Найти в Дзене
Советский спорт

Капитан, очевидно! «Совспорт» перезапустил вручение культовой премии «Харламов Трофи»

Наша редакция возвращает награду имени Валерия Харламова, которая изначально стала символом признания величия российских хоккеистов. Легендарная премия «Харламов Трофи» – это не просто награда за сезон. Это мост, соединяющий эпохи российского хоккея. Приз носит имя Валерия Харламова, олицетворявшего целеустремлённость, дерзость и гениальность. Возродить эту премию в 2025 году – значит вернуть в центр внимания не только его имя, но и гордость за наше прошлое, за традиции, вдохновляющие новые поколения. Это жест, которым хоккейная Россия заявляет: мы помним своих героев и готовы писать новую главу их великой истории. Более того, теперь у «Харламов Трофи» есть даже собственный сайт. Но обо всём по порядку. На переходной грани 80-х и 90-х как-то резко закончились времена гегемонии советского хоккея, которая периодически прерывалась либо дерзкими парнями из тогда ещё Чехословакии, либо различными вариациями НХЛовских сборных на легендарных Кубках Канады. Любители хоккея в нашей стране ещё н
Оглавление

Наша редакция возвращает награду имени Валерия Харламова, которая изначально стала символом признания величия российских хоккеистов.

Легендарная премия «Харламов Трофи» – это не просто награда за сезон. Это мост, соединяющий эпохи российского хоккея. Приз носит имя Валерия Харламова, олицетворявшего целеустремлённость, дерзость и гениальность. Возродить эту премию в 2025 году – значит вернуть в центр внимания не только его имя, но и гордость за наше прошлое, за традиции, вдохновляющие новые поколения. Это жест, которым хоккейная Россия заявляет: мы помним своих героев и готовы писать новую главу их великой истории. Более того, теперь у «Харламов Трофи» есть даже собственный сайт.

Но обо всём по порядку.

   Сергей Фёдоров / Источник фото: Getty Images
Сергей Фёдоров / Источник фото: Getty Images

Смена эпох

На переходной грани 80-х и 90-х как-то резко закончились времена гегемонии советского хоккея, которая периодически прерывалась либо дерзкими парнями из тогда ещё Чехословакии, либо различными вариациями НХЛовских сборных на легендарных Кубках Канады.

Любители хоккея в нашей стране ещё никак не могли отойти от мысли, что лучший образец любимого вида спорта был сыгран в финале того самого канадского турнира в 1987 году, где в трёх матчах наиболее ярко выглядело противостояние Гретцки – Лемье с Крутовым – Ларионовым – Макаровым.

Ну а дальше случилась ситуация «кому как». Одни негодовали, что после победы на Олимпиаде-1992 наш хоккей скоропостижно начал улетать на позиции, коих не видывали с момента, как «канадский хоккей» стал просто «хоккеем» в СССР. Другие, наоборот, радовались, что теперь за главной североамериканской лигой можно следить с утроенным рвением.

Звёзды тянутся в НХЛ

Туда, за океан, потянулись косяки советских звёзд, в которых каждый год насчитывалось по 50-60 человек. Это была реальная сила отечественной шайбы, но, увы, не у нас. В местных реалиях на-гора вывалились периферийные клубы, не помышлявшие во времена СССР о попадании в элиту. А былые фавориты резко откатились и после почти полувекового доминирования стали середняками.

С такими раскладами за безумством «беглого» Александра Могильного, забросившего за «Баффало Сейбрз» и поныне фантастические 76 голов в сезоне-1992/1993, или за геройствами «русской пятёрки» «Детройта» следили куда с большим упоением, чем за местными зарубами тольяттинской «Лады» и магнитогорского «Металлурга».

Практически десятилетие внутреннего простоя с провальными Олимпиадами и мировыми первенствами лишь укрепили культ «русской НХЛ» в сознании притязательного болельщика. Можно было охать и ахать по старым временам, но более прогрессивные уже давно поняли, что хоккей продолжается и даже развивается.

Без учётов редких Кубков мира (бывший Кубок Канады), где так или иначе сборная России представала в практически идеальном составе, больше на отечественных звёзд поглядеть было негде. Да и там, что в 1991 году, что в 1996-м, российским звёздам не шибко удавалось явить для жаждущих глаз тот самый, проверенный десятилетиями, уровень хоккея.

-2

Вспышка в Нагано

Всё изменила зимняя Олимпиада в японском Нагано в 1998 году. Туда впервые было разрешено поехать профессионалам. Именно на этом турнире, после пятилетки забвения (последний титул чемпионов мира сборная России выиграла в 1993-м), люди наконец-то воспряли духом и увидели, что новая сборка лучших из лучших ничем не хуже былых героических поколений.

Парил надо льдом один из главных талантов поколения Павел Буре, феерил в центре Сергей Фёдоров, да и остальные наши НХЛовцы не отставали. Даже обидное поражение в финале от чехов не могло украсть у болельщиков надежду: тот хоккей, по которому все так скучали, вернулся на своё законное место.

   Александр Овечкин и Сергей Фёдоров / Источник фото: Getty Images
Александр Овечкин и Сергей Фёдоров / Источник фото: Getty Images

Однако это был всплеск. После японских Игр последовала звонкая оплеуха в виде оглушительного фиаско на родном чемпионате мира в Санкт-Петербурге в 2000 году (11-е место по итогам турнира), куда приехала натуральная русская «дрим-тим». За этим позором должна была последовать сатисфакция на ОИ-2002 в Солт-Лейк-Сити. Но и там нашей дружине удалось добраться лишь до бронзы.

Но аппетиты с 1998 года сильно выросли. Питерский миллениум, в преддверии главного турнира четырёхлетия, хотелось забыть как страшный сон. Тогда же, в 2002-м, на пике популярности, издание «Советский спорт» учредило свою премию, на манер североамериканских традиций, где в фаворе были ежегодные постсезонные раздачи «пряников» в виде «Харт Трофи», «Селки Трофи» и т.д.

-4

Лауреат Фёдоров

У нас в стране появилась номинация, которую назвали в честь легендарного Валерия Харламова – «Харламов Трофи». И это было настоящее признание того, что российские подвиги в НХЛ неотделимы от нашей страны. Символично, что первым обладателем трофея стал Сергей Фёдоров, который к тому моменту уже считался легендой «Детройта».

Критерии отбора были просты: российские хоккеисты НХЛ выбирали трёх номинантов, кроме себя. Такой способ гарантировал справедливость – кто, как не сами игроки, способны понять и оценить выступления коллег, тех, кто действительно выделялся на льду и вёл за собой команду.

И дальше былые герои начали сдавать позиции, потому что на горизонте засияло абсолютно новое поколение игроков уже сугубо российского хоккея. Илья Ковальчук, играя за «Атланту Трэшерз», получил приз в сезоне-2003/2004 за свою 41 шайбу в том сезоне. Он же выиграл «Ришар Трофи» – приз лучшему снайперу НХЛ.

   Илья Ковальчук / Источник фото: Getty Images
Илья Ковальчук / Источник фото: Getty Images

А с появлением на горизонте Александра Овечкина показалось, что теперь он узурпирует этот титул на веки вечные. Впрочем, не обделили и Евгения Малкина, главного антагониста Ови, который свой первый «Харламов Трофи» получил в 2012 году за сезон с 109 очками, когда он стал лучшим бомбардиром НХЛ. Спустя пять лет, после второго кряду Кубка Стэнли, Джино добавил в свою коллекцию ещё одну заслуженную награду от «Советского спорта».

Помимо Овечкина и Малкина, признание получил ещё один герой нового поколения – волшебник Павел Дацюк, завоевавший «Харламов Трофи» в 2011 и 2013 годах за магию на льду, ради которой фанаты и ходят на стадионы.

Что касается Овечкина, то в 2018 году он получил «Харламов Трофи» в восьмой раз – тогда в этом увидели символ вечности, учитывая номер спортсмена. Александр Великий привёл «Вашингтон Кэпиталз» к первому в истории клуба Кубку Стэнли, с 15 шайбами став лучшим снайпером плей-офф.

   Александр Овечкин / Источник фото: Владимир Беззубов / photo.khl.ru
Александр Овечкин / Источник фото: Владимир Беззубов / photo.khl.ru

Революция на фоне роста КХЛ

Однако ещё до 2018 года премия видоизменилась. Российский хоккей уже не ограничивался НХЛ, поскольку стремительно набирала обороты Континентальная хоккейная лига. Поэтому в сезоне-2015/2016 «Харламов Трофи» пережил революцию: теперь награда вручалась лучшему российскому хоккеисту независимо от лиги, а голосование перешло в руки коллегии из 65 экспертов, в которую входили члены Зала славы отечественного хоккея, менеджеры КХЛ, журналисты и легенды спорта.

Первым лауреатом в новом формате стал Артемий Панарин, вундеркинд «Чикаго Блэкхоукс», сочинивший в дебютном заокеанском сезоне 77 (30+47) очков и завоевавший «Колдер Трофи» как лучший новичок лиги.

В этот момент стало понятно, что в нашем хоккейном хозяйстве вновь происходят перемены. В 2019 году окончательно зажглась звезда Никиты Кучерова, чей перформанс в джерси «Тампа-Бэй Лайтнинг» принёс ему 128 (41+87) очков, а вместе с тем и награду лучшему бомбардиру НХЛ.

   Никита Кучеров / Источник фото: Getty Images
Никита Кучеров / Источник фото: Getty Images

А затем вмешалась пандемия COVID-19, остановившая почти весь спорт, включая НХЛ. Сезон заморозили, а вместе с ним и «Харламов Трофи». Голосования и церемонии не проводились, российские хоккеисты, как и весь мир, оказались в ожидании.

Впрочем, вечно это продолжаться не могло. Хоккей по обе стороны океана возобновился, а наши парни продолжили сиять. Кучеров закрепил за собой статус одного из лучших игроков поколения, добавив в свою сокровищницу два Кубка Стэнли (2020, 2021) и два «Арт Росс Трофи» (2023/2024 – 144 очка, 2024/2025 – 121 очко).

Его 144 очка в сезоне-2023/2024 – космос для россиян в НХЛ. Как и три «Арт Росса» – столько же на двоих выиграли Овечкин с Малкиным. Не забываем и про всё того же Панарина, ставшего вожаком «Нью-Йорк Рейнджерс», и про Кирилла Капризова, возглавившего проект «Миннесоты Уайлд».

   Евгений Малкин / Источник фото: «Советский спорт»
Евгений Малкин / Источник фото: «Советский спорт»

Камбэк Овечкина

Параллельно за океаном громко звенели и российские вратари, возродившие нашу славную школу голкиперов. Сергей Бобровский в 2024-м привёл «Флориду Пантерз» к первому в истории франшизы Кубку Стэнли, а осенью 2024 года быстрее всех вратарей в истории лиги достиг отметки в 400 побед (в 707-й игре).

Андрей Василевский с двумя Кубками Стэнли (2020, 2021) и «Везина Трофи» 2019 года уже давно считается одним из лучших в мире. Как и Игорь Шестёркин, получивший осенью 2024-го другое признание – рекордный контракт от «Рейнджерс».

Успехи этих игроков, а также Бобровского, Василевского, Шестёркина и других наших хоккеистов будто бы кричали: нет, ну «Харламов Трофи» просто необходимо возрождать! И в 2025 году награда наконец-то вернулась, получив новую жизнь.

   Александр Овечкин / Источник фото: Юрий Кузьмин / photo.khl.ru / РИА Новости
Александр Овечкин / Источник фото: Юрий Кузьмин / photo.khl.ru / РИА Новости

Немного о том, как проходило обновлённое голосование «Совспорта». Участие в процессе приняли 107 респондентов. В их числе журналисты, блогеры, представители клубов КХЛ, руководители российских хоккейных организаций и легенды прошлого. Предлагалось выбрать топ-3 лучших российских хоккеистов сезона-2024/25 вне зависимости от чемпионата. За первое место присваивалось 3 очка, за второе – 2, а за третье – 1. В конце набранные показатели суммировались.

И первым победителем после долгожданного камбэка стал… разумеется, Александр Овечкин, побивший «вечный» рекорд Уэйна Гретцки. Александр набрал 314 баллов. У Сергея Бобровского – 184 балла. Никита Кучеров с 65 баллами замкнул тройку.

Конкуренции у капитана «Вашингтона», по сути, и не было. Да это не только в нашей премии, а и во всём мировом хоккее.