Найти в Дзене
Бытовая техника Kitfort

Обзор фильма "Оно". Стивен Кинг и инфернальный клоун.

Экранизации романов Стивена Кинга – одно из самых занятных и необычных явлений за всю историю кинематографа. Фильмы по его романам и рассказам обычно получаются совершенно не похожи на первоисточник. Они часто совершенно не похожи на первоисточник и берут от него лишь общую фабулу, а остальное подчиняется уже кинематографическим представлениям конкретного режиссера. Из-за этого не все хорошие фильмы, имеющие под собой основу из увесистого романа Кинга, являются хорошей экранизацией. Это работает и в другую сторону: точные и буквальные экранизацию довольно часто оказывались невероятно посредственными или даже откровенно чудовищными картинами. Король ужасов снискал невероятную популярность благодаря липкому кошмару маленьких городков, активной демонстрации человеческих пороков и постоянному посылу о том, что люди по своей природе страшнее любого космического ужаса или очередных приведений. Вещи, которые живые люди из плоти и крови иногда делают друг с другом в разы хуже, чем любое зверст

Экранизации романов Стивена Кинга – одно из самых занятных и необычных явлений за всю историю кинематографа. Фильмы по его романам и рассказам обычно получаются совершенно не похожи на первоисточник. Они часто совершенно не похожи на первоисточник и берут от него лишь общую фабулу, а остальное подчиняется уже кинематографическим представлениям конкретного режиссера. Из-за этого не все хорошие фильмы, имеющие под собой основу из увесистого романа Кинга, являются хорошей экранизацией. Это работает и в другую сторону: точные и буквальные экранизацию довольно часто оказывались невероятно посредственными или даже откровенно чудовищными картинами.

Билл Скарсгард в роли клоуна Пеннивайза.
Билл Скарсгард в роли клоуна Пеннивайза.

Король ужасов снискал невероятную популярность благодаря липкому кошмару маленьких городков, активной демонстрации человеческих пороков и постоянному посылу о том, что люди по своей природе страшнее любого космического ужаса или очередных приведений. Вещи, которые живые люди из плоти и крови иногда делают друг с другом в разы хуже, чем любое зверство, на которое способны зомби или даже ожившие автомобили. Кинг блестяще выписывал ситуации, которые пробирали каждого читателя не тем, что в их воображении разворачивались невероятные в своем ужасе события, а то насколько обыденно и просто настоящее зло проявляло себя. Часто персонажами его книг становятся дети, ведь они особенно подвержены не только страхам, но и немотивированному насилию, издевательствам и прочим вещам, соседствующим с болезненным процессом взросления. Помимо этого, Стивен Кинг очень американский автор, он активно использует культурное наследие своей страны и штата, в которых родился и вырос. Легенды и мифологическая подоплека, индейские поверия и просто байки всех сортов находят в его творчестве свое место и активно помогают нагнать жути на любого, кому весь этот контекст знаком до боли. Среди огромного количества его произведений история группы подростков, столкнувшимися с неведомым злом в образе кровожадного клоуна, стала наиболее культовой и узнаваемой даже среди людей, которые ни разу не притрагивались к произведениям писателя.

Вступительная сцена одна из лучших в современнхы хоррорах.
Вступительная сцена одна из лучших в современнхы хоррорах.

В начале 90-х монструозный по своему объему роман «Оно» был экранизирован в виде телевизионного мини-сериала от канала ABC. Запомнися он разве что блестящей игрой Тима Карри, чья версия Пеннивайза стала на годы эталоном ужаса, вселяемого клоунами. В остальном, это была довольно посредственная телекартина, создателям которой довольно часто изменяло чувство вкуса. Вопрос новой экранизации романа был лишь вопросом времени, и в 2017 году на экраны вышла первая часть, ставшая настоящим феноменом, потому что брутальный кровожадный хоррор собрал рекордную кассу, так еще и получил весьма благоприятные отзывы как от зрителей, так и от профильной прессы, хвалившей психологизм и общую атмосферу картины. Сегодня мы поговорим о первой части экранизации одного из самых провокационных и жутких романов Стивена Кинга, и о том, почему именно первая часть является практически безупречным примером хорошего современного дорогого хоррора.

Билл в последний раз видит своего младшего брата в окно.
Билл в последний раз видит своего младшего брата в окно.

В маленьком городке Дерри в штате Мэн живут главные герои истории. Группа подростков, образующих собой «Клуб неудачников». Их шпыняет местная гопота, не очень любят одноклассники, да и вообще они типичные аутсайдеры, проводящие жаркое лето своей маленькой компанией. Вскоре к ним присоединится еще пара таких же неудачников и привлекательная молодая девушка, которая тоже умудряется быть изгоем, несмотря на свою внешность. Билл Денборо только что потерял брата, его тело так и не было найдено, и только зритель знает из весьма кровожадного пролога к фильму о том, что на самом деле ему отгрыз руку, а потом и вовсе утащил в канализацию инфернальный клоун. Ричи Тозиер – балабол и обормот, который весь фильм только и делает, что шутит про матерей и сестер своих друзей, явно проецируя подростковые комплексы с помощью абсолютно идиотических, но таких искренних и забавных шуток. Стэнли Урис готовится к бар-мицве и вообще является самым благополучным и тихим персонажем. Эдди Каспбрак –ипохондрик и жертва крайне гиперопекающей матери, боящийся каждого пыльного угла и ищущий источники заболеваний под каждым камнем. Всех четверых регулярно третируют старшеклассники явно криминальных наклонностей, во главе которых стоит Генри Бауэрс, наиболее отбитый и жестокий парень, чья жестокость в какой-то момент начинает переходить границы, свойственные подросткам.

Четверка основных главных героев.
Четверка основных главных героев.

Вскоре к основной четверке присоединится Бен, которого регулярно буллят за полноту одноклассники, темнокожий Майкл, чья расовая принадлежность также становится поводом для издевательств, и Беверли, репутация которой была навсегда испорчена единственным в ее жизни поцелуем. Пестрая компания постепенно начинает сталкиваться не только с трудностями взросления и социальных взаимодействий, но и с древним ужасом, скрывающимся в недрах маленького городка. У каждого героя свой набор страхов, которые постепенно начинают проявляться через психоделические жутковатые эпизоды первого взаимодействия с тем самым ужасом. Этим эпизодам и знакомству героев посвящена первая и лучшая часть фильма. Ее можно назвать по-настоящему Кинговской и наполненной самым тревожными сценами. Издевательства старшеклассником сменяются эпизодами беспокойной агрессивной опеки и еще более ужасающими сценами между Беверли и ее отцом. Простое человеческое зло находит выход в самых разных ситуациях и сочится из любого даже самого простого человеческого общения. Обыденность происходящего производит наиболее сильное впечатление из-за того, что каждому из детей не у кого попросить помощи и получить хоть небольшую поддержку. Они остались один на один с проблемами, на фоне которых злобный клоун из канализации может показаться детским розыгрышем.

Беверли одновременно невинный и светлый образ и в то же время сцены с ней вызывают наибольшее напряжение.
Беверли одновременно невинный и светлый образ и в то же время сцены с ней вызывают наибольшее напряжение.

Вместе со всеми пугающими и беспокойными эпизодами, картина пропитана нежной ностальгией по детству и ушедшим временам. Популярный сеттинг 80-х смешивается с чарующим ощущением летних каникул, которые всегда приносили с собой приключения и неожиданные открытия. «Оно» в первую очередь кино о дружбе, первой романтической влюбленности и ощущении прекрасного будущего. Чтобы преодолеть все трудности, героям придется стать той командой, которой под силу не только преодолеть жизненные невзгоды, но и помочь друг другу справиться с самыми глубинными страхами. Центральной и самой сложной фигурой во всей этой конструкции оказывается Беверли. Ее страхи глубже и трагичнее, чем у любого другого члена клуба. Единственная девушка среди них, она не только хрупкий источник красоты, но и очевидный романтический объект. Она подвергается издевательствам в школе за связь, которой не было, одноклассницы распускают слухи о ее распущенности, а собственный отец проявляет очевидно эротизированную заинтересованность в вопросе ее невинности. Кровь становится ее центральным страхом и соединяет в себе одновременно страх сексуального насилия и страх взросления. От неловкости при покупке первых средств гигиены до тугой струи крови из раковины, которую по итогу не видит никто кроме нее и ее друзей по клубу. Ужас женского взросления передается в картине тоньше, чем любой другой, потому что вряд ли хоть что-то способно сравниться по уровню стресса с женской инициацией.

Кровь в качестве метафоры в отношении Беверли будет идти тонкой нитью через весь фильм.
Кровь в качестве метафоры в отношении Беверли будет идти тонкой нитью через весь фильм.

«Оно» не стесняется показывать самые вызывающие и провокационные сцены, чтобы усилить историю и натуралистично передать ощущение страха своему зрителю. Картина начинается с кровожадного пролога, в котором маленькому ребенку натуралистично отрывают руку, а после утаскивают его в глубь канализации, пока тот барахтается в луже собственной крови. Сцены с отцом Беверли вызывают наибольшую степень беспокойства, а издевательства Генри Бауэрса довольно быстро выходят за пределы того, что принято показывать в массовом кино. Оригинальный роман наполнен экстремальным контентом разной степени брутальности и некоторые сцены все же не попали в картину, в том числе и центральная сцена группового секса подростков. Несмотря на очевидно символический контекст, она не раз подвергалась массовой критике, так что неудивительно, что современное кино все еще не готов к демонстрации подобных эпизодов.

Некоторые сцены в фильме чудо как хороши благодаря практическим эффектам.
Некоторые сцены в фильме чудо как хороши благодаря практическим эффектам.

Каждый из героев представляет из себя на удивление цельную и интересную личность. Они выпуклые, живые и искренние. Как и любого подростка, некоторые черты их характеров гиперболизированы, но глобально каждый их них проработан с очень большой степенью любви и внимания. Совместная работа заинтересованного режиссера и прекрасного актерского состава помогла появиться на свет достаточно интересной и разношерстной компании друзей, чья общая харизма способна потягаться с лучшими представителями картин про группы подростков и их трудности. Больше всего, конечно, запоминается Финн Вулфхард в роли балабола Ричи Тозиера. После успешной роли в «Очень странных делах» он играет диаметрально противоположного персонажа. Его Ричи не затыкается ни на мгновение и каждую секунду говорит такое количество грязных шуток, что не умиляться его болтовне просто невозможно. Это самый живой и привлекающий к себе внимание персонаж, но и он не лишен глубины и трагизма. Ему тоже предстоит столкнуться ос страхами, о которых никто даже не будет иметь представления. Софи Эллис стала идеальной кандидатурой на роль хрупкой Беверли. Очаровательная девушка хоть и выглядит хрупкой, периодически ее внутреннего стрежня хватает для того, чтобы совершать отважные, хоть и безрассудные поступки. Каст вообще выдался на удивление удачным и пестрым, между всеми героями достаточно химии, чтобы выработать привязанность к каждому члену «Клуба неудачников»

Внимание всех мальчишек она просто не могла не привлечь.
Внимание всех мальчишек она просто не могла не привлечь.

Говоря о любой из итераций «Оно» обычно всегда первым делом принимаются обсуждать фигуру Пеннивайза. Львиная доля маркетинга, мемов и обсуждений связана именно с демоническим клоуном. Для новой экранизации был выбран Билл Скарсгард, для которого роль стала одной из первых в череде продолжительных ролей монстров разной степени ужасности. Его Пеннивайз оказался не столь впечатляющим, как у Тима Карри. Тот пугал и неестественной асимметрией лица, и просто своим поведением. Новый клоун гораздо меньше полагается на саспенс, а больше стремится закидывать своих жертв яркими спецэффектами и заливать их литрами бутафорской крови. В целом, пара жутких моментов вроде начала или нескольких тревожных диалогов у него есть, но общий фокус истории все равно смещен в сторону взаимоотношений между людьми, так что клоун скорее становится манифестацией всего ужаса, который творится с ними в обычной жизни. Нельзя сказать, что он совсем не пугает, но насмотренному зрителю едва ли будет достаточно интересно наблюдать за очередным резким выпрыгиванием прямо в экран.

В некоторых сценах Скарсгард откровенно отрывается и веселится.
В некоторых сценах Скарсгард откровенно отрывается и веселится.

Общая кинематография нового «Оно» совмещает в себе элегантные кивки в сторону винтажных хорроров и очевидно современный подход к красочным скримерам и рубиново алым потокам крови. Визуальных приемов в запасе у режиссера достаточно: картина наполнена выразительными голландскими углами, глубокими мизансценами и просто интересными операторскими решениями, состоящими из удачного сочетания широкоугольных объективов и хитрых движений камеры. Киноязык картины насыщен до такой степени, что иногда создается впечатление, что режиссер хотел вставить в фильм все, что только приходило ему в голову при мысли о жанре «хоррор». Энди Мускетти до этого снял симпатичный меланхоличный фильм «Мама», так что «Оно» позволило ему разойтись на полную катушку. Бодрый темп не дает заскучать на протяжении довольно большого для фильма ужасов хронометража, а грамотные сценарные акценты смещают фокус истории в сторону человеческих отношений, а не на фигуре злого клоуна. Первоначальную версию сценария написал Кери Фуконага («Настоящий детектив»), но его драфт оказался через чур радикальным для студии. Все же довольно большая часть его идей осталась в картине, и именно эта часть сделала картину по-настоящему жуткой и захватывающей. Вторая часть фильма была снята полностью без его наработок, и о том, что из этого получилось мы поговорим уже в следующий раз.

Голландских уголов самого разного сорта в картине полно.
Голландских уголов самого разного сорта в картине полно.

«Оно» стал безусловным успехом как для студии, так и для режиссера и актерского состава. Посвященный всего лишь детству героев и экранизирующий едва ли половину от оригинального романа, фильм умудряется сохранять баланс между жутковатыми, но в то же время милыми скримерами и по-настоящему жуткими бытовыми сценами насилия. Наполненный легкой летней атмосферой, он умудряется в один момент вызывать теплое чувство ностальгии и тут же заставить мурашки бежать по коже. Крепкая смесь из ностальгии и натуралистичной человеческой драмы помогла картине заработать солидные деньги, так что вопрос о продолжении у студии не стоял. «Оно-2» вышло через два года после первого фильма и на удивление оказалась не тем фильмом, которого многие могли ожидать. Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.