Найти в Дзене

ЕСЛИ БЫ НЕ ВОСТОЧНЫЙ БАМ! ПОСТСКРИПТУМ.

В марте 2025 года я отправила губернатору Хабаровского края Демешину Д.В. письмо, приложив к нему сокращенный вариант статьи «Комсомольск-на-Амуре - столица Восточного БАМа». Приближалось 80-летие нашей Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией. Как я помню, главы городов и краев в преддверии знаменательных праздников всегда выступали с докладами о вкладе города или края в это знаменательное событие. Их выступления печатались в средствах массовой информации. Поэтому видя, что наш Восточный БАМ, единственный из участков БАМа, строители которого внесли свой вклад в Великую Победу, не получил должного признания в обществе, благодаря интернету (забитому информацией о 50-летнем юбилее БАМа), я попросила губернатора включить в свое выступление конкретные факты и цифры, которые достаточно было выбрать из приложенной к письму моей статьи ( о том, что статья полностью находится в интернете на платформе дзен, я тоже сообщила). Дальше начинается интересное. Итак, письмо я отправил

Байкало-Амурская магистраль
Байкало-Амурская магистраль

В марте 2025 года я отправила губернатору Хабаровского края Демешину Д.В. письмо, приложив к нему сокращенный вариант статьи «Комсомольск-на-Амуре - столица Восточного БАМа».

Приближалось 80-летие нашей Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.

Как я помню, главы городов и краев в преддверии знаменательных праздников всегда выступали с докладами о вкладе города или края в это знаменательное событие. Их выступления печатались в средствах массовой информации. Поэтому видя, что наш Восточный БАМ, единственный из участков БАМа, строители которого внесли свой вклад в Великую Победу, не получил должного признания в обществе, благодаря интернету (забитому информацией о 50-летнем юбилее БАМа), я попросила губернатора включить в свое выступление конкретные факты и цифры, которые достаточно было выбрать из приложенной к письму моей статьи ( о том, что статья полностью находится в интернете на платформе дзен, я тоже сообщила).

Дальше начинается интересное.

Итак, письмо я отправила в марте 2025 года.

***

7-го мая 2025 года я получила ответ по электронной почте с названием

«О включении информации о железнодорожниках 1940-х в речь губернатора Хабаровского края»

(Вообще-то, слово «железнодорожники» в моей статье упомянуто только один раз: в общем перечислении категории работающих. И я имела ввиду те команды, которые работали на железнодорожных составах, перевозивших военную технику и военных к фронту ( война с Японией).

7 мая, 14:52

№ИСХ-176_ДВОСТ НЦОС от 07.05.2025

Здравствуйте, Марина Александровна! Ваше письмо в правительство Хабаровского края в итоге дошло до РЖД и попало на Дальневосточную железную дорогу, во вложении наш ответ-комментарий.

С уважением, Специалист службы корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Александр Синяков.

А вот и сам ответ-комментарий.

Открытое Акционерное Общество

«Российские железные дороги

Дальневосточная железная дорога

Служба корпоративных коммуникаций

О7.05. 2025. Исх-176/ДВОТНЦОС

Уважаемая Марина Александровна!

Благодарим Вас за интерес к истории Дальневосточной железной дороги.

Данные, изложенные в Вашем письме на имя губернатора Хабаровского края Демешина Д. В. (зарегистрировано в Правительстве Хабаровского края 17 марта 2025 г. № 12709 - 3197) подтверждаем.

В 1930-50-х годах удалось построить 1132 км железнодорожных линий, что составило 1/3 часть намеченной длины Байкало-Амурской магистрали. Проложены подходы Транссиба к БАМу: Волочаевка-Комсомольсск, Известковая - Ургал и головные участки самого БАМа: Тайшет - Усть-Кут, Комсомольск-Совгавань. Частично освоена территория, прилегающая к новым линиям железных дорог, подготовлен огромный объем инженерно-технических изыскательских и проектного материала.

Эта база позволила вести успешное строительство БАМ уже в 1970-е годы.

Вместе с тем, именно реализация заключительного этапа строительства БАМа, начатая в 1974 году, привела к открытию сквозного движения поездов по всему широтному ходу железнодорожной магистрали и успешному завершению масштабного проекта. Поэтому 8 июля 1974 года, когда было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 о строительстве Байкало-Амурской, и стало датой отсчета для празднования годовщин начала строительства БАМа.

Данная историческая справка была направлена в Правительство Хабаровского края для принятия решения о включении информации о железнодорожных стройках, изыскателях, проектировщиков, строителей и железнодорожников 1940-х годов в выступления Губернатора Хабаровского края.

Зам. Начальника службы корпоративных коммуникаций

Дальневосточной железной дороги А.В.Серватовский

***

Пересылка моей статьи в организацию, которая считает годом начала строительства БАМа время правления Л.И.Брежнева, меня удивила.Но я вспомнила, что за несколько дней до получения письма от РЖД прочитала в интернете о том, что в аппарате губернатора Хабаровского края произошли значительные замены: местных чиновников - на московских, которые, скорее всего, не только историю Восточного БАМа, но и всего БАМа могут не знать

***

По поводу ответов А.В.Серватовского.

Если я правильно поняла, РЖД подтверждает, что БАМу в прошлом году исполнилось 92 года и что Восточный участок БАМа имеет право на свое признание. Вопрос в том, чтобы вернуть эти годы БАМу.

По поводу «заключительного этапа». Любое строительство имеет начальный, основной и заключительный этапы. Из письма А.В .Серватовского следует, что именно « заключительный этап приводит к успешному завершению масштабного проекта». Поэтому следует, откинув два первых этапа, считать началом строительства заключительный этап. То есть, 1974 год.

***

Тогда рассмотрим один из долгостроев Комсомольска-на-Амуре - Набережную реки Амур, которую строить (реконструировать) в 2017 году. Согласно информации в СМИ, первый этап ее закончился в 2021 году. Далее, с трудом продвигающийся основной этап где-то в 2024 году совсем зачах.

Но в сентябре 2024 года Хабаровский край возглавил новый губернатор, при котором начался заключительный этап строительства. На основании вышеизложенного следует считать, что «реализация заключительного этапа должна привести к успешному завершению масштабного проекта".

«Успешное завершение проекта» произошло буквально на днях с участием Президента (он присутствовал визуально). Кстати, в сентябре исполнится год пребывания Д.В.Демешина в должности губернатора Хабаровского края.

Вопрос в другом. Если через энное количество лет захотят отметить юбилей начала строительства Набережной, то какой год будут считать началом строительства: тот, когда вышел приказ о реконструкции Набережной (2017 или 2016) или тот, когда начался заключительный этап, «приведший к успешному завершению проекта» (2024)?

***

Но я вернусь к БАМу.

Почему вообще стало возможным празднование 50-летнего юбилея БАМа с начала его строительства во времена правления Л.И.Брежнева, благодаря чему из истории БАМа был выкинуты его самый Восточный и самый Западный участки?

Не потому ли, что не была пресечена подобная фальсификация истории строительства БАМа еще в 20-м веке.

Я думаю, что об этом стоит вспомнить - это будет моя следующая статья.

***

Чуть не забыла. Что касается ответа губернатора на мое письмо - я его так и не получила.

Марина Кузьмина.