Найти в Дзене

06.21. Анджела Дакворт о ГРИТ (твёрдости характера)

Продолжение следует...
Оглавление

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. В представленном материале вводится понятие «твёрдость характера» (GRIT), которое определяется как сочетание двух ключевых качеств: настойчивости и страсти в достижении долгосрочных целей.
  2. Настойчивость трактуется как выносливость, способность не сдаваться при неудачах и продолжать усердно работать для постоянного совершенствования. Страсть понимается как глубокая и постоянная преданность своему делу, когда мысли о нём занимают сознание человека в течение длительного времени.
  3. Особо подчёркивается, что страсть и предназначение — это качества, которые не «находятся» или «открываются» в готовом виде, а развиваются с течением времени. Этот процесс противопоставляется распространённым представлениям о «поиске призвания».
  4. Между настойчивостью и страстью существует взаимная, реципрокная причинность. Усердная работа (настойчивость) усиливает вовлечённость и интерес (страсть), а возросшая страсть, в свою очередь, мотивирует на дальнейшую усердную работу.
  5. Концепция связывает твёрдость характера с достижением успеха и ощущением счастья. Утверждается, что люди, обладающие этим качеством, испытывают не беззаботное, а глубокое, приносящее удовлетворение счастье, которое проистекает из осмысленной и любимой деятельности. Оптимальным состоянием является совпадение личных интересов (страсти) с деятельностью, приносящей пользу миру (предназначением).

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)

  1. Автор материала интуитивно подходит к диалектическому принципу единства и борьбы противоположностей. Твёрдость характера рассматривается не как однородное качество, а как единство двух различных и в определённом смысле противоположных сторон: страсти (внутреннего, эмоционального порыва) и настойчивости (внешнего, практического проявления выдержки и упорства). Их взаимообусловленность и взаимное усиление отражают идею взаимодействия противоположностей как источника движения.
  2. Центральная идея о том, что страсть и предназначение развиваются, а не обнаруживаются, является сильным моментом, приближающимся к диалектическому пониманию развития. Этот подход противостоит метафизическому взгляду на личностные качества как на нечто изначально данное, статичное, что нужно лишь «найти». Здесь же признаётся процесс качественного изменения, становления.
  3. В концепции прослеживается понимание перехода количественных изменений в качественные. Длительное и упорное приложение усилий (настойчивость) — количественное накопление — в итоге приводит к качественному скачку: достижению выдающихся результатов, глубокому удовлетворению и новому уровню мастерства.
  4. Идея о том, что усердная работа порождает увлечённость, а увлечённость стимулирует работу, отражает принцип всеобщей связи и взаимодействия. Она показывает, что внутренние состояния сознания и внешняя практическая деятельность неразрывно связаны и находятся в динамическом взаимодействии, где причина и следствие постоянно меняются местами.

ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)

  1. Идеализм: Концепция совершает коренную ошибку, отрывая сознание от бытия. «Твёрдость характера» рассматривается как чисто психологическое, внутреннее свойство личности, которое является первопричиной успеха. Игнорируются объективные, материальные условия, которые формируют и сознание, и возможность для проявления настойчивости. Источник страсти и воли ищется внутри индивида, а не в характере его общественно-производственной деятельности. Бытие определяется сознанием, а не наоборот.
  2. Метафизика: Несмотря на элементы идеи развития, подход в целом метафизичен. Он рассматривает «твёрдость характера» как некую универсальную положительную черту, вне её конкретно-исторического содержания и внутренних противоречий. Не анализируется противоречие между стремлением индивида к самореализации через настойчивый труд и отчуждающим характером этого труда в условиях капитализма. Развитие представляется как линейное количественное накопление «твёрдости», ведущее к успеху, без понимания скачков, отрицаний и борьбы противоположных социальных сил, определяющих реальный жизненный путь человека.
  3. Индивидуализм и игнорирование классового аспекта: Концепция полностью абстрагируется от классовой структуры общества. Она представляет успех как результат личных волевых усилий, тем самым маскируя фундаментальное неравенство возможностей. Трудности, с которыми сталкивается представитель пролетариата, и представитель буржуазии, качественно различны. Приписывать успех или неудачу исключительно индивидуальной «твёрдости характера» — значит игнорировать объективные классовые барьеры и служить интересам господствующего класса, перекладывая ответственность за системное неравенство на самих угнетённых. В этом проявляется буржуазный принцип партийности.
  4. Психологизация социальных проблем: Происходит подмена объективных социальных противоречий субъективными психологическими проблемами. Вместо анализа причин, по которым капиталистическая система подавляет творческий потенциал и мотивацию большинства людей (эксплуатация, отчуждение), предлагается «развивать» в себе психологические качества для адаптации к этой системе. Социальный антагонизм редуцируется до недостатка личной воли, что является идеологическим приёмом, отвлекающим от необходимости классовой борьбы за изменение самих общественных отношений.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

  1. Необходимо «поставить на ноги» идеалистическую концепцию, перенеся анализ с абстрактного индивида на конкретного человека в системе определённых общественно-экономических отношений. Страсть и настойчивость следует рассматривать не как врождённые или чисто волевые качества, а как продукт материальных условий жизни и характера труда.
  2. Следует исследовать, какие формы производственной деятельности порождают подлинную страсть и осмысленную настойчивость (свободный, творческий, коллективный труд), а какие — убивают их (труд отчуждённый, эксплуатируемый, монотонный). Психика должна анализироваться как отражение общественного бытия.
  3. Противоречие между «страстью» и «настойчивостью» должно быть проанализировано диалектически. В условиях отчуждённого труда они выступают как антагонисты: страсть (стремление к творчеству) подавляется необходимостью проявлять настойчивость в бессмысленной для рабочего деятельности. Задача состоит в создании социальных условий для их диалектического единства.
  4. Индивидуалистическое понятие «твёрдости характера» должно быть «снято» в коллективистском понятии революционной стойкости, классовой солидарности и целеустремлённости в общей борьбе за преобразование общества. Основное внимание должно уделяться не воспитанию отдельных «успешных» личностей, а созданию условий для всестороннего развития всех членов общества.

ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В условиях капитализма: Представленная концепция является инструментом буржуазной идеологии. Она внушает рабочему, что его бедность — следствие его личного недостатка «твёрдости», а не объективной эксплуатации. Коммунистическая практика должна разоблачать этот подход. Необходимо показывать, что противоречие между желанием страстно и настойчиво трудиться ради самореализации и невозможностью этого в условиях наёмного рабства является проявлением основного противоречия капитализма. Осознание этого противоречия должно вести не к индивидуальным тренингам, а к включению в классовую борьбу.
  2. В условиях коммунизма: Антагонистическое противоречие между трудом как необходимостью для выживания и трудом как творческой потребностью «снимается». Труд становится первой жизненной потребностью. Настойчивость перестаёт быть волевым преодолением внешнего принуждения и становится естественной формой проявления страсти в творческой, коллективной деятельности на благо общества. Противоречия сохраняются, но приобретают неантагонистический характер (например, противоречие между достигнутым уровнем знания и новыми задачами, между потребностями общества и наличными ресурсами), и их разрешение становится источником дальнейшего коллективного развития.
  3. Конкретный пример: Буржуазный подход предлагает ребёнку из рабочего класса «развивать твёрдость характера», чтобы конкурировать за место в университете и стать успешным менеджером, тем самым интегрируясь в систему эксплуатации. Диалектический подход показывает, что массовая невозможность для детей рабочих получить высшее образование — это системное явление, и призывает к борьбе за бесплатное и доступное для всех образование. При коммунизме образование и выбор профессии основаны на выявлении и развитии способностей каждого для максимального вклада в общее дело, а настойчивость в учёбе и труде является естественным следствием осмысленности и коллективного характера этой деятельности.

ВЫВОДЫ

  1. Анализируемый материал, посвящённый концепции «твёрдости характера», содержит рациональное зерно, интуитивно затрагивая диалектические идеи развития и единства противоположностей (страсти и настойчивости).
  2. Однако по своей сущности данная концепция является глубоко идеалистической, метафизической и индивидуалистической. Она отрывает сознание от материального бытия, игнорирует классовые противоречия и подменяет анализ социальных проблем психологическими рекомендациями.
  3. В классовом обществе эта концепция выполняет идеологическую функцию, маскируя объективные причины неравенства и перенося ответственность за социальные проблемы на отдельную личность, тем самым отвлекая от необходимости классовой борьбы.
  4. Диалектическое «снятие» данной концепции предполагает перенос фокуса с индивидуальной психологии на анализ общественно-экономических условий, которые либо способствуют, либо препятствуют всестороннему развитию человеческого потенциала, и замену идеи индивидуального успеха идеей коллективной борьбы за создание общества свободного и творческого труда.

Продолжение следует...

Анджела Дакворт о ГРИТ (твёрдости характера)
Анджела Дакворт о ГРИТ (твёрдости характера)