Ахой, мореманы! В продолжение наших с вами кораблестроительных тем, сегодня мы поговорим о таком бесконечно важном и изменившем ход истории изобретении, как парус. Без понимания работы этой прекрасной в своей лаконичности и одновременно сложности вещи нам будет далеко не так просто обсуждать кораблестроение за пределами каноэ и лодок-долбенок. Поехали! Нас ждет увлекательное путешествие.
- Зарождение идеи паруса
Если говорить о том, откуда есть пошла сама концепция, то доподлинно этого нам неизвестно. Но, я думаю, вы все со мной согласитесь: додуматься использовать ветер для ускорения движения не очень сложно, как и фстащить конструкцию у природы. В конце концов, листья отлично летают, как и птичьи перья. Вполне возможно, именно с этого все и началось.
Но первое реальное имеющееся у нас на руках свидетельство использования парусов происходит из Древнего Египта и датируется весьма размыто: 5000-3500 лет до н.э. Первые же изображения парусных судов на керамике относятся к культуре Накада и происходят тоже из Египта. Они, правда, несколько моложе: 3 500-3 200 лет до н.э. Примерно тогда же, кстати, паруса появились и у шумер.
Для первых парусов материалы использовались самые разные: хлопок, лен, конопля, даже кожа. Конопляное полотно быстро заслужило отдельную любовь из-за прочности и устойчивости к гниению. В Полинезии и некоторых уголках Азии додумались и вовсе использовать плетеные маты из пальмовых листьев. Что самое интересное, эти конструкции до сих пор могут быть использованы в современных яхтах, пусть материалы и качественно изменились.
Первые паруса были прямыми, то есть прямоугольными или трапециевидными по своей форме, и крепились к одной мачте. В Египте, например, это был широкий прямоугольник, закрепленный на двух реях. Такой конструкцией было весьма несложно управлять с помощью нескольких канатов.
А потом греки и финикийцы усовершенствовали египетскую месопотамскую идею, сделав паруса... косыми.
- Зачем парусам разная форма?
Вот на этом этапе позвольте устроить вам один небольшой экскурс в физику. Итак, базовый принцип работы паруса прост, как дважды два: это фактически мешок, который ловит ветер, так? Да, но еще это аэродинамическая поверхность сродни крылу самолета, только для горизонтальной поверхности. Всем понятно, как работают паруса, когда ветер дует в них напрямую. Но вот что делать, если ветер не попутный? (Вариант ответа «пересесть на весла», активно используемый в древнем мире, мы сейчас с вами не рассматриваем.)
Ответом послужили косые паруса. Самыми известными в данной категории стали так называемые «латинские». С ними все весьма сложно. Кто и когда их создал, затерялось в веках — то ли индусы, то ли арабы. Но важно сейчас то, что этот тип паруса действительно вошел в употребление около IX века. И это была настоящая революция!
Такие паруса, похожие на крылья птиц, совсем против ветра, конечно, ходить не позволяют. Зато дают возможность ходить так называемым «острым курсом» (это 30° или 45°). Да, дрейф — серьезная, существенная проблема. Но он компенсируется такой важной частью корпуса корабля, как киль. Но об этом мы с вами поговорим в другой раз. Пока что нам важен один вывод: ветер оказался фактически приручен.
Люди весьма быстро сообразили, что типы парусов можно комбинировать: добавлять прямые для скорости и косые для маневренности. Чем больше парусов, тем больше появлялось "фокусов" и комбинаций, облегчавших лавировку и позволявших покорять все более сложные участки океанов и морей, полные коварных течений, препятствий и непредсказуемых мощных ветров. И если бы не изобретение косого паруса, не было бы, например, Эпохи Великих Географических открытий.
Вот такие вот дела. Однажды мы с вами дойдем и до обсуждения навигации и маневров, но на сегодня наш ликбез окончен. Если хотите системный разбор физики парусов, только дайте знать. А пока семь футов под килем и до новых встреч! Подписывайтесь, чтобы не пропустить еще больше занимательных корабельных фактов.