Найти в Дзене
Частная территория

Фрэнк Ллойд Райт: архитектура в гармонии с природой

Оглавление

Представьте дом, который не противостоит лесу, а словно вырастает из него. Дом, где водопад течет прямо через гостиную, а горизонтальные линии крыши повторяют изгибы холмов. Звучит как фантастика? А между тем такие здания строил американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт больше ста лет назад.

Мальчик с фермы, который изменил архитектуру

Фрэнк родился в 1867 году в маленьком городке в Висконсине. Его детство прошло на ферме, среди полей и лесов. Мать мечтала, что сын станет архитектором, и с детства окружала его игрушками-кубиками и книгами о строительстве.

В 20 лет парень сбежал из университета в Чикаго — учеба казалась ему скучной и оторванной от жизни. Устроился чертежником в архитектурную фирму и за несколько лет стал ведущим проектировщиком. Но работать на других было не в его характере.

В 1893 году Райт открыл собственную студию. Ему было всего 26 лет, но он уже точно знал: архитектура должна быть живой, а не мертвой коробкой из камня и стекла.

Философия органической архитектуры

"Здание должно расти из своего места, как растение из почвы" — эту фразу Райт повторял постоянно.

Он называл свой подход органической архитектурой, и это было революцией.

До Райта архитекторы думали примерно так: есть участок, на него нужно поставить дом. Райт мыслил наоборот: есть место со своим характером, рельефом, растительностью — дом должен стать частью этого места.

Его принципы были простыми и гениальными одновременно:

  • Используй местные материалы
  • Следуй естественным линиям ландшафта
  • Впускай природу внутрь через большие окна
  • Делай дом горизонтальным, как прерии, а не вертикальным башнями

Коллеги смеялись над этими идеями. А заказчики выстраивались в очередь.

Дома прерий: американская мечта по-новому

В начале 1900-х Райт создал стиль, который назвали "дома прерий". Это были низкие, распластанные по земле здания с далеко выступающими крышами и лентами окон.

Дом Роби в кампусе Чикагского университета. Авторство: Dan Smith. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11987
Дом Роби в кампусе Чикагского университета. Авторство: Dan Smith. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11987

Дом Роби в Чикаго стал манифестом нового стиля. Длинные горизонтальные линии, плоские крыши, никаких украшений — только чистая геометрия и связь с ландшафтом. Внутри вместо маленьких комнатушек — большие перетекающие пространства.

Соседи были в шоке. Где привычные башенки и резные наличники? Где "приличный" викторианский декор? А Райт спокойно объяснял: красота не в украшениях, а в правильных пропорциях и честности материалов.

За десять лет он построил около 50 домов прерий. Каждый был уникальным, но все объединяла одна идея — гармония с природой.

Дом над водопадом: шедевр на все времена

В 1935 году к Райту обратился богатый торговец Эдгар Кауфман. У него был участок в лесу с красивым водопадом, и он хотел построить дом рядом с ним. "Рядом" — ключевое слово.

Райт приехал на место, долго ходил по лесу, слушал шум воды. А потом ошарашил заказчика: "Дом будет НАД водопадом".

Дом над водопадом. Авторство: User:Serinde. The Fallingwater by Frank Lloyd Wright on Iam Architect, CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=168101
Дом над водопадом. Авторство: User:Serinde. The Fallingwater by Frank Lloyd Wright on Iam Architect, CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=168101

Кауфман думал, что архитектор сошел с ума. Как можно строить дом над водой? А Райт уже видел будущее здание: консольные террасы, нависающие над потоком, водопад, текущий прямо через жилые помещения.

"Дом над водопадом" или "Фоллингуотер" стал самой знаменитой постройкой Райта. Каменные стены словно вырастают из скал, а бетонные террасы повторяют естественные уступы. Звук воды слышен в каждой комнате.

Когда дом достроили, критики назвали его безумием. Сейчас это одно из самых фотографируемых зданий в мире и объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интерьер Дома над водопадом. Авторство: Jeffrey Neal at the English Wikipedia, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14966979
Интерьер Дома над водопадом. Авторство: Jeffrey Neal at the English Wikipedia, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14966979

Музей Гуггенхайма: спираль в сердце Нью-Йорка

В 1940-х годах коллекционер Соломон Гуггенхайм захотел построить в Нью-Йорке необычный музей современного искусства. Райт предложил проект, который вызвал скандал.

Вместо традиционных залов — огромная спираль. Посетители поднимаются на лифте на верх и спускаются по пандусу, рассматривая картины. Никаких углов, никаких препятствий — только плавное движение.

Строительство затянулось на 16 лет. Городские власти возмущались, художники протестовали (картины на изогнутых стенах висят под углом!), архитекторы качали головами. А Райт упорно доводил проект до совершенства.

Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке. Общественное достояние: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34389
Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке. Общественное достояние: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34389

Музей открылся в 1959 году, через полгода после смерти Райта. Сегодня это один из символов Нью-Йорка и пример того, как архитектура может быть скульптурой.

Архитектурная школа Талиесин

Райт не просто строил — он воспитывал учеников. В 1932 году он основал архитектурную школу Талиесин в Висконсине. Это было не обычное учебное заведение, а коммуна архитекторов.

Hillside Home School в Талиесине[англ.] в Спринг-Грин[англ.] в штате Висконсин, 1902. Авторство: Изначально этот файл был загружен участником Jeff dean из английский Википедия. Originally from en.wikipedia; description page is/was Fellowship in Spring Green, Wisconsin600.jpg here., Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2849711
Hillside Home School в Талиесине[англ.] в Спринг-Грин[англ.] в штате Висконсин, 1902. Авторство: Изначально этот файл был загружен участником Jeff dean из английский Википедия. Originally from en.wikipedia; description page is/was Fellowship in Spring Green, Wisconsin600.jpg here., Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2849711

Студенты не только изучали проектирование, но и работали на стройке, выращивали еду, готовили. Райт считал, что архитектор должен понимать все процессы — от замешивания бетона до приготовления обеда.

Учеба длилась не четыре года, а всю жизнь. Многие ученики оставались с Райтом на десятилетия, становились его помощниками и соратниками. Так формировалась школа органической архитектуры.

Личность гения: талант и скандалы

Райт был не только великим архитектором, но и великим эгоистом. Он любил красивую одежду, дорогие машины и эффектные выступления. На лекциях появлялся в развевающемся плаще, а свои проекты называл не иначе как гениальными.

Фрэнк Ллойд Райт. Авторство: New York World-Telegram and the Sun staff photographer. Library of Congress Prints and Photographs Division. New York World-Telegram and the Sun Newspaper Photograph Collection. http://hdl.loc.gov/loc.pnp/cph.3c16658, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=149669265
Фрэнк Ллойд Райт. Авторство: New York World-Telegram and the Sun staff photographer. Library of Congress Prints and Photographs Division. New York World-Telegram and the Sun Newspaper Photograph Collection. http://hdl.loc.gov/loc.pnp/cph.3c16658, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=149669265

Личная жизнь архитектора была полна скандалов. Он трижды женился, бросал семьи, влюблялся в жен своих заказчиков. В 1914 году сумасшедший слуга убил его любовницу и шестерых человек в доме Талиесин, а потом поджег здание.

Райт пережил трагедию, отстроил дом заново и продолжал работать. В 91 год он все еще проектировал здания и читал лекции. Умер в 1959 году, оставив после себя более 500 построек и тысячи учеников по всему миру.

Влияние на современную архитектуру

Идеи Райта казались безумными в начале XX века, а сегодня они стали нормой. Панорамные окна, открытые планировки, встроенная мебель, использование природных материалов — всё это идет от Райта.

Знаменитые архитекторы признавались в его влиянии. Ле Корбюзье называл его "учителем нас всех". Ричард Нейтра, Рудольф Шиндлер, Джон Лотнер — все они начинали как ученики или последователи Райта.

Даже сегодня, когда говорят об экологической архитектуре и строительстве в гармонии с природой, вспоминают принципы, сформулированные Райтом больше века назад.

Наследие мастера в XXI веке

Дом Мартина в Буффало в штате Нью-Йорк. Авторство: Dave Pape. Собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=867400
Дом Мартина в Буффало в штате Нью-Йорк. Авторство: Dave Pape. Собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=867400

В 2019 году восемь зданий Райта включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это признание его вклада в мировую архитектуру.

Дом над водопадом до сих пор принимает туристов. Музей Гуггенхайма остается одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка. Школа Талиесин продолжает готовить архитекторов по методам Райта.

А главное — его идеи живут в каждом доме, который строится с учетом ландшафта, в каждом здании, которое использует природное освещение, в каждом проекте, где архитектор думает не только о красоте, но и о том, как здание будет существовать в своей среде.

Райт доказал простую истину: архитектура — это не борьба с природой, а диалог с ней. И этот диалог может быть прекрасным.