Найти в Дзене

Столкновение в воздухе Ан-2 и Ми-8 в районе аэропорта Сургут 01.11.1974

Всем доброго дня! Мало кому известно, что первого ноября 1974 года в небе над Сургутом разыгралась трагедия. В воздухе столкнулись вертолет МИ-­8, направлявшийся из Сургута в Нефтеюганск, и самолет АН-­2, выполнявший рейс Ханты­-Мансийск — Сургут. Все члены экипажа и пассажиры погибли. А спустя некоторое время после трагедии неподалеку от места падения двух лайнеров была установлена стела в память о людях, чьи жизни оборвались в окрестностях Сургута. Ан-2 с заводским номером 1G132-21 и бортовым СССР-70766 был выпущен
4 ноября 1971 года и в дальнейшем передан в Сургутский авиаотряд Тюменского управления гражданской авиацией, ныне Сургутский авиаотряд преобразован в ПАО "Авиакомпания Ютейр". Общая наработка самолёта составляла 2591 лётный час и 3477 посадок. Пилотировал его экипаж из 121 лётного отряда, состоящий из командира В. М. Заложнева и второго пилота Ф. Ф. Юнусова Ми-8Т с заводским номером 3771 бортовым СССР-25686 был выпущен 8 июня 1973 года и в дальнейшем передан в 235-й отдел

Всем доброго дня! Мало кому известно, что первого ноября 1974 года в небе над Сургутом разыгралась трагедия. В воздухе столкнулись вертолет МИ-­8, направлявшийся из Сургута в Нефтеюганск, и самолет АН-­2, выполнявший рейс Ханты­-Мансийск — Сургут. Все члены экипажа и пассажиры погибли. А спустя некоторое время после трагедии неподалеку от места падения двух лайнеров была установлена стела в память о людях, чьи жизни оборвались в окрестностях Сургута.

На фото изображены модели с другими бортовыми номерами.
На фото изображены модели с другими бортовыми номерами.
На фото изображены модели с другими бортовыми номерами.
На фото изображены модели с другими бортовыми номерами.

Ан-2 с заводским номером 1G132-21 и бортовым СССР-70766 был выпущен
4 ноября 1971 года и в дальнейшем передан в Сургутский авиаотряд Тюменского управления гражданской авиацией, ныне Сургутский авиаотряд преобразован в ПАО "Авиакомпания Ютейр". Общая наработка самолёта составляла 2591 лётный час и 3477 посадок. Пилотировал его экипаж из 121 лётного отряда, состоящий из командира В. М. Заложнева и второго пилота Ф. Ф. Юнусова

Ми-8Т с заводским номером 3771 бортовым СССР-25686 был выпущен 8 июня 1973 года и в дальнейшем передан в 235-й отдельный авиаотряд. Общая наработка вертолёта составляла 1298 лётных часов и 3416 посадок. Пилотировал его экипаж, состоящий из командира А. П. Филиппова, второго пилота А. И. Кулагина и бортмеханика Б. А. Антонова.

Ан-2 выполнял пассажирский рейс 662 из Ханты-Мансийска в Сургут в 11:36 МСК с 2 членами экипажа и 12 пассажирами на борту вылетел из Ханты-Мансийского аэропорта. В 12:47 самолёт был на подходе в зону Сургутского аэропорта, когда экипаж вышел на связь с диспетчером круга и получил от него указания по выполнению посадки по курсу 253°. В это время в районе Сургута стояла сплошная облачность высотой 130 метров, шёл слабый снег, видимость достигала 8 км, а температура воздуха составляла -6°C. Данные погодные условия были ниже метеорологического минимума для Ан-2, но командир Заложнев принял решение не уходить на запасной аэродром

Тем временем, в 12:54 в аэропорту Сургут взлетел Ми-8, причём несмотря на то, что погодные условия были ниже и его метеорологического минимума. Вертолёт выполнял внерейсовый полёт в Нефтеюганск, а на его борту находились 3 члена экипажа и 21 пассажир, включая 2 детей. В 12:55:18 экипаж вертолёта доложил диспетчеру о выполнении старта, на что получил указание выходить из зоны аэропорта по левому кругу и переходить на связь с диспетчером круга. В 12:55:40 экипаж вертолёта перешёл на связь с диспетчером круга и доложил, что вертолёт выполнил взлёт и следует в Нефтеюганск на высоте 150 метров. Диспетчер круга дал указание сохранять высоту 150 метров до выхода из зоны аэропорта. Экипаж подтвердил получение информации, что стало последней радиопередачей с Ми-8

В 12:56 экипаж Ан-2 запросил у диспетчера круга разрешение переходить на связь с диспетчером старта. Диспетчер это разрешение дал, поэтому 12:56:28 пилоты перешли на связь со стартом и сообщили о выполнении захода на посадку курсом 253° левым кругом. Согласно инструкциям по производству полетов (ИПП) в районе аэропорта Сургут, заход на посадку должен был выполняться правым кругом, а не левым. Но диспетчер разрешил заход на посадку 253° левым кругом.

В 12:56:36 (14:56:36 местного времени) экипаж передал: Понял. В ту же секунду в 4,5 км юго-западнее Сургутского аэропорта (азимут 218° от КТА) на высоте 150 метров в сплошных облаках Ан-2 (курс около 73°, обратный посадочному) столкнулся с Ми-8 (курс 220°). Самолёт рухнул в лес, а вертолёт на замёрзшее болото. Расстояние между упавшими машинами составило около 600 метров. Все находящиеся на бортах 38 человек (14 на Ан-2 и 24 на Ми-8) погибли.

Уникальная фотография полученная из личных архивов неизвестной семьи
Уникальная фотография полученная из личных архивов неизвестной семьи

Основной причиной катастрофы было названо неудовлетворительное руководство воздушным движением в зоне круга аэропорта Сургут. В условиях визуальных полётов нарушались схемы захода на посадку, диспетчеры выпускали и принимали воздушные суда, несмотря на то, что метеорологические минимумы для данных типов не выполнялись, а контроля за движением воздушных судов с помощью радиолокатора не велось, как и информирование экипажей о воздушной обстановке.

Вся эта информация была собрана из сети интернет, ссылки будут опубликованы ниже.

После прочтения различных статей у меня возникло желание капнуть в глубь и узнать подробности данной авиакатастрофы у старожил Сургута. События произошли 51 года назад, я подумал, что наверняка остались свидетели этих событий, которые помнят этот день. Скажу так, это было не просто, особенно когда твоя профессиональная деятельность не связана с авиацией.

Связавшись с автором фотографий "Владимир Смирнов" я получил точные координаты места падений данных воздушных судов и на следующий день сразу выехал туда.

-4

Координаты:

Ан-2 СССР-70766

61°19'2.8" (61.317444) СШ

73°21'18.4" (73.355111) ВД

Ми-8 СССР-25686

61°18'56" (61.315477) СШ

73°20'46" (73.346088) ВД

Место падения МИ-8 (фото сделано в сентябре 2024 г)
Место падения МИ-8 (фото сделано в сентябре 2024 г)
-6

-7
Место падения АН-2
Место падения АН-2
Место падения АН-2
Место падения АН-2
Место падения АН-2
Место падения АН-2

Остатки обелиска сейчас. Весной 2007 года он был укран неизвестными лицами.
Остатки обелиска сейчас. Весной 2007 года он был укран неизвестными лицами.

Первые вопросы, которые у меня возникли как у жителя г. Сургута, где захоронены все жертвы катастрофы, как проходило расследование.

Почитав различные форумы, я узнал, что все материалы по авиакатастрофам гражданской авиации хранятся в Российском государственном архиве экономики в г. Москва, тематические запросы они исполняют в среднем 3 месяца, я не мог столько ждать и начал изучение самостоятельно.

Сургут город небольшой, особенно в 1974 году. И я поставил цель найти места захоронений, наверняка кто-то захоронен на старом Саймовском или Черномысовском кладбище. Я знал только дату 01.11.1974г.

И удача! На 2-й день на Черномысовском кладбище я нашел могилу Кононова Михаила Гурьяновича, который умер 01.11.1974, могила была ухожена и я не сомневался, что это пассажир тех судов. Возможно там есть захоронения других лиц, но я не смог найти по естественным причинам, могилы могут быть заброшены и без даты смерти.

Через третьи лица я смог созвониться с бывшим сотрудником Сургутского авиаотряда, который был свидетелем тех событий, фамилии без согласия гражданина я не имею права здесь раскрывать.

В начале ноября 1974 года г. Сургут готовился к празднованию Дня Великой Октябрьской социалистической революции, отмечается 07 ноября.

Когда диспетчер аэропорта Сургут понял, что 2 воздушных судна не выходят на связь, он сообщил это командиру вертолетного подразделения Прохоренко Василию Васильевичу и он вылетел на поиск судов. Через несколько часов они были обнаружены в 4,5 км от аэропорта Сургут, сейчас рядом находится "садовое товарищество 52 Лесное". Как он описал, вижу два костра. Воздушные суда были сильно обгоревшие и деформированы. Места падений были оцеплены милицией и силами отдельной дорожно-строительной бригады ВС СССР.

-12

Самолетом АН-12 все тела были вывезены в Москву и кремированы. Урны с прахом выдавались на складе Аэропорта Сургут. По воспоминаниям сотрудников Аэропорта, понадобилась целая неделя, чтобы выдать родственникам все урны. Тяжелое зрелище и тот вой они помнят до сих пор.

Сделав тематический запрос в Российский государственный архив экономики через 3 месяца я получил электронные образцы фотографий дела, ценник конечно там 200 лист, недешево..

-13

Останки МИ-8
Останки МИ-8

Останки Ми-8
Останки Ми-8
Шасси Ан-2
Шасси Ан-2
останки АН-2
останки АН-2
-18
-19

-20
-21
-22
-23
-24

-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32

Обратившись в Администрацию города Сургута был получен следующий ответ

-33
-34

Никто ничего не знает, украденный обелиск был бесхозный, кто его ставил неизвестно. Обращения в адрес ПАО "UTAIR" и Аэропорт Сургут результата не дали. Надпись с уважением дает надежду на положительный результат.

-35
Недалеко от места падения вертолета лежал мишка, я думаю он здесь неспроста
Недалеко от места падения вертолета лежал мишка, я думаю он здесь неспроста

Моя цель привлечь общественные организации и совместными усилиями восстановить обелиск жертвам этой авиакатастрофы. На этом не прощаюсь, скоро будут опубликованы новые записи.

Ссылки на другие источники:

Столкновение в воздухе Ан-2 и Ми-8 в районе а/п Сургут (борт СССР-25686), 01 ноября 1974 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России - факты, история, статистика
Столкновение над Сургутом (1974) — Циклопедия

Вандалы "с корнем" вырвали памятник разбившимся летчикам
Фотография портретная. Прохоренко Василий Васильевич - командир вертолетного подразделения, ветеран ОАО, отличник Аэрофлота. 1970-1980. Неизвестный

#Авиация #Авиакатастрофы # Расследования #ХМАО #Сургут #Самолеты