Найти в Дзене
Мой интеллект

Социально-культурный интеллект. Бытовая и производственная культура. Личные наблюдения

В 70- е годы прошлого века после окончания вуза я распределился на завод в статусе молодого специалиста, инженера без категории. Будучи неженатым, получил место в заводском общежитии. Общежитие располагалось в кирпичном достаточно крепком здании постройки 50- гг., но требующем внешнего и внутреннего косметического ремонта. Внутри здания полы нуждались в покраске, стены – в штукатурке и смене обоев, мебель – в замене. Железные панцирные кровати звенели, полы скрипели, рамы окон и стёкла стучали при сильном ветре (высохла и развалилась замазка), лампочки горели не везде. Туалет был грязноват, а душевая частично – без кранов и леек. В целом бытовая культура стояла на низком уровне. Основной контингент общаги – это рабочие, которые частенько вели себя «некрасиво»: выпивали, мусорили и не убирали за собой в общественных местах, в общем коридоре шумели (и поздней ночью тоже), матерились, иногда дрались (как правило, после получки) – культура бытового поведения была также не на высоте. Безусл
Создано в Шедеврум
Создано в Шедеврум

В 70- е годы прошлого века после окончания вуза я распределился на завод в статусе молодого специалиста, инженера без категории. Будучи неженатым, получил место в заводском общежитии.

Общежитие располагалось в кирпичном достаточно крепком здании постройки 50- гг., но требующем внешнего и внутреннего косметического ремонта. Внутри здания полы нуждались в покраске, стены – в штукатурке и смене обоев, мебель – в замене. Железные панцирные кровати звенели, полы скрипели, рамы окон и стёкла стучали при сильном ветре (высохла и развалилась замазка), лампочки горели не везде. Туалет был грязноват, а душевая частично – без кранов и леек. В целом бытовая культура стояла на низком уровне.

Основной контингент общаги – это рабочие, которые частенько вели себя «некрасиво»: выпивали, мусорили и не убирали за собой в общественных местах, в общем коридоре шумели (и поздней ночью тоже), матерились, иногда дрались (как правило, после получки) – культура бытового поведения была также не на высоте.

Безусловно, культура быта переносилась на производственную культуру: оборудование и стены цехов требовали покраски, пол из металлических чушек нуждался в чистке от грязи и масла (особенно там, где обрабатывали чугун), грязные окна не пропускали свет, стружка грудой лежала возле станков, да и сами станки плохо убирались (рабочие ускоряли уборку, продувая части станка сжатым воздухом, что было запрещено), трубы пневматики и электропроводки лежали поверх пола (запросто об них споткнуться), в пристаночных тумбочках рабочих измерительные и режущие инструменты, как правило, лежали навалом (там же еда, посуда, а, зачастую, бутылка с выпивкой).

Производственная дисциплина также страдала: нарушение технологий (смена режимов резания, пропуск рабочих и контрольных операций, различные самовольные «рацпредложения»), потери времени на курение и разговоры, опоздания, произвольное увеличение обеденного времени, невыполнение распоряжений мастеров и руководителей…

От низкой производственной культуры страдали производительность труда и качество. Увы… Наверное, в той или иной степени это была «болезнь» всех промышленных предприятий СССР независимо от вида деятельности.

В конце 70-х по путёвке бюро молодёжного туризма «Спутник» я побывал во Франции. Перед поездкой нам сказали, что в Париже мы будем жить в рабочем общежитии, что, безусловно, исходя из моего сложившегося представления о рабочих общежитиях, меня не обрадовало. Каково же было моё удивление, когда я увидел чистоту и ухоженность коридоров, туалетов, ванных комнат и комнат для проживания. Отличие было разительным. Мы общались с рабочими (через переводчика), вместе смотрели кино в комнате отдыха, встречались в столовой и общественных местах. Я сделал общий вывод, что французская рабочая молодёжь в целом менее образована, в знании искусства, литературы у них пробелы, но, зато, они знают как себя вести в обществе. Хотя на заводе мы не были, но думаю, что там тоже был порядок с производственной культурой, а следом – с производительностью труда и качеством изделий.

Примерно через год после поездки во Францию меня командировали на два месяца на завод в Чехословакии, где я имел возможность наблюдать тамошнюю бытовую и производственную жизнь. Опять же – отличия были значительные не в лучшую для нас сторону (не буду описывать – это займёт много времени).

В 90-е годы я сменил профессию и с тех пор не был на производстве. Но что касается культуры бытового поведения россиян, то в настоящее время она даже ухудшилась (хотя города и улицы стали современней и лучше). Норма: мусорить на улице (окурки, пачки из-под сигарет, порванные пакеты, пустые пластиковые и стеклянные бутылки, бумага), мусорить в местах отдыха, грубить, материться и конфликтовать в общественных местах, не уступать место пожилым и инвалидам в транспорте, ломать вещи (скамейки, урны, остановки, украшения)… Много проблем, связанных с мусором, шумом, различными конфликтами в многоквартирных домах, жилых районах, с поведением детей в школе и на улице, с поведение водителей и пешеходов… Не отличается культурой и поведение в соцсетях (это я уже испытал на своей «шкуре»).

Вышеуказанное – следствие низкого социально-культурного интеллекта россиян. Это огромный минус для всех нас и для представления о нас извне. Пожалуй что, воспитание и наказание (порицание, штрафы) – это два реальных подхода для исправления ситуации.

В СССР старались воспитывать, начиная с садика и школы. В садике мы сами убирали за собой игрушки, пластилин, краски, мусор. В школе назначались дежурные по классу, все школьники убирались в помещениях и во дворе. Родители привлекали детей к домашним работам, особенно в деревнях.

За рубежом в странах Европы с давних пор применяли административные и финансовые наказания и поощрения к жителям поселений и городов. Результат там оказался лучше (до мигрантов).

Можно, конечно, сказать, что это не самая важная проблема в нашем обществе. Но её решение по цепочке повысит качество и результативность жизни во всём, а также сэкономит здоровье, сбережёт нервы людей.

Понимание этой проблемы и отношение к бытовой культуре существенно отличается от человека к человеку. Многое зависит от эстетической чувствительности человека: у одного грязь, мусор, хамство вызывает неприязнь (вплоть до физического отвращения), а другому на это наплевать.

Важен вопрос ответственности за свои поступки, самодисциплины в поведении, осознанного уважительного отношения к людям, природе.

По моему мнению, невысокая бытовая культура россиян – это «малое проклятие», передаваемое из поколение в поколение. Оно с виду значительно меньше, чем историческое «проклятие кормления», речь о котором шла в предыдущей статье «Про кормление», но эффект масштаба (вовлечены огромные массы людей) резко повышает его значимость.