Музыка на фронте, опера на сцене, балет в изгнании. 9 августа в истории классической музыки — день когда искусство говорило громче выстрелов.
Ленинград звучит несмотря на блокаду
9 августа 1942 года
В этот день, в разгар блокадного лета, осаждённый Ленинград услышал музыку надежды: состоялось легендарное исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Полуживой от голода Радиооркестр Ленинграда под управлением Карла Элиасберга собрал оставшихся музыкантов города — некоторых буквально вызвали с фронта — и после изнурительных репетиций сыграл новую симфонию в Большом зале филармонии. Оркестранты теряли сознание прямо во время репетиций, трое умерли, и лишь один-единственный раз им удалось пробежать все части целиком до концерта. Но 9 августа в зале был аншлаг: измождённые ленинградцы, обессилевшие от блокады, слушали музыку, которая превратилась в оружие духа. Специально для концерта советская артиллерия начала операцию «Шквал», чтобы заглушить вражеские орудия и дать прозвучать каждому такту. Симфонию транслировали по радио и через громкоговорители на линии фронта — и даже немецкие солдаты на дальних рубежах невольно стали слушателями этого торжественного акта непокорённого города. Финальные аккорды утонули в часовом шквале аплодисментов: музыкальная хроника ленинградской трагедии обернулась духовной победой, доказав, что искусство сильнее войны.
Берлиоз в Баден-Бадене: оперный подарок на шекспировский лад
9 августа 1862 года
За 80 лет до ленинградского концерта другой великий композитор тоже радовал публику 9 августа. В 1862 году на сцене театра Баден-Бадена прошла премьера оперы Гектора Берлиоза «Беатриче и Бенедикт». Этот лёгкий оперный шедевр, вдохновлённый шекспировской комедией «Много шума из ничего», стал последней оперой Берлиоза и настоящим праздником для ценителей музыки. Композитор сам написал либретто по мотивам остроумного любовного сюжета Бенедикта и Беатриче, а после грандиозной эпопеи «Троянцы» позволил себе создать нечто камерное, изящное. Премьерой Берлиоз лично дирижировал, и она прошла с триумфом на открытии нового театра. В письме сыну маэстро восторженно отмечал, как дуэт в финале первого акта вызвал «потрясающий эффект» у публики. Слушая жизнерадостную, полную юмора музыку этой оперы, трудно было поверить, что её автор тогда уже тяжело болел и переживал творческие разочарования. Однако именно «Беатриче и Бенедикт» закрепила за Берлиозом славу утончённого лирика: он подарил миру первую значительную оперу по мотивам данной пьесы Шекспира, задав тон для последующих композиторов. Этот вечер 1862 года стал бенефисом таланта Берлиоза и ещё одним доказательством, как высоко он ценил бессмертного Барда.
Финальный аккорд Дмитрия Шостаковича
9 августа 1975 года
Ровно полвека назад не стало Дмитрия Дмитриевича Шостаковича — композитора, чьё имя стало символом целой эпохи. Ушёл из жизни человек, переживший и войну, и сталинские гонения, оставивший потомкам 15 симфоний, квартеты, оперы и музыку, проникнутую трагедией и мужеством. Шостакович скончался в Москве после долгой болезни, на 69-м году жизни. К этому времени он был признан классиком при жизни: Народный артист СССР, лауреат многочисленных премий, с 1960-х — председатель Союза композиторов РСФСР. Прощание с маэстро стало событием общенационального масштаба. Казалось символичным, что датой его ухода стал именно 9 августа — тот самый день, когда в осаждённом Ленинграде 33 года назад прогремела его Седьмая симфония. Последний путь Шостаковича ознаменовался почестями, какие выпадают немногим. Тысячи людей пришли проводить его, оркестры по всему миру исполняли скорбные ноты его музыки. «Музыка ушла вместе с ним», — писали газеты, но на самом деле музыка Шостаковича осталась с нами навсегда — как совесть и голос XX века, отразивший его боли и надежды.
Гений русского балета за границей
9 августа 1896 года
В Москве, в семье музыкантов Большого театра, появился на свет Леонид Фёдорович Мясин. Ему суждено было покорить мировую сцену: воспитанник Императорского театрального училища, Мясин в 18 лет привлёк внимание самого Сергея Дягилева, который искал новые таланты для «Русского балета». После драматичного разрыва с Нижинским Дягилев сделал юного Мясина премьером труппы — и тот блестяще занял место звезды, взяв на себя многие роли блистательного предшественника. Но главное — Мясин стал одним из величайших балетмейстеров XX века, новатором, сочетавшим классику с авангардом. Уже первые его постановки потрясли Европу: в 1917-м он создал скандально знаменитый балет «Парад» на музыку Эрика Сати — сюрреалистическое зрелище с декорациями Пабло Пикассо и либретто Жана Кокто. Позже Мясин поставил более 70 балетов, от одноактных миниатюр до грандиозных спектаклей. Именно он изобрёл жанр «симфонического балета», впервые в истории поставив танец на симфоническую музыку без сюжета — его балет «Предзнаменования» на основе 5-й симфонии Чайковского стал сенсацией 1933 года. Выступая в труппе «Русский балет Монте-Карло», Мясин продолжал традиции Дягилева уже после смерти маэстро. Его хореография — от комедийной «Лавки фантазий» до испанских танцев в «Треуголке» — вписала имя Леонида Мясина в историю мирового балета золотыми буквами.
Ушёл из жизни Руджеро Леонкавалло
9 августа 1919 года
В солнечной Тоскане оборвалась жизнь итальянского композитора Руджеро Леонкавалло, чьё имя навсегда связано с одним из самых популярных творений оперной сцены. Именно Леонкавалло написал оперу «Паяцы» — ту самую историю о трагедии бродячего актёра, плачущего клоуна Канио, который должен смеяться, скрывая личную беду. Премьера «Паяцев» состоялась в 1892 году и сразу принесла автору шумный успех. Леонкавалло утверждал, что сюжет основан на реальных событиях: в юности он был свидетелем судебного процесса об убийстве на почве ревности, который вёл его отец-судья. Правда это или красивый миф — неизвестно, но опера получилась гениальной. Леонкавалло пытался повторить успех, писал другие оперы (в том числе свою версию «Богемы»), оперетты, песни — но в историю вошёл именно «Паяцами». Он умер на 63-м году жизни в Монтикатини и был торжественно похоронен во Флоренции. На прощание с маэстро съехались сотни почитателей, а среди нёсших гроб были его соперники и друзья — композиторы Джакомо Пуччини и Пьетро Масканьи. Так прощалась эпоха веризма: со смертью Леонкавалло завершилась целая глава в истории оперы, но его клоун на сцене будет плакать и смеяться вечно.
История дня
В осаждённом Ленинграде стоит тёплый августовский день; над городом — непривычная тишина: обстрелы стихли после советской артиллерийской операции «Шквал», подавившей немецкие батареи. К Большому залу филармонии стекаются люди со всего города — истощённые, в изношенной одежде, многие едва передвигают ноги. Они идут на концерт, в начало которого почти никто не верил. У входа солдат в окровавленной гимнастёрке протягивает последние заработанные рубли за билет — этот момент даже зафиксирует военный фотограф. Внутри зала — аншлаг, хотя сил у людей мало: некоторые не могут подняться на балкон и садятся прямо на лестнице. На сцену выходит дирижёр Карл Элиасберг — худой, с запавшими глазами. Его оркестр — тоже призрак прежнего: из 100 с лишним музыкантов Дирижёр радиокомитета сумел собрать лишь три десятка. Остальные либо эвакуированы, либо погибли, либо на фронте.
Чтобы пополнить состав, по громкоговорящим станциям объявляли поиск музыкантов — отзывались даже военные духовые. Так удалось раздобыть гобоиста, ударника, трубачей… Оркестр репетировал днём под завывшие сирены бомбёжек и ночью при тусклых лампах. На первой же репетиции кто-то из музыкантов рухнул без чувств прямо между тактами — у него не хватило сил держать инструмент. Ударник, отстукивавший ритм наступающей фашистской темы, едва дотянул до конца части — и потерял сознание. Когда его уносили, он всё шептал: «Я смогу, я ещё сыграю…». Элиасберг понимал: Симфонию №7 Шостаковича нужно сыграть любой ценой — ведь это не просто музыка, это оружие.
И вот — кода финальной части. «Ленинградская» симфония летит над притихшим залом. Публика сидит, затаив дыхание: перед глазами каждого проносятся воспоминания последних месяцев — голод, холод, прощание с близкими… Музыка нарастает, грозные ритмы сменяются торжественным гимном победы. Бабах! — это не выстрел, это удар литавр, и сразу за ним медный хор труб провозглашает победную тему. Глаза слушателей наполняются слезами: в этих звуках — их боль и их вера. Последний мощный аккорд — и зал взрывается. Люди аплодируют стоя, многие рыдают открыто. Дирижёр опускает руки, переводит дух. Концерт окончен — но город ещё долго будет жить этим событием.
По радио передают запись симфонии на весь мир, и даже на немецкие позиции, где солдаты врага ошеломлённо слушают музыку из обречённого, как они думали, города. В тот день Ленинград не пал — напротив, он доказал свою несокрушимость. «В тот момент мы победили бездушную нацистскую военную машину», — напишет позже Элиасберг. Истощённые артисты одержали свою малую победу, приближая большую. И каждый год 9 августа Ленинград — а ныне Санкт-Петербург — вспоминает тот великий концерт, когда музыка стала щитом города.
Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #МузыкальныйКалендарь #9Августа #Шостакович #ЛенинградскаяСимфония #БлокадаЛенинграда #ВеликаяОтечественнаяВойна #Берлиоз #БеатричеиБенедикт #Мясин #РусскийБалет #Леонкавалло #ОпераПаяцы
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.