Найти в Дзене
HR шпаргалки

Российское государственное регулирование рынка

Госполитика по вопросам миграции основывается на Указе Президента РФ от 31.10.2018 №622 (ред. от 12.05.2023) «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». legalacts.rusudact.ru В данном нормативном документе определены цели, принципы, задачи и основные направления национальной миграционной политики исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции на указанный период. Современные тенденции в сфере миграции РФ обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. По-прежнему остается интенсивной внутренняя/национальная миграция с сохранением общей тенденции к оттоку населения в общей тенденции к оттоку по статистике внутренней миграции по регионам, в период пандемии россияне продолжали переезжать в Центральный, Северо-Западный и Юго-западные регионы страны. Люди ехали туда, где лучше климат и ниже цены, либо туда, где выше зарплаты и больше работы. Это

Госполитика по вопросам миграции основывается на Указе Президента РФ от 31.10.2018 №622 (ред. от 12.05.2023) «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»legalacts.rusudact.ru

В данном нормативном документе определены цели, принципы, задачи и основные направления национальной миграционной политики исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции на указанный период.

Современные тенденции в сфере миграции РФ обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. По-прежнему остается интенсивной внутренняя/национальная миграция с сохранением общей тенденции к оттоку населения в общей тенденции к оттоку по статистике внутренней миграции по регионам, в период пандемии россияне продолжали переезжать в Центральный, Северо-Западный и Юго-западные регионы страны. Люди ехали туда, где лучше климат и ниже цены, либо туда, где выше зарплаты и больше работы. Это являлось и является фактором роста диспропорции страны в размещении населения. практически весь потенциал внутренней миграции приходился на такие городские агломерации, как Москва, и Санкт-Петербург, а также Краснодарский край. Вот почему власти в бедных регионах страны привлекали к иммиграции иностранных граждан из Средней Азии с целью обучения их и возможности предоставления им постоянного места жительства в этих регионах для успешных специалистов в медицине. эта тенденция сохранилась в периоды и после пандемии и уже приносит свои плоды.

В рамках глобальной миграции и общемировых тенденций, ежегодная 60 тыс. граждан выезжали на работу за границу. Более 2 млн граждан состояли на консульском учете за рубежом.

Устойчивое социально-экономическое положение нашей страны сохранили исторические и культурные сведения страны. Это связывают с бывшими республиками СССР, взаимные безвизовые поездки, образование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) долгое время продолжали оставаться мощным факторами миграционной привлекательности РФ для граждан других стран.

Нельзя игнорировать важность анализа влияния пандемии на внутреннюю миграцию в России.

По данным Росстата 2020 г., в период пандемии уровень внутренней миграции снизился. В 2020 году из одного региона в другой переехали 3,52 млн человек, в то время как в 2019 году — 4,04 млн (падение год к году составило 13%). 

Некоторые причины снижения числа переезжающих:

  • Люди боялись менять место жительства. Кроме того, были введены ограничения на перемещения региональными властями.
  • Общее замедление экономики. При бурном экономическом развитии трудовые ресурсы чаще перемещаются в поисках работы и больших зарплат, а в период эпидемии COVID-19 этот процесс замедлился.
  • Рост уровня безработицы. Снижение количества доступных рабочих мест заставляло граждан отказываться от идеи переезда.
  • Расширение практики удалённой работы.

В настоящее время, миграционный приток в РФ компенсирует естественную убыль населения и все больше становится источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. За последние годы в гражданство РФ принято более 1 млн. чел. в рамках гос. программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Среднегодовая численность мигрантов, составила около 3-4% от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов страны. На территории России ежегодно прибывают около 10 млн. иностранных граждан. Постоянно или временно проживает более1 млн иностранцев, в основном, это граждане трудоспособного возраста.

Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями - составляют низкоквалифицированные работники. Их востребованность определяется, как меньшими издержками по сравнению с использованием местного населения, так и недостаточно высоким уровнем технического развития в отдельных отраслях, а также относительно низкой организации труда, сокращение рабочих мест, требующих средний высокой квалификации труда.

В целом миграционные потоки в РФ подвержены действиям факторов, которые определяют, как основной вектор миграции внутренней российской миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.

К основным принципам миграционной политики относятся:

  1. Дифференцированный подход к различным категориям мигрантов;
  2. Введение квотирование рабочих мест или для отдельных категорий;
  3. Ужесточение контроля за иммиграции иностранных граждан;
  4. Ужесточение требование к привлечением иностранных работников в регионы с высокой безработицей.

Так для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, трудовое законодательство предусматривает дополнительные специальные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства, реализации ими права на труд. Для них производится квотирование рабочих мест, определяющее ее минимальную численность работников, подлежащих в обязательном порядке к трудоустройству в конкретную организацию. Например для трудоустройства инвалидов стран местного самоуправления совместно со службой занятости устанавливается квоты\бронь государственных муниципальных предприятий, а с предприятиями других форм собственности заключает специальные договора. Для инвалидов размер квоты устанавливается при численности более 100 работников в организации - от 2 до 4 % от среднесписочной численности; при численности 35-100 работников - до 3% от от среднесписочной численности. Работодателям, создавшим рабочие места за счет собственных средств предоставляются льготы по налогообложению, тарифам на оплату коммунальных услуг, транспортных услуг и по платежам в пределах доли на прибыль. Финансовая помощь может оказываться в виде возврата на кредит с льготных ставок при условии трудоустройства безработных и особо нуждающихся граждан.

Среди основных мер МП и механизмов по их реализации можно отметить следующие:

  • прием и размещение экономически активной части мигрантов и адаптации и оказание им помощи по проживанию и работе;
  • оказание господдержки в обустройстве социально слабо защищенных вынужденных переселенцев;
  • помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики с учетом различных категорий мигрантов
  • дифференциальная поддержка территориальных предпочтений для распределения, стимуляции притока\мигрантов на эти территории с учетом интересов государства и населения.
  • регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья
  • гос. поддержка таких категорий мигрантов, как депортированных в период репрессий, военных пенсионеров, казаков, этнических мигрантов , жителей Кр. Севера, нуждающихся в переезде, лиц пострадавших от экологических и техногенных катастроф.

Процедуры
Уведомление МВД о приёме и увольнении иностранного работника — работодатели должны сообщать о начале или окончании трудовых отношений в течение трёх рабочих дней после подписания или расторжения договора. Новые требования — подача уведомлений в электронном виде (через госуслуги или специализированные сервисы МВД).
Контроль за сроками действия патента — нельзя допускать, чтобы иностранный сотрудник работал по просроченному патенту. При возникновении такой ситуации в компании должны отстранить сотрудника от работы, чтобы он получил новый патент.
Указание в трудовом договоре должности из разрешения на работу — должности сотрудника в двух документах (трудовом договоре и разрешении на работу) должны совпадать.

Процедуры
Уведомление МВД о приёме и увольнении иностранного работника — работодатели должны сообщать о начале или окончании трудовых отношений в течение трёх рабочих дней после подписания или расторжения договора. Новые требования — подача уведомлений в электронном виде (через госуслуги или специализированные сервисы МВД).
Контроль за сроками действия патента — нельзя допускать, чтобы иностранный сотрудник работал по просроченному патенту. При возникновении такой ситуации в компании должны отстранить сотрудника от работы, чтобы он получил новый патент.
Указание в трудовом договоре должности из разрешения на работу — должности сотрудника в двух документах (трудовом договоре и разрешении на работу) должны совпадать.

Законодательные изменения
Принятие «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Документ определяет цель, принципы, задачи и основные направления миграционной политики, включая регулирование трудовой миграции.
Ограничения на найм иностранцев в ряде сфер. Например, с 1 января 2025 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1796 от 16.12.2024, ограничивающее долю иностранных работников в 21 субъекте РФ.  Упрощённый порядок для граждан ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан): не требуется патент или разрешение на работу, можно трудиться в любом регионе, срок пребывания определяется сроком трудового договора.  Ответственность
Штрафы за нарушения при найме иностранцев — суммы зависят от статуса нарушителя (гражданин, должностное лицо, компания) и региона, где выявлено нарушение. Например:Нарушение порядка уведомления МВД — штраф до 1 млн рублей за каждое нарушение, причём даже если уведомление отправлено с опозданием или на старом бланке.
Превышение квот и лимитов — штраф до 1 млн рублей, а иногда и запрет на дальнейший найм иностранных работников.
Трудоустройство не по профессии — патент выдан на одну профессию, а сотрудник работает по другой — это считается нелегальной занятостью, и штрафы те же, что за работу без патента.

Положительное сальдо внешнего миграционного баланса характерно для стран, которые имеют стабильную экономику и могут обеспечить рабочими местами мигрантов, социально защитить их.

Нелегальная миграция - въезд граждан одного государства на территорию другой для неофициального трудоустройства\проживания.

Любое государство с развитой экономикой является привлекательным для граждан с бедной экономикой. Толчком к развитию нелегальной миграции в РФ в прошлом получил распад советского союза, затем образование СНГ (содружество независимых государств) с прозрачными границами между входящими в его состав государствами. Это спровоцировало увеличение потока иммигрантов, прибывавших в РФ в поисках высоких заработков

Нелегальная миграция отражается на безопасности страны и ведет к негативным последствиям:

  1. снижение налогооблагаемой базы за счет ухода налогов;
  2. усложняет ситуацию на рынке труда за счет привлечения работодателями дешевой рабочей силы
  3. образование внутренних закрытых сообществ с криминальной структурой, построенных по национальному принципу
  4. перенаселенность отдельных регионов.

Определить точно количество мигрантов, проживающих и работающих в РФ нелегально, достаточно сложно. По данным МВД, в 2025 году количество мигрантов, незаконно находящихся на территории России, составило порядка 650 тысяч человек. spb.vedomosti.ru

  • ru.wikipedia.org: По состоянию на 2019 год, по оценкам ООН, в России проживало 11 640 559 иммигрантов, или 8 % населения страны. ru.wikipedia.org*. Они являлись мигрантами и почти половина из них находилась на территории государства нелегально.

Особую категорию иммигрантов составляют вынужденные переселенцы, беженцы и получившие временное убежище в другой стране. К данной категории относятся граждане, покинувшие постоянное место жительства в результате насилия или преследования в отношении или членов его семьи. А также в результате религиозной возможности подвергнуться преследованию по причине своей национальности\ расовой принадлежности, использования другой религии\ другого языка, а также в следствии своих политических убеждений.

В 2019г. численность вынужденных переселенцев, проживающих в России, не превышает 10 тыс. чел. Количество беженцев составляет до 100 тыс. чел. Численность получивших временное убежище - не более 100 тыс. человек.

Данные о нелегалах и беженцах на территории России на 2024-25-й гг.

  • К началу 2025 года численность беженцев и вынужденных переселенцев в России сократилась до 542 человек, в том числе до 326 вынужденных переселенцев. Среди вынужденных переселенцев преобладают переселенцы с Украины (115 человек, или 35%), из других регионов России (61 человек, или 19%), Грузии (27 человек, или 8%) и Азербайджана (23 человека, или 7%). 
  • По данным Росстата, в I полугодии 2024 года статус вынужденного переселенца получили 29 человек.

2025г Численность получивших временное убежище - не более 100 тыс. человек.

  • К началу 2025 года число лиц, использующих статус временного убежища, сократилось до 9867 человек, что в 1,8 раза меньше, чем годом ранее. 
  • Более 400 граждан из «недружественных стран» получили временное убежище в России, сообщила пресс-служба МВД. Большинство из них прибыли из Германии, Латвии, Литвы, Эстонии и Канады. 
  • Более 12 тысяч человек получили временное убежище в России по состоянию на 1 октября 2024 года, согласно данным Федеральной службы государственной статистики. 
  • Согласно данным МВД, за 2023 год статус «временное убежище» был предоставлен 6828 раз. На 31 декабря 2023 года такой статус был у 17 308 человек. 

На 2025 год количество работающих иностранных граждан:

  • В постановлении № 1707 от 3 декабря 2024 года прописали новые квоты на иностранных сотрудников и количество разрешений на работу, которые могут быть оформлены в 2025 году. Общее количество — 234 958 человек и разрешений. Для определённых видов деятельности установили лимиты по численности. 
  • В 2025 году планируется выдать 234,9 тыс. квот на иностранных работников. На мигрантов из стран ЕАЭС ограничения не распространяются, и они могут устраиваться на работу сверх лимитов. 
  • С наступлением 2025 года начали действовать новые квоты на трудоустройство иностранцев, установленные Постановлением Правительства от 16.12.2024 N 1796. 
  • Допустимая доля иностранных работников в 2025 году регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.12.2024 № 1796. Если какого-то вида деятельности в этом Постановлении нет, значит, на неё не распространяется ограничение по допустимой доле. 
  • :На 2025 год потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, определена в количестве 234 958 человек consultant.ru

Относительно иностранных граждан из "недружественных стран" в 2025 году:

  • В Россию приехало вдвое больше квалифицированных иностранных работников — за полгода уже почти 40 тыс., выяснили «Известия». Разрешение на работу оформляют граждане визовых стран — КНР, Турции, США, государств ЕС.
  • На 2025 год допустимая доля иностранных работников установлена постановлением Правительства РФ от 16.12.2024 г. N 1796. Установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в РФ (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), лиц, являющихся гражданами государств — членов Евразийского экономического союза (граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей. base.garant.ru
  • Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.12.2024 № 2345, в 2025 году сохраняются жёсткие лимиты на трудоустройство мигрантов в ряде сфер. В разных отраслях экономики установлены различные ограничения на привлечение иностранной рабочей силы. BuhSoft.ru
  • С наступлением 2025 года начали действовать новые квоты на трудоустройство иностранцев, установленные Постановлением Правительства от 16.12.2024 N 1796. buhexpert8.ru

Данные по бывшим гражданам Украины: беженцам и нелегалам в 2025 году на территории России:

  • С начала 2025 года Украину покинули 100 тысяч человек. Наибольшее число беженцев приняла Германия, Польша и Чехия. В России численность составляет 1,2 миллиона. tsargrad.tv
  • К началу 2025 года в России было 542 вынужденных переселенца, в том числе 326 с Украины (115 человек, или 35%). demoscope.ru
  • По состоянию на май 2025 года в Европе было зарегистрировано около 5,1 миллиона украинских беженцев, а по всему миру — 5,6 миллиона. statista.com
  • По данным МВД, в России находится более полумиллиона нелегальных мигрантов. ura.news
  • Более пяти тысяч граждан Украины въехали в Россию в 2025 году, большинство из них прибыли с частным визитом. vesti.ru
  • На 2024 год отсутствуют точные данные о количестве украинских беженцев, оставшихся в России. ru.wikipedia.org*
  • По данным МВД, количество мигрантов, незаконно находящихся на территории России, составляет порядка 650 тысяч человек. spb.vedomosti.ru
  • Согласно информации Агентства ООН по делам беженцев на 17 апреля 2025 года, в мире зарегистрировано 6,918 миллиона украинских беженцев. life.ru

Резюме, такая картина по миграции сложилась на 2025 год.