Найти в Дзене
ИСТОРИЯ ВОКРУГ НАС

Она опередила свое время. Особенный доктор Варвара Кашеварова-Руднева.

До 20-го века женщин в медицине серьезно не воспринимали. Максимум, что им разрешалось - помогать женщинам при родах. И так было не только в "отсталой" Российской империи, но и во всех "цивилизованных" странах Европы. Первым голос в защиту женщин подал знаменитый хирург Николай Пирогов. Это не было ни сумасбродством, ни альтруизмом. Дело в том, что далеко не каждый выпускник медицинского вуза спешил ехать на работу в глухую провинцию, прозябать на маленьком жаловании вдали от блестящей жизни больших городов. А женщин, молодых и амбициозных, можно было "заманить" в провинцию одной только возможностью реализовать себя вне известной формулы (кухня, дети, церковь). Так или иначе, Пирогов, а за ним высокие чины от медицины стали говорить и писать о том, что пора активно привлекать женщин в медицину, и начинать с образования. От слов перешли к делу. 6 мая 1872 года открыли, в виде эксперимента, при Медико-хирургической академии женский курс для акушерок. Но попасть на них далеко не всех

До 20-го века женщин в медицине серьезно не воспринимали. Максимум, что им разрешалось - помогать женщинам при родах. И так было не только в "отсталой" Российской империи, но и во всех "цивилизованных" странах Европы. Первым голос в защиту женщин подал знаменитый хирург Николай Пирогов. Это не было ни сумасбродством, ни альтруизмом.

Дело в том, что далеко не каждый выпускник медицинского вуза спешил ехать на работу в глухую провинцию, прозябать на маленьком жаловании вдали от блестящей жизни больших городов. А женщин, молодых и амбициозных, можно было "заманить" в провинцию одной только возможностью реализовать себя вне известной формулы (кухня, дети, церковь).

Николай иванович Пирогов.
Николай иванович Пирогов.

Так или иначе, Пирогов, а за ним высокие чины от медицины стали говорить и писать о том, что пора активно привлекать женщин в медицину, и начинать с образования.

От слов перешли к делу. 6 мая 1872 года открыли, в виде эксперимента, при Медико-хирургической академии женский курс для акушерок. Но попасть на них далеко не всех желающих. Девушке должно было быть не меньше двадцати лет, при этом имело важное значение образование - гимназия, педагогические курсы.

Но это не все. Еще девушка должна была представить письменное требовалось разрешение отца или мужа, а также доказать, что у нее есть знакомые в Петербурге, и она не бедна, не нуждается материально.

Медицинские курсы, помимо прочего, круглосуточно находились под наблюдением (кого бы вы думали?) - церковной власти! Церковь озаботилась "облико-морале" девушек, которому, по мнению Синода, могло навредить общение со студентами- юношами.

-2

Заметим в скобках, в то же самое время в России занятие проституцией было вполне легальным...

На самом деле РПЦ зорко следила за тем, чтобы в стены высшего учебного заведения не попали лица "иного вероисповедания". Волновалось за девушек и государственная власть: как бы свободные нравы студенчества не превратили слушательниц в нигилисток!

А вот материальное положение слушательниц не волновало никого. Стипендии были крайне редким явлением, их получали буквально единицы. Причем сумма стипендии - 25 рублей - не слишком облегчала положение.

Остальные курсистки решали свои проблемы самостоятельно. Студенты-юноши могли найти работу, подработку, для девушек же такая возможность практически не существовала. Часть девушек не сумела окончить курсы из-за болезней. К примеру, за 1877-1879 годы. из ста одиннадцати девушек в живых осталось семьдесят три.

Николай Ярошенко "Курсистка". 1883 год.
Николай Ярошенко "Курсистка". 1883 год.

Как прошла через такие немыслимые трудности девушка из богом забытого местечка, неграмотная сирота?

Она не только преодолела множество преград для исполнения своей мечты о спасении людей. Она не остановилась ни перед чем. Ее жизнь можно назвать героической.

Варвара Кашеверова-Руднева родилась она в Могилевской губернии в бедной семье Нафановых, в 1844 году. Очень рано она осталась сиротой, но к счастью, в приют не попала. Девочку взял на воспитание сельский учитель. Воспитание ограничилось тем, что Варвара была на побегушках и выполняла по дому самую черную работу.

-4

А вот учиться писать и читать ей было не положено - как во всех обычных крестьянских семьях, в семье учителя считалось, что обучение - напрасная трата времени для девочки. Лучше пусть занимается многочисленными делами по хозяйству.

Но хозяйские сыновья учились, и Варвара тоже тянулась к знаниям. Грамоту она осваивала на слух, пока ее названные "братья" зубрили уроки. А в 12 лет девочка решила бежать в Петербург в поисках новой жизни.

Дорога оказалась слишком трудной. Едва добравшись до Царского села, путешественница заболела тифом, и провела в больнице три месяца. Только после выздоровления она наконец добралась до столицы. Время, проведенное в больнице, она никогда не сумела забыть. С тех пор она решила стать врачом и спасать людей, как спасли ее.

Но пока до этого было еще далеко. В Петербурге ей снова пришлось работать - прислугой, прачкой – она бралась за любую работу. Днем трудилась, а на ночь искала приюта в чужих домах. Ее пожалел один моряк со совей семьей, дал крышу над головой. И вот тогда она впервые взяла в руки книгу. Сын хозяина дома, гимназист, учил девочку читать прямо по книгам, без азбуки. Счастью Варвары не было предела...

Другой хозяин, у которого ей пришлось снимать угол, научил ее танцам и хорошим манерам. В дальнейшем и это пригодилось, но грамота для Варвары была на первом месте.

Так пролетело три года, и в возрасте 15 лет Варвару сосватал богатый купец Кашеваров, значительно старше нее. Под его фамилией девушка вошла в историю. Перед замужеством у нее было только одно условие: муж должен разрешать ей учиться и помогать в этом . Купец обещал, но слово не сдержал, и даже взял за правило регулярно поколачивать молодую жену. Стоит ли говорить, что Варвара привычно проявила упорство и непослушание. Добилась развода и... снова оказалась на улице.

Из газет молодая женщина узнала, что Оренбургскому казачеству требуется акушерка для помощи в родах женщинам-мусульманкам, которым запрещено религией иметь мужчину-врача. И тут же созрело решение: стать акушеркой. Для этого нужно было поступить в Повивальный институт и пройти необходимые курсы по венерическим болезням. На экзамене почтенные профессора были потрясены уровнем ее теоретической и практической подготовки, и даже предложили ей денежную премию. Но девушка отказалась, и просила только одного - дать возможность обучаться дальше.

В 1863 году Варвара Александровна была зачислена в ту самую знаменитую Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, и прилежно училась 5 лет на отделении венерологии. Это был исключительный для 1860-х годов случай. Ее приняли только благодаря протекции генерал-губернатора Оренбургского края, и личное разрешение военного министра Милютина.

-5

Новость о женщине в рядах студентов шокировала так называемую общественность. Однако Варвара упрямо шла к цели, и еще будучи студенткой, добилась того, чтобы в почтенном журнале "Медицинский вестник" напечатали ее научную статью. В 1968 году Варвара получила диплом врача по специальности акушер-гинеколог.

Все хорошо складывалось у нее и в личной жизни. Девушку полюбил профессор Руднев, знаменитый специалист-онколог. Но семейной жизнью Варвара не ограничивалась, продолжая развиваться профессионально. Она писала научные работы в российские и зарубежные издательства, вела практику.

27 мая 1876 года врач Кашеверова-Руднева вошла в историю как первая русская женщина, успешно защитившая диссертацию по медицине.

Варвара Кашеварова- Руднева.
Варвара Кашеварова- Руднева.

Она шла к этому много лет, и вот свершилось. В этот день в стенах Медико-хирургической академии Варвара Александровна защитила диссертацию по патологической анатомии женских органов. И получила звание доктора медицины. Рассказывали, что студенты-медики пронесли ее, сидящую на кресле, по залам учебного заведения под бурные аплодисменты...

А потом она скромно занялась врачебной практикой. Спокойная жизнь длилась недолго - в 1878 году от тяжелой болезни скончался муж, Варвара Александровна осталась одна, без поддержки и опоры. И приняла решение уехать из столицы в провинцию.

Провинциальная жизнь ее, выросшую в глуши, не пугала. И следующим местом ее работы стал хутор в Воронежской губернии. Там она жила как обычная селянка, вела хозяйство и была единственным доктором на несколько деревень. Варвара Александровна жила скромно, на назначенную после смерти мужа небольшую пенсию и свое жалованье.

И еще, между всеми заботами, она находила время для научных статей. Написала даже целую книгу о гигиене женщин.

Единственное, что ее угнетало - это невозможность заниматься серьезной наукой, выписывать медицинские источники. Переживала, что вся ценная информация по болезням, что она собирала за годы практики, пропадут и не достанутся потомкам. Ведь у нее не было ни помощника, ни преемника...

И страшное случилось. В 1886 году на хуторе загорелись постройки. В пламени пожара все записи и дневники Кашеваровой-Рудневой превратились в пепел...

Не выдержав удара судьбы, она уехала. Вернулась в Петербург, и некоторое время работала там. Но здоровье было непоправимо подорвано... И тогда, уже в последний раз, она решила покинуть шумную беспокойную столицу, и переехать в патриархальную Старую Руссу, что в Новгородской губернии.

-7

В декабре 1898 года случилось значимое событие в жизни замечательной женщины-врача: все доктора Старой Руссы пришли к ней поздравить с 30-летним юбилеем врачебной деятельности. Но виновница торжества не смогла достойно принять гостей, ведь она уже несколько лет была прикована к постели.

А в январе 1899 года, на 56-м году жизни, болезнь окончательно победила, и Варвара Александровна скончалась. Ее похоронили возле Старо-Преображенского монастыря.

Монастырь, вместе с захоронениями, разрушили немцы во время Великой Отечественной Войны. Так что места, куда бы почитатели таланта Варвары Александровны могли бы принести цветы, более не существует. Но память об этой женщине с удивительной судьбой, все же сохранилась.

.