Люди на снимке хорошо узнаваемы и не нуждаются в представлении. Они гуляют на свадьбе, причем на настоящей рокерской свадьбе, насколько это было возможно в те дни, когда пока еще незыблемый Советский Союз отмечал 70-ю годовщину Великой Октябрьской революции.
Но почему на свадьбе в городе трех революций - Ленинграде плакат на английском языке? Все просто – это настоящая советско-американская свадьба!
Нашли Викторя Цоя на фото?
Но прежде чем мы окажемся на торжестве в ноябре 1987 года, сначала мы расскажем о примечательном заведении, в котором собрались гости и виновники торжества.
Это ресторан с необычным для русского слуха названием «Аустерия» в Петропавловской крепости.
Пафосное заведение открылось в 1977 году, а свое необычное название позаимствовало у первого в истории Санкт-Петербурга кабака. Еще в 1703 году на Троицкой площади напротив Петропавловской крепости открылась безымянная аустерия, чуть позже получившая название «Четыре фрегата», Ее владельцем стал личный шеф-повар (обер-кухенмейстер) Петра Первого – немец Иоганн фон Фельтен.
Аустерия (или австерия) это не имя собственное, а тогдашнее название питейного заведения, как, например, трактир или харчевня. Здесь можно было не только выпить и закусить, но и провести время в веселых и интеллектуальных беседах с другими посетителями, поиграть в неазартные игры, и, конечно же, выкурить трубку с модным тогда табаком.
Слово «аустерия», как и другие термины, предназначенные для всего нового, что хлынуло в Россию через «Окно в Европу», было заимствовано из иностранных языков. В данном случае из латинского языка, на котором говорили в Древнем Риме. Там austeria, как раз и означала «харчевня» или «трактир». Наследник латинского – итальянский язык переформатировал этот термин в сегодня хорошо известное название «остерия», которое охотно используют и многие российские точки общепита.
По задумке Петра Великого аустерии были демократичными, всесословными заведениями. Государь и его придворные могли сидеть за одним столом с иностранными матросами или питерскими купцами. Главное, что требовалось от гостей – приличная одежда и возможность расплатиться.
Но такой формат, как собственно и название, в России так и не прижились. Уж очень не любили благородные мужи и дамы быть наравне со всяким быд.. (простолюдинами), пусть и прилично одетым….
Зато аустерию возродили в позднем Союзе. И как видим на фото ниже, даже не постеснялись поместить репродукции старинных гравюр с двуглавым орлом – символом ненавистного царского режима. И это в год 60-летия Великой Октябрьской революции.
Фото из конца 1970-х годов. Съемка, скорее всего, рекламная.
Два зала открыли двери для ленинградцев и гостей северной столицы, преимущественно иностранцев, которых, несомненно, радовал псевдоисторический антураж. Поначалу здесь не было ресторанных лабухов, а выступали фольклорные ансамбли и профессиональные исполнители романсов.
А в меню были включены блюда, рецепты которых, якобы, позаимствовали из кулинарных книг XVIII века: щи петровские, мясо по-гусарски, яблоки в кляре, блины красные и т.п.
Вот, например, элементы декора в петропавловской «Аустерии» конца 70-х гг. – корабельный колокол (рында) и двурогий якорь голландского образца, как было принято при Петре.
Но с началом Перестройки ленинградская «Аустерия» все больше скатывалась в обычный кабак того времени. Пьяные компания, юные охотницы на богатых мужиков, потом рэкетиры и новые русские.
Тем не менее ресторан в Петропавловской крепости пережил лихие 90-е и существует сегодня. Но это уже совсем другой, современный, проект.
А кто был в советском заведении? Как вам тот ресторан?
Ну а мы же переместимся на 10 лет вперед, когда в «Аустерии» заказали банкет гражданин СССР Юрий Каспарян и гражданка США Джоанна Стингрей. Молодые люди решили отметить здесь свою свадьбу, на которую из-за океана должны были приехать друзья и родственники невесты.
Молодая рок-исполнительница из Калифорнии Джоанна Стингрей в 1984 году, вместе с сестрой, приехала по туристической визе в СССР. Тогда ей исполнилось всего 23 года. Как и все иностранцы оказалась в Ленинграде и была очарована красотами города. Но еще больше ее поразила подпольная советская рок-музыка.
Еще не зная языка, она стала настоящей фанаткой и популяризатором на Западе весьма незатейливого в музыкальном плане, но особенного в текстах и внешних образах явления, которое чуть позже получит название «русский рок».
Вскоре американка стала своей в питерской рок-тусовке и нашла здесь свою любовь. Ее избранником стал гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян.
Изначально они должны были расписаться в апреле 1987-го, но у Джоанны возникли проблемы с визой, и невеста не попала в СССР. Торжество перенесли на осень.
2 ноября 1987 года молодые оформили свои отношения в ленинградском Дворце бракосочетания, а затем вместе с друзьями колесили на арендованной «чайке» по достопримечательностям города.
Естественно, главными действующими лицами, после невесты и жениха, на свадьбе были советские рокеры. Фамилии сплошь культовые: Вячеслав Бутусов, Борис Гребенщиков (сегодня он иноагент), Олег Гаркуша, Василий Шумов (он впоследствии женится на младшей сестер Джоанны Стингрей), Сергей Бугаев, ныне покойный Сергей Курехин и др.
На свадьбу приехали друзья молодоженов из других городов.
Виктор Цой в это время снимался в Алма-Ате в фильме «Игла», группа даже взяла перерыв в творческой деятельности, но пропустить свадьбу своего друга он не мог. Прилетел на несколько дней. Он же со своей супругой Марьяной выступили свидетелями на бракосочетании.
Банкетная часть проходила в петропавловской «Аустерии». Один из залов заняли заокеанские гости, в другом разместились советские граждане.
По воспоминаниям очевидцев, Виктор Цой даже пел для молодоженов. И Джоанна спела для гостей на собственной свадьбе.
Кстати, брак Стингрей и Каспаряна просуществует менее 4-х лет.