Найти в Дзене
Жизнь после славы

«Уродина, шеи нет!»: Как Лариса Мондрус травила Нину Бродскую, и почему главный голос СССР заставили замолчать

Есть голоса, которые становятся символом эпохи. Голоса, которые мы узнаем с первых нот, даже не видя исполнителя. Когда в культовой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Селезнева открывает рот под песню «Звенит январская вьюга», мы слышим именно его — хрустальный, летящий голос Нины Бродской. Этот же голос дарил нам надежду в песне «С любовью встретиться». Куда же пропала эта девушка, чьи песни знала вся страна? Почему ее лицо так редко мелькало на экранах, а потом и вовсе исчезло? История Нины Бродской — это драма о невероятном таланте, большой любви, жестокой зависти и государственной машине, которая перемалывала судьбы. Начало карьеры Нины было похоже на сказку. В 16 лет, во время отдыха в Сочи, ее пение на пляже услышал легендарный дирижер Эдди Рознер и тут же пригласил в свой оркестр. Так вчерашняя школьница ворвалась на большую сцену. В те годы на советской эстраде блистало удивительное трио певиц, которых критики и зрители между собой называли «золотым еврейским тр
Оглавление

Есть голоса, которые становятся символом эпохи. Голоса, которые мы узнаем с первых нот, даже не видя исполнителя. Когда в культовой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Селезнева открывает рот под песню «Звенит январская вьюга», мы слышим именно его — хрустальный, летящий голос Нины Бродской. Этот же голос дарил нам надежду в песне «С любовью встретиться».

Куда же пропала эта девушка, чьи песни знала вся страна? Почему ее лицо так редко мелькало на экранах, а потом и вовсе исчезло? История Нины Бродской — это драма о невероятном таланте, большой любви, жестокой зависти и государственной машине, которая перемалывала судьбы.

Фото last.fm
Фото last.fm

Золотое трио советской эстрады

Начало карьеры Нины было похоже на сказку. В 16 лет, во время отдыха в Сочи, ее пение на пляже услышал легендарный дирижер Эдди Рознер и тут же пригласил в свой оркестр. Так вчерашняя школьница ворвалась на большую сцену.

В те годы на советской эстраде блистало удивительное трио певиц, которых критики и зрители между собой называли «золотым еврейским трио»: Аида Ведищева, Лариса Мондрус и Нина Бродская. Три уникальных голоса, три ярчайших индивидуальности. Они не пели патриотических гимнов, но пели о любви, счастье и разлуке так, что им верил весь Союз. Их пластинки раскупались миллионными тиражами.

Но за кулисами большой эстрады кипели нешуточные страсти. Главной соперницей и, как вспоминает сама Бродская, настоящим мучителем стала для нее Лариса Мондрус. Они делили одну гримерку, и юная Нина сполна испытала на себе зависть уже состоявшейся звезды.

«Чего только я не наслушалась: уродина, шеи нет, голова вшита в плечи, рот кривой, глазки узкие, толстая, страшная! Издевалась надо мной по полной программе и даже хотела побить. Я уходила в номер и плакала».

Рознер по-отечески жалел Нину, но уволить приму Мондрус не мог. Так закалялся характер Бродской, которая очень быстро доказала, что она не просто «девочка из оркестра», а самостоятельная большая артистка.

Удар от власти и запрет на профессию

Композиторы выстраивались в очередь, чтобы отдать ей свои песни. Так родилась легендарная «Любовь — кольцо» Яна Френкеля. А потом была судьбоносная работа с Александром Зацепиным. Правда, сначала она не задалась. Для фильма «Кавказская пленница» он написал «Песенку о медведях», но требовал от Бродской, привыкшей к джазовой манере, петь «проще». Нина, не сумев перестроиться, обиделась и ушла со студии. Песню в итоге гениально исполнила Аида Ведищева.

"Иван Васильевич меняет профессию" 1973 г. За кадром вместо Натальи Селезневой голос Нины Бродской
"Иван Васильевич меняет профессию" 1973 г. За кадром вместо Натальи Селезневой голос Нины Бродской

Все изменилось в 1970 году с приходом на пост председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина. Человек с жесткой идеологической позицией, он начал настоящую «чистку» на телевидении и радио. Одной из его главных мишеней стали артисты еврейского происхождения. Лапин считал, что на советском экране слишком много «представителей одной национальности» («Хватит нам одного Кобзона»).

Под этот каток попали многие, включая все «золотое трио». Лариса Мондрус и Аида Ведищева вскоре были вынуждены эмигрировать. Нину Бродскую просто вычеркнули из всех эфиров. Ее голос еще звучал в уже записанных фильмах, но на телеэкране ей появляться запретили. Это был страшный удар.

«С приходом на пост главы Гостелерадио Сергея Лапина начиная с 1971 года для меня закрылись все эфиры радио и телевидения. Передо мной закрылись все двери».

Любовь длиною в 52 года и побег из СССР

В этой буре профессиональных невзгод у Нины была надежная опора — ее муж, тромбонист Владимир Богданов. Они познакомились еще в оркестре Рознера и прожили вместе 52 года. Когда Бродская поняла, что в СССР ей больше не дадут работать, она приняла ответственное решение.

«Я сказала Володе: "У нас растет сын. Ты можешь оставаться, я заберу Максима и уеду". Муж не мог такого допустить».

Они уехали вместе, начав жизнь с нуля в Нью-Йорке. Было невероятно тяжело: без денег, без связей, без языка. Владимир таксовал, пока его не ограбили, приставив пистолет к голове. Нина пыталась выступать для русской диаспоры, но былая слава осталась в прошлом.

Фото: ninabrodskaya.com
Фото: ninabrodskaya.com

Они выстояли. Смогли не просто выжить, но и вырастить сына, а позже перевезти в Америку родителей Нины. Она пишет музыку, издает диски, но для огромной страны, где ее до сих пор любят и помнят, она так и осталась тем самым «голосом за кадром». Голосом, который невозможно забыть, но который однажды просто приказали стереть.

Такова судьба Нины Бродской — история о том, как даже самый яркий талант может оказаться бессильным перед завистью коллег и бездушной государственной машиной. Но песни, спетые ее хрустальным голосом, продолжают жить, и это, наверное, и есть главная победа.

А вы помните песни Нины Бродской? Какая из них ваша любимая? Делитесь в комментариях.