Найти в Дзене
«По России, танцуя»

История кожевенного ремесла, замшеделия и меховой аппликации народа Коми

Здравствуйте, дорогие зрители!  Сегодня мы представляем вам очень интересную лекцию, созданную при поддержке Национального музея республики Коми. Юлдашев Игорь Олегович. специалист по экспозиционной и выставочной деятельности. Расскажет нам об охотничьем промыселе у коми (зырян) в конце 19 - начале 20 века , а я расскажу об истории кожевенного ремесла, замшеделии и меховой аппликации народа Коми напоминаю Вам, что вы находитесь на канале «По России, танцуя», нам, собирателям этно - культурных особенностей, есть что Вам рассказать! Добро пожаловать! Северные российские территории славятся почти заморскими холодами, по этому почти каждый житель Коми умел валять валенки и занимался выделкой кожи, или замшеделием.  Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замши оленьих шкур превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в эффективное производство. Традиционным у Коми являе
Оглавление

Здравствуйте, дорогие зрители! 

Сегодня мы представляем вам очень интересную лекцию, созданную при поддержке Национального музея республики Коми. Юлдашев Игорь Олегович. специалист по экспозиционной и выставочной деятельности. Расскажет нам об охотничьем промыселе у коми (зырян) в конце 19 - начале 20 века

«По России, танцуя» Юлдашев Игорь Олегович, специалист по экспозиционной.. | «По России, танцуя»

, а я расскажу об истории кожевенного ремесла, замшеделии и меховой аппликации народа Коми

напоминаю Вам, что вы находитесь на канале «По России, танцуя», нам, собирателям этно - культурных особенностей, есть что Вам рассказать! Добро пожаловать!

Кожевенное ремесло

Выделка кожи и меха

Северные российские территории славятся почти заморскими холодами, по этому почти каждый житель Коми умел валять валенки и занимался выделкой кожи, или замшеделием. 

Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замши оленьих шкур превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в эффективное производство. Традиционным у Коми является разведение оленей, а также выделка оленьих шкур. Народы Севера хорошо знали свойства оленьих шкур и умело их обрабатывали.

-2

Обработка кожевенного сырья была одним из традиционных промыслов на Руси, а в частности в Прикамье и Предуралье. В этом регионе, в силу природных условий и, в силу особенностей жизни людей, кожевенное производство было распространено и имело свои особенности. Именно поэтому исследователи имели представления об особенностях выделки кожи и меха народа Коми.

В XVIII - XIX вв. кожевенное дело превратилось в одну из главных отраслей промышленности российского государства.

За последнее десятилетие внесены существенные изменения в технологию кожевенного производства. Это вызвано как повышенными требованиями к качеству и ассортименту натуральных кож, так и экологическими соображениями.

-3

Можно сказать, что шкуры, стали первым одеянием человека, а значит, искусство обработки кожи, стало одним из первых ремёсел, которыми овладел человек. Это древнейшее искусство продолжает существовать и развиваться и в наше время.

История развития кожаного ремесла берет начало с древних времен. Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Поэтому, лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней.

Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.

-4

На Руси возникновение кожевенного дела датируется VI - VII веком. Археологические раскопки в Новгороде и Москве указывают на существование кожевенных мастерских в XI -XII веках. Упоминания о декоративной отделке кожи можно найти в летописи о князе Даниле, там упоминаются сапоги, шитые золотом, а в летописи о Дмитрии Донском пояс, расшитый золотом и декорированный ювелирными камнями. В Библии есть первое упоминание о кожаной одежде в книге Бытие : «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их».

-5

Сама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Уже в эпоху позднего палеолита простейшая одежда из обычных шкур заменяется сшитыми одеждами из кожи и меха. Сначала кожаные изделия были простыми и практичными (одежда, обувь, аксессуары), но уже в 1350 году до н.э. ремесленники использовали элементы декора — аппликации, гравировку, вышивку золотом.

И даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта, ремесленники продолжали изготавливать ремни, сумки, обувь, доспехи.

Отдельно нужно упомянуть использование кожи для изготовления книг, тончайшая кожа, особым образом обработанная, называлась пергамент. По мере развития печатного дела, научились делать высокохудожественные переплёты для книг из кожи.

В середине X века стало развиваться переплетное дело — кожаные обложки для книг и документов стали украшать орнаментом, вышивкой, тиснением. 

-6

Коми – это целая группа этносов, включающая в себя зырян, ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев и коми-пермяков.

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища, заканчивая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Народы коми занимались земледелием, , разводили коров, лошадей, овец и свиней. Ижемцы выпасали оленей. Охотились на рябчиков, тетерев, глухарей, куропаток, уток, гусей, норок. Давней была традиция рыболовства, собирательства ягод, развивались также традиционные ремесла: ткачество, сапожное, бондарное, гончарное, рогожное дело. Из-за северных холодов, к которым пришлось учиться приспосабливаться, коми искусны в валянии валенков, выделке кожи и замши.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Кроме обработки кожи, тиснения и украшения ее металлическими накладками, разнообразных видов плетения из кожи, коми знали обработку металла, ювелирное дело, плетение из бересты, корня, соломы, резьбу по дереву.

Традиционно, коми-пермяками необработанная и дубленая кожа использовалась при изготовлении обуви, ремней, поясов и верхней одежды.

Известно, что коми занимались охотой и рыбалкой, для переноски за спиной капканов, запаса патронов, добычи они изготавливали специальное приспособление – крошни – прообраз современного рюкзака.

Охотники и рыболовы широко использовали во время промысла специальную обувь: осенью это были кожаные сапоги с длинным голенищем (бакило), а зимой – особые лыжные ботинки (лызь ком), которые шились из одного куска тонкой сыромятной кожи в виде грубых башмаков с загнутыми носками. Низкую кожаную обувь носили с длинными шерстяными узорчатыми чулками, которые завязывались под коленом специальными тесемками. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.

Летом и осенью носили поршни, сшитые из сыромятной кожи, и стягивали у щиколотки ремешком, коты – кожаную обувь с невысоким суконным голенищем.

-7

Необходимую часть мужского и женского традиционного костюма составляли рукавицы и перчатки, помимо кожаных, носили и меховые, и вязаные из шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Издавна распространены у коми вачеги – рабочие рукавицы из холста или сукна, обшитые сверху для прочности сыромятной кожей. У ижемских коми кожаные перчатки, покрытые бархатом, вышивали серебряными и золотыми нитями.

Замшеделие – это переработка оленьих шкур в кожу (замшу, ровдугу) посредством специального дубления, традиционное ремесло северных коми.

-8

Коми-оленеводы применяли шкуры оленей для изготовления одежды и обуви, а также для устройства чумов, производства упряжи, сумок и других бытовых вещей.

Обработкой шкур оленей и шитьем одежды занимались женщины, этому они обучались с самого детства. Девушка до замужества должна была изготовить приданое: малицу (глухую одежду с капюшоном), пимы, сумки. Для шитья использовались обычная стальная игла — ем и костяной наперсток — чуньпом.

У ижемских коми замшеделие имело существенное экономическое значение. Замшеделие качественно изменило хозяйственный уклад, резко повысив товарность оленеводства.

-9

Первые сведения о «замшевых избах» в Ижемской волости относятся к 70-м годам 18 века. Они характеризовались примитивной технологией, малой выработкой, не более 100 шкур за сезон. Замша-полуфабрикат не имела товарного вида и не пользовалась особым спросом на рынке.

-10

В 19 веке ижемцы, используя опыт и технологию мастеров-замшеделов из Галича Костромской губернии, реконструировали замшеделие: сконцентрировали производство, перешли на прямые связи с поставщиками сырья и рынком, начали привлекать наемную силу с разделением труда по операциям.

В 1905 году на 55 замшевых заводах Печорского уезда работало 225 человек, было произведено замши-полуфабриката на сумму более 225 тысяч рублей. 

Центрами замшеделия были Ижемская и Красноборская волости Печорского уезда.

Изготовление и украшение изделий из меха исторически широко применяется в быту у ижемских коми так же, как и у многих других народов Севера и Сибири, традиционного занимающихся оленеводством. Искусство меховой мозаики, которое получило яркое, самобытное развитие у ижемские коми оленеводов – феномен, сформировавшийся на трансграничье самодийской (ненцы) и обско-угорской (ханты и манси) традиций. В каждой семье ижемских коми можно увидеть меховую одежду, обувь и различные хозяйственные предметы, декорированные в технике меховой аппликации. До настоящего времени многие коми мастерицы из семей оленеводов в совершенстве владеют искусством обработки шкур и декорирования меховых изделий. При изготовлении изделий из меха коми, ненцы и обские угры применяют единые технические приемы. Вместе с тем, меховая аппликация ижемских мастериц имеет ряд существенных отличий в традиционной технологии и эстетике аналогичных изделий у ненцев, ханты и манси.

Вот такая наполненная лекция про охоту и кожевенное ремесло у нас получилась! 

Вместе с Игорем Олеговичем мы узнали как правильно охотиться, а со мной, как же можно применить шкуру и мех в ремесле! 

Напоминаю, что вы находитесь на канале « По России, танцуя»

благодарим Вас, что досмотрели это видео до конца!

И помните! Всякая традиция живет благодаря Интрепретации!