Как уже отмечалось, пример Японии во многом уникален: за несколько десятилетий страна сумела «пробежать» нелегкую «дистанцию» от изолированного феодализма до статуса одной из колониальных держав.
С современными армией, системой образования, производством и так далее. Для России это были плохие новости: появился опасный конкурент, отношения с которым в перспективе грозили войной. Причем войной в любом случае тяжелой. Правда, далеко не все это понимали.
Любопытно, что будущий Главком всеми сухопутными и морскими российскими вооруженными силами в Русско-японской войне, Алексей Николаевич Куропаткин, посетил «островную империю» буквально накануне собственно конфликта.
Русско-японская война начнется в феврале 1904 года, а военный министр А. Н. Куропатки посетил Японию летом 1903 года.
А. Н. Куропаткин в молодые годы был боевым героем Туркестанских походов и Русско-турецкой войны, прекрасно знал Среднюю Азию как регион. В целом являлся весьма «миролюбивым» генералом, так как опасался, что Россия не сможет ассимилировать даже те народы, что уже оказались в границах империи.
Военачальник опасался за судьбу как России, так и европейских держав. Он верил, что рано или поздно другие народы, находившиеся тогда на иных этапах развития, станут аналогом «варваров для Римской империи в Темные века».
Считал, что Российская империя должна сосредоточиться на удержании имевшихся территорий (в том числе ассимилировать население). С 1898 по 1904 гг. А. Н. Куропаткин являлся военным министром империи, обращая особое внимание на бытовое положение солдат и офицеров.
Оказавшись в Японии, Алексей Николаевич был удивлен:
«...поражен культурою проеханных мною местностей. Несомненно, что в отношении культуры масса населения опередила нас, русских, весьма значительно. Обработка полей изумительна. Порядок в деревнях, по-видимому, большой, насколько то можно было судить из окна вагона...
Производит сильное впечатление порядок, чистота, значительные постройки сего города и спокойная, полная чувства собственного достоинства уличная толпа...
При вторжении нашем в Японию там нас встретит народная война. Японцы — горячие патриоты, мужественны и в своих школах ведутся ныне в военно-патриотическом направлении...» (с) Японские дневники А. Н. Куропаткина. Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.
А. Н. Куропаткин увидел японские вооруженные силы на маневрах и парадах, сочтя их вполне современными и надежными. Главной слабостью японской армии русский военачальник посчитал кавалерию.
Её конский состав в целом вроде как уступал российскому. Обращал внимание военный министр и на сравнительную молодость японского комсостава.
Посчитал ли А. Н. Куропаткин японцев опасным противником? Скорее да, чем нет. Хотя он проводил аналогии с реформированной турецкой армией (сказывался опыт Русско-турецкой), тут же замечал, что ситуация может сложиться куда более отвратная для России, чем в 1878 году.
Особенно если Япония продолжит развиваться такими темпами, если Россия будет отвлечена на западе, если китайцы поддержат японцев, а не русских. Здесь прогнозы будущего Главкома становились прямо-таки мрачными:
«Даже при успехе мы совершенно обессилим себя в центре и на западе, а при неуспехе потеряем Сибирь до Байкала...»
Особо отмечал русский военачальник развитие японской промышленности, в том числе военной. А. Н. Куропаткин посетил японские военно-учебные заведения, арсеналы и мастерские, «выставку народного хозяйства» в Осаке.
Алексей Николаевич считал, что вскоре японцы будут бороться за свое «место под солнцем» с европейскими державами, за рынки сбыта и колонии. Ну что же, в этом-то он совершенно точно оказался прав.
Япония в целом удивляла А. Н. Куропаткина своей дисциплинированностью и порядком.
«С точки зрения моральной, поведение японской толпы безупречно и доказывает большую культурную зрелость этого населения...»
В результате наша история получила любопытный парадокс: во главе российских вооруженных сил в 1904 — 1905 гг. находился человек, который был по взглядам противником конфликта с Японией.
Впрочем, Алексей Николаевич ещё тогда, в 1903 году, сделал своеобразное «пророчество»:
«Первая война с Япониею, какие бы таковая не имела результаты, не будет последнею: напротив, эта война откроет целую серию войн России с Япониею...»
Ну что же, 1904 — 1905 гг., потом Интервенция, потом — Хасан и Халхин-Гол (и советские специалисты в Китае). Лишь в 1945 году, с разгромом Квантунской армии, эта цепочка конфликтов завершилась...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!