management (Управление Командой Мостика) - предназначено для капитанов, но некоторые компании могут заставить пройти и всех помощников, и даже матросов (очень редко, но бывает и такое).
Формирующийся смерч в Тихом океане
Формирующийся смерч в Тихом океане

Выше - самые основные, причём у механиков будут ещё и другие, свои. Сертификатов на самом деле гораздо больше: на переподготовку для новой должности, на различные типы оборудования, для повышения уровня уже имеющихся сертификатов.

  • Дипломы

Помимо сертификатов, выдаваемых в учебных центрах/ВУЗах/колледжах, есть дипломы и документы специалистов, которые выдаёт национальная администрация. В случае России - администрация порта, находящаяся в подчинении Росморречфлота (тот, в свою очередь, в Минтрансе).

Диплом вахтенного помощника, выданный администрацией
Диплом вахтенного помощника, выданный администрацией

Главный документ, который нужно там получить штурманам и механикам - это так называемый "Рабочий диплом". Для выдачи нужен "Учебный" диплом ВУЗа (при первичном получении), набор сертификатов (о которых сказано выше) и справки о плавании. Действует 5 лет, потом обновлять со сдачей экзаменов (тест + собеседование, если набрал меньше 90 баллов).

Штурманам отдельно нужно получить Диплом оператора ГМССБ ограниченного района. "Неограниченный" район дадут после полугода стажа, но нужно будет снова получать сертификат в учебном центре и пройти тестирование в администрации.

Документ специалиста по грузовым операциям на танкерах с начальной подготовкой
Документ специалиста по грузовым операциям на танкерах с начальной подготовкой

Похожим путём получают Документы Специалиста. Они нужны не только офицерам, но и матросам с мотористами по различным программам (повторяющим сертификаты).

Принцип такой:

  1. проходишь курсы в учебном центре,
  2. получаешь сертификат там же,
  3. сдаёшь уже в администрации тест на документ специалиста.
  • Курсы

Когда получены документы из учебных центров и администрации, моряк предоставляет их в компанию, где собирается работать. Собеседование, будем считать, уже пройдено.

Как правило, компания назначает пройти ещё и свои собственные курсы. Чаще, правда, онлайн, но их больше. Темы те же + что-то чисто компанейское (политика компании, например).

Сертификат о подготовке для работы на ЭКНИС марки FURUNO
Сертификат о подготовке для работы на ЭКНИС марки FURUNO

Отдельно - по конкретному оборудованию на конкретном судне.

Эти курсы бесплатные (хотя всякое бывает), но могут занять много времени.

  • Подфлажные документы

Относится к тем, кто работает НЕ под российским флагом.

Очень много судов даже российских компаний зарегистрированы в странах "удобного флага" - Либерии, Панаме и других. Зачем? Налоги, знаете, дело такое...

Диплом оператора ГМССБ ограниченного района, выданный администрацией Маршалловых Островов
Диплом оператора ГМССБ ограниченного района, выданный администрацией Маршалловых Островов

Моряку будет выдана Мореходная книжка того или иного государства и набор дипломов, повторяющих российские. Сдавать что-то дополнительно не нужно, национальный диплом их устроит.

  • Медкомиссия

Ну, тут всё похоже и на другие профессии с регулярными медкомиссиями. Я пару раз проходил её с нянечками детского сада и поварами ресторанов.

Но есть некоторые отличия. Например, прививки. Есть и стандартные (столбняк, дифтерия и.т.д), и одна своя.

Сертификат о прививке. Отметка о вакцине от жёлтой лихорадки
Сертификат о прививке. Отметка о вакцине от жёлтой лихорадки

Морякам предписано делать прививку от жёлтой лихорадки. Это международное требование, весьма оправданное для работающих в тропиках - укол (действует пожизненно) спас уже очень много жизней.

Есть своя медицинская книжка, но можно использовать и обычную - отличие только в дизайне.

Записи в морской медицинской книжке
Записи в морской медицинской книжке

Флюорография, анализы, УЗИ, невролог, нарколог, стоматолог, хирург - как у всех. С недавних пор добавили анализы на венерические заболевания и гастроскопию.

Выдаётся заключение о пригодности к работе. Если нужно для судна под иностранным флагом - подпишут форму, которую даёт компания.

  • Об что нам встанет это удовольствие?

А вот теперь самое интересное. Сколько будет стоить собрать весь пакет документов. Возьмём цены одного учебного центра.

-16

Средняя цена сертификата по базовым дисциплинам - около 8 000 рублей. Может отличаться на +/- 2000 рублей.

Сертификаты по переподготовке/продлению диплома для капитанов/старпомов/стармехов/2-х механиков - около 50 000 рублей.

Различные узконаправленые сертификаты (высоковольтное оборудование для электромехаников, например) - могут быть от 20 000 до 70 000 рублей.

Государственная пошлина на дипломы и документы специалистов в администрации - около 2000 рублей за каждый.

Таким образом, если у человека выходит срок нескольких документов сразу, цена спокойно улетит за 100 000 рублей, а то и больше. Поэтому некоторые документы лучше обновить заранее, чтобы не платить сразу много.

Спасибо за внимание!
Заходите ещё!