Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Черепашки-ниндзя превратились в мировой культурный феномен, удачно скомбинировав в себе четыре привлекательные для юной аудитории составляющие: мутантов, ниндзя, подростков и черепах. Возможно, последнее звучит несколько натянуто, но нельзя отрицать триумф этой необычной идеи: имена Леонардо, Микеланджело, Рафаэля и Донателло обрели широкую известность, причём не только благодаря их знаменитым прототипам из Ренессанса. Изначально задуманные Кевином Истменом и Питером Лэрдом как юмористическая чёрно-белая пародия на "Сорвиголову", Черепашки-ниндзя стали главными героями разнообразных адаптаций: от видеоигр и конструкторов LEGO до полнометражных фильмов и анимационных сериалов.
Безусловно, основная заслуга в создании этих удивительно прибыльных персонажей принадлежит Истмену и Лэрду, но их первый телевизионный сериал, транслировавшийся с 1987 по 1996 год, позволил целому поколению детей скандировать "Кавабанга!" и горячо обсуждать, кому достанется роль Рафаэля, а кому – Леонардо. Однако, пересмотрев оригинальный мультсериал сейчас, можно заметить множество странных деталей, которые в детстве оставались незамеченными. Именно эти нюансы и бросаются в глаза взрослому зрителю мультсериала "Черепашки-ниндзя".
Забавное прозвище Ороку Саки
У каждого выдающегося героя должен быть достойный противник, и для Черепашек-ниндзя таким антагонистом является непоколебимый Шреддер. В нём можно увидеть элементы Доктора Дума и Кингпина: он — злодей-гений, с равным мастерством владеющий как боевыми искусствами, так и искусством интриг.
Тем не менее, даже его грозная слава не может скрыть абсурдность его прозвища. Даже в мире, где черепахи владеют ниндзюцу и носят имена знаменитых ренессансных художников, нарекать злодея именем кухонного приспособления кажется весьма странным решением.
Судьба любого мультипликационного злодея – бессильно наблюдать, как его тщательно разработанные планы регулярно терпят крах из-за вмешательства положительных персонажей, ведь в этом и заключается суть таких злодеев.
Но столь нелепое прозвище, как будто, обрекает Шреддера на вечные и унизительные провалы. Самое парадоксальное в Шреддере то, что у него есть прекрасное настоящее имя – Ороку Саки – которое он вполне мог бы использовать вместо своего смехотворного альтер-эго.
Крушить можно только неживые объекты
Производство анимационных экшн-сериалов требует умелого лавирования между зрелищными сражениями, ожидаемыми зрителями, и поддержанием формата, приемлемого для детской аудитории в соответствии с вещательными нормами. Отдел контроля качества в каждой телекомпании, так называемый BS&P, отвечает за соответствие транслируемого контента установленным требованиям. В случае с "Черепашками-ниндзя" это стало вызовом для авторов: Рафаэль и Леонардо использовали оружие с колющими свойствами, что предполагало невозможность применения их коронных приёмов против людей в боях.
Изящным выходом из ситуации стало сохранение внешнего вида пехотинцев, придуманного Лэрдом и Истменом, но замена самих ниндзя на их роботизированные аналоги. Благодаря тому, что черепахи сражались с роботами, а не наносили увечья людям, мультсериал смог с удивительной точностью воспроизвести динамику ниндзя из комиксов.
Ужас перед телом изобилует
Хотя отдел стандартов вещания пристально следил за отсутствием явных сцен насилия в мультсериале, он, похоже, недооценил потенциальный ужас, который вызывали злоключения персонажей.
Создатели мультсериала словно находили удовольствие в постоянных метаморфозах героев "Черепашек-ниндзя", причём кошмарное превращение Бакстера Стокмана в человека-муху было особенно отталкивающим. Помимо самой трансформации Стокмана, напоминающей Сета Брандла в исполнении Джеффа Голдблюма из фильма "Муха", в сериале было множество мутантов и превращений, почти всегда сопровождавшихся паническим ужасом персонажа, наблюдающего за изменениями своего тела. Даже главная героиня, Эйприл О'Нил, трижды подвергалась мутациям (к счастью, обратимым).
Этот глубоко засевший страх перед собственным телом – довольно рискованная тема для субботнего утреннего мультсериала, особенно если учесть дисморфофобию самих Черепашек. В конце концов, речь идёт о гуманоидных черепахах-подростках. Представьте себе все "прелести" переходного возраста в таком обличье!
Представители европеоидной расы
Хотя мутанты, пришельцы и роботы занимали значительное место в повествовании, в "Черепашках-ниндзя" присутствовал довольно широкий спектр обычных людей. Однако бросалось в глаза, что почти все они были европеоидной расы, что может восприниматься как проявление предвзятости. Особенно это заметно, учитывая изменения в этнической принадлежности Бакстера Стокмана и Эйприл О'Нил для мультсериала. Популярное объяснение трансформации Стокмана состоит в том, что его подчинённое положение по отношению к Шреддеру, в случае сохранения его африканского происхождения, могло быть истолковано как расистское. Тем не менее, отсутствие заметных афроамериканских персонажей на протяжении почти десяти сезонов выглядит не менее проблематичным.
История с Эйприл немного сложнее. Создатели, Истмен и Лэрд, придерживались разных взглядов на её этническую принадлежность. Истмен изобразил её как женщину смешанной расы (вдохновляясь своей девушкой Эйприл Фишер), в то время как Лэрд всегда видел её исключительно как рыжеволосую представительницу европеоидной расы. Несмотря на неясность вопроса об "отбеливании" персонажа для мультсериала, превращение Эйприл в белую женщину фактически привело к тому, что в сериале почти не осталось небелых персонажей (хотя Бибоп и был изначально афроамериканцем, большую часть времени он находился в мутировавшей форме, что не совсем учитывается).
Лоис Лейн в жёлтом комбинезоне
Пересматривая "Черепашек-ниндзя" уже взрослым, невольно замечаешь сходство Эйприл О'Нил с Лоис Лейн: разве что гардероб у неё более функциональный, да и цвет волос другой. Обе героини работают в журналистике и обладают схожим характером: репортёры, чья неутолимая жажда правды то и дело втягивает их в опасные ситуации, требующие вмешательства супергероев. По сути, главное отличие между ними заключается в том, что Лоис умеет выглядеть элегантно, а Эйприл словно навечно застряла в своём жёлтом комбинезоне.
И, конечно, их выбор супергеройских партнёров тоже разительно отличается. Лоис Лейн однозначно повезло больше: она летала в облаках с обворожительным репортёром из Канзаса, который, как оказалось, был самим Суперменом. Эйприл же приходилось постоянно отбиваться не только от назойливых мутантов, но и от коллег, которые порой вели себя в разы хуже, чем мутанты.
При чём тут Донателло?
Несмотря на культовый статус имён Черепашек-ниндзя, смысл этих имён довольно прост. Сплинтер (а, если смотреть шире, и сами Истмен с Лэрдом) назвал их в честь любимых художников Ренессанса, однако имена не передают личностных качеств героев. Например, Микеланджело Буонарроти, автор росписи свода Сикстинской капеллы, считается одним из величайших гениев в истории искусства. Черепашка Микеланджело же известен своим беззаботным и весёлым нравом.
Если только в хрониках светской жизни эпохи Возрождения не было упущено что-то важное, связь между тёзками-художниками и черепахами крайне неочевидна. Более того, при выборе четвёрки величайших художников Возрождения Боттичелли, возможно, заслуживал бы большего внимания, чем Донателло. Его "Рождение Венеры" до сих пор формирует общественное представление об искусстве той эпохи.
Донателло же, в отличие от остальных "черепах", в миру больше известен как скульптор, а не живописец.
Последние сезоны были очень мрачными
В отличие от оригинального мультсериала "Черепашки-ниндзя", отличавшегося своим детским характером, последние сезоны резко контрастировали, приобретя более мрачный тон, словно это было совершенно другое шоу. Появление нового антагониста, Лорда Дрегга, трансформация черепах в новые обличия, разрушение здания Шестого канала и буквально покрасневшее небо — эти элементы побудили поклонников окрестить последние три сезона шоу "сезонами Красного неба".
Этот переход к более мрачным сюжетным линиям и более традиционному образу злодея-пришельца, вероятно, был вызван желанием конкурировать с "Могучими рейнджерами", которые начали привлекать аудиторию "Черепашек-ниндзя". По крайней мере, так фанаты объясняли эти изменения. Однако сериал не смог остановить падение рейтингов, и к десятому сезону его настроение кардинально отличалось от беззаботного юмора, присутствовавшего в дебютном эпизоде первого сезона.
Усаги Ёдзимбо
Черепашки-ниндзя не были одиноки в своей борьбе: их поддерживали люди, мутанты и даже роботы. Но одним из самых ярких соратников стал кролик-самурай Миямото Усаги, известный фанатам мультсериала как Усаги Ёдзимбо. Как хорошо известно любителям комиксов, Усаги – протагонист популярной и продолжительной чёрно-белой серии комиксов о зверях-антропоморфах, носящей название, как вы уже догадались, "Усаги Ёдзимбо".
Переплетение тем и мотивов, или, если хотите, творческое заимствование между "Усаги Ёдзимбо" и "Черепашками-ниндзя", бросается в глаза сразу. Стоит отметить, что Черепашки не скрывали близости двух вселенных. Более того, персонажи взаимодействовали практически во всех версиях "Черепашек-ниндзя" с самого начала.
В мультсериале Усаги появляется в двух сериях – "Усаги Ёдзимбо" и "Усаги возвращается домой", где он попадает в мир Черепашек и оказывается втянутым в самурайское противостояние со Шреддером.
Любовь не знает границ
Казалось бы, мультсериал для детей, населённый инопланетными существами и мутантами, должен избегать романтических сюжетных линий. Тем не менее, "Черепашки-ниндзя" почему-то выбрали другой путь, щедро наполнив свои эпизоды историями о межвидовых влечениях.
Микеланджело не скрывал своих чувств к Кале, нейтрино из Измерения X. Леонардо и Лотос связывали сложные романтические отношения, полные взлётов и падений. А вот любовные интересы Ирмы были настолько непредсказуемы, что служили источником комических ситуаций.
Пересматривая "Черепашек-ниндзя" во взрослом возрасте, невольно начинаешь задумываться о такой открытости персонажей к романтическим отношениям с мутантами и инопланетянами.
Впрочем, не стоит слишком углубляться в конкретные нюансы.
Только дети 90-х помнят канализационных "королей"
Возможно, в 90-е годы что-то странное витало в воздухе (или, скорее, в канализационных трубах), поскольку аниматоры, казалось, были очарованы одним необычным типажом: душевнобольным человеком, находящим себе убежище в подземных коллекторах, чтобы провозгласить себя властителем грызунов и отбросов. Этот образ проявляется как в "Черепашках-ниндзя" в лице Крысиного короля, так и в "Эй, Арнольд!" в виде Короля канализации, причём существенных различий между их характерами практически нет.
Оба персонажа не обязательно злодеи, а скорее потерянные души, облюбовавшие перенаселённые городские стоки, пока не встретились с главными героями мультсериалов.
Хотя напрашивается вывод, что авторы "Эй, Арнольд!" черпали вдохновение в образе Крысиного короля из "Черепашек-ниндзя", не исключено, что в 90-е годы канализация кишела себе подобными "правителями". Во всяком случае, это более правдоподобно, чем легенда об аллигаторах, обитающих в нью-йоркских стоках, в которую многие до сих пор верят.
Крутая заставка
Пожалуй, нет ни одного поклонника "Черепашек-ниндзя", который не знал бы и не любил их заглавную музыкальную тему — невероятно привязчивую мелодию, сопровождающую яркие вступительные титры с превосходной анимацией.
К слову, мне больше нравится, как звучит песня в оригинале — на английском языке. В русской версии мне не нравятся ни голоса исполнителей, ни художественный перевод: он существенно отличается по тексту от английской версии.
Успех этой потрясающей музыкальной заставки к мультсериалу "Черепашки-ниндзя" не должен удивлять, если учесть, кто был одним из её авторов (вместе с Деннисом Брауном). Это Чак Лорри, знаменитый создатель хитов, таких как "Два с половиной человека" и "Теория Большого взрыва". Несмотря на огромный успех, которого он достиг впоследствии, став "Королём ситкомов", Лорри до сих пор гордится тем, что его старая песня всё ещё популярна.
Мы написали её днём, а записали вечером, — с гордостью вспоминал он. — И она до сих пор жива! Можете себе представить?
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, как создавался мультсериал "Черепашки-ниндзя" (1987–1996).
С другими статьями, посвящёнными "Секретным материалам", вы можете ознакомиться в этой подборке.
Я создал второй канал — "Лунный Буржуй", где теперь на регулярной основе размещаю статьи о космосе во всех его проявлениях: исследования, реальные полёты, встречи с пришельцами, фантастические миры и так далее. Подписывайтесь, будет интересно.
Возможно, вас также заинтересует: