Продолжение следует...
Продолжение следует...
...Читать далее
МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- В представленном материале вводится понятие «твёрдость характера» (GRIT), которое определяется как сочетание двух ключевых качеств: настойчивости и страсти в достижении долгосрочных целей.
- Настойчивость трактуется как выносливость, способность не сдаваться при неудачах и продолжать усердно работать для постоянного совершенствования. Страсть понимается как глубокая и постоянная преданность своему делу, когда мысли о нём занимают сознание человека в течение длительного времени.
- Особо подчёркивается, что страсть и предназначение — это качества, которые не «находятся» или «открываются» в готовом виде, а развиваются с течением времени. Этот процесс противопоставляется распространённым представлениям о «поиске призвания».
- Между настойчивостью и страстью существует взаимная, реципрокная причинность. Усердная работа (настойчивость) усиливает вовлечённость и интерес (страсть), а возросшая страсть, в свою очередь, мотивирует на дальнейшую усердную работу.
- Концепция связывает твёрдость характера с достижением успеха и ощущением счастья. Утверждается, что люди, обладающие этим качеством, испытывают не беззаботное, а глубокое, приносящее удовлетворение счастье, которое проистекает из осмысленной и любимой деятельности. Оптимальным состоянием является совпадение личных интересов (страсти) с деятельностью, приносящей пользу миру (предназначением).
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- Автор материала интуитивно подходит к диалектическому принципу единства и борьбы противоположностей. Твёрдость характера рассматривается не как однородное качество, а как единство двух различных и в определённом смысле противоположных сторон: страсти (внутреннего, эмоционального порыва) и настойчивости (внешнего, практического проявления выдержки и упорства). Их взаимообусловленность и взаимное усиление отражают идею взаимодействия противоположностей как источника движения.
- Центральная идея о том, что страсть и предназначение развиваются, а не обнаруживаются, является сильным моментом, приближающимся к диалектическому пониманию развития. Этот подход противостоит метафизическому взгляду на личностные качества как на нечто изначально данное, статичное, что нужно лишь «найти». Здесь же признаётся процесс качественного изменения, становления.
- В концепции прослеживается понимание перехода количественных изменений в качественные. Длительное и упорное приложение усилий (настойчивость) — количественное накопление — в итоге приводит к качественному скачку: достижению выдающихся результатов, глубокому удовлетворению и новому уровню мастерства.
- Идея о том, что усердная работа порождает увлечённость, а увлечённость стимулирует работу, отражает принцип всеобщей связи и взаимодействия. Она показывает, что внутренние состояния сознания и внешняя практическая деятельность неразрывно связаны и находятся в динамическом взаимодействии, где причина и следствие постоянно меняются местами.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм: Концепция совершает коренную ошибку, отрывая сознание от бытия. «Твёрдость характера» рассматривается как чисто психологическое, внутреннее свойство личности, которое является первопричиной успеха. Игнорируются объективные, материальные условия, которые формируют и сознание, и возможность для проявления настойчивости. Источник страсти и воли ищется внутри индивида, а не в характере его общественно-производственной деятельности. Бытие определяется сознанием, а не наоборот.
- Метафизика: Несмотря на элементы идеи развития, подход в целом метафизичен. Он рассматривает «твёрдость характера» как некую универсальную положительную черту, вне её конкретно-исторического содержания и внутренних противоречий. Не анализируется противоречие между стремлением индивида к самореализации через настойчивый труд и отчуждающим характером этого труда в условиях капитализма. Развитие представляется как линейное количественное накопление «твёрдости», ведущее к успеху, без понимания скачков, отрицаний и борьбы противоположных социальных сил, определяющих реальный жизненный путь человека.
- Индивидуализм и игнорирование классового аспекта: Концепция полностью абстрагируется от классовой структуры общества. Она представляет успех как результат личных волевых усилий, тем самым маскируя фундаментальное неравенство возможностей. Трудности, с которыми сталкивается представитель пролетариата, и представитель буржуазии, качественно различны. Приписывать успех или неудачу исключительно индивидуальной «твёрдости характера» — значит игнорировать объективные классовые барьеры и служить интересам господствующего класса, перекладывая ответственность за системное неравенство на самих угнетённых. В этом проявляется буржуазный принцип партийности.
- Психологизация социальных проблем: Происходит подмена объективных социальных противоречий субъективными психологическими проблемами. Вместо анализа причин, по которым капиталистическая система подавляет творческий потенциал и мотивацию большинства людей (эксплуатация, отчуждение), предлагается «развивать» в себе психологические качества для адаптации к этой системе. Социальный антагонизм редуцируется до недостатка личной воли, что является идеологическим приёмом, отвлекающим от необходимости классовой борьбы за изменение самих общественных отношений.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Необходимо «поставить на ноги» идеалистическую концепцию, перенеся анализ с абстрактного индивида на конкретного человека в системе определённых общественно-экономических отношений. Страсть и настойчивость следует рассматривать не как врождённые или чисто волевые качества, а как продукт материальных условий жизни и характера труда.
- Следует исследовать, какие формы производственной деятельности порождают подлинную страсть и осмысленную настойчивость (свободный, творческий, коллективный труд), а какие — убивают их (труд отчуждённый, эксплуатируемый, монотонный). Психика должна анализироваться как отражение общественного бытия.
- Противоречие между «страстью» и «настойчивостью» должно быть проанализировано диалектически. В условиях отчуждённого труда они выступают как антагонисты: страсть (стремление к творчеству) подавляется необходимостью проявлять настойчивость в бессмысленной для рабочего деятельности. Задача состоит в создании социальных условий для их диалектического единства.
- Индивидуалистическое понятие «твёрдости характера» должно быть «снято» в коллективистском понятии революционной стойкости, классовой солидарности и целеустремлённости в общей борьбе за преобразование общества. Основное внимание должно уделяться не воспитанию отдельных «успешных» личностей, а созданию условий для всестороннего развития всех членов общества.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма: Представленная концепция является инструментом буржуазной идеологии. Она внушает рабочему, что его бедность — следствие его личного недостатка «твёрдости», а не объективной эксплуатации. Коммунистическая практика должна разоблачать этот подход. Необходимо показывать, что противоречие между желанием страстно и настойчиво трудиться ради самореализации и невозможностью этого в условиях наёмного рабства является проявлением основного противоречия капитализма. Осознание этого противоречия должно вести не к индивидуальным тренингам, а к включению в классовую борьбу.
- В условиях коммунизма: Антагонистическое противоречие между трудом как необходимостью для выживания и трудом как творческой потребностью «снимается». Труд становится первой жизненной потребностью. Настойчивость перестаёт быть волевым преодолением внешнего принуждения и становится естественной формой проявления страсти в творческой, коллективной деятельности на благо общества. Противоречия сохраняются, но приобретают неантагонистический характер (например, противоречие между достигнутым уровнем знания и новыми задачами, между потребностями общества и наличными ресурсами), и их разрешение становится источником дальнейшего коллективного развития.
- Конкретный пример: Буржуазный подход предлагает ребёнку из рабочего класса «развивать твёрдость характера», чтобы конкурировать за место в университете и стать успешным менеджером, тем самым интегрируясь в систему эксплуатации. Диалектический подход показывает, что массовая невозможность для детей рабочих получить высшее образование — это системное явление, и призывает к борьбе за бесплатное и доступное для всех образование. При коммунизме образование и выбор профессии основаны на выявлении и развитии способностей каждого для максимального вклада в общее дело, а настойчивость в учёбе и труде является естественным следствием осмысленности и коллективного характера этой деятельности.
ВЫВОДЫ
- Анализируемый материал, посвящённый концепции «твёрдости характера», содержит рациональное зерно, интуитивно затрагивая диалектические идеи развития и единства противоположностей (страсти и настойчивости).
- Однако по своей сущности данная концепция является глубоко идеалистической, метафизической и индивидуалистической. Она отрывает сознание от материального бытия, игнорирует классовые противоречия и подменяет анализ социальных проблем психологическими рекомендациями.
- В классовом обществе эта концепция выполняет идеологическую функцию, маскируя объективные причины неравенства и перенося ответственность за социальные проблемы на отдельную личность, тем самым отвлекая от необходимости классовой борьбы.
- Диалектическое «снятие» данной концепции предполагает перенос фокуса с индивидуальной психологии на анализ общественно-экономических условий, которые либо способствуют, либо препятствуют всестороннему развитию человеческого потенциала, и замену идеи индивидуального успеха идеей коллективной борьбы за создание общества свободного и творческого труда.
Продолжение следует...
Анджела Дакворт о ГРИТ (твёрдости характера)