Найти в Дзене
For memories

Николай II

Следующая книга в серии, которую рекомендует прочесть автор, Эдвард Радзинский. Описывая отечественную историю, он пришел к выводу о том, что Сталин - это закономерное следствие событий и результатов действий Александра Второго и его внука, Николая Второго.

Первый царь решил стал реформатором, но вместо ликования и благодарности он получил сопротивление общества и эскалацию террора. Естественно, за реформами последовали контрреформы - как попытка остановить разгул терроризма.

При его сыне, Александре Третьем, страна плыла в прежнем фарватере контрреформ, однако была почитаемой и уважаемой. "Пока русский царь ловит рыбу, Европа может и подождать", - знаменитая фраза царя, и ведь она работала!

Но потом на трон вступил его внук, Николай Второй, и все изменилось. Я думаю, дело не в том, куда плыла страна, и даже не в царском окружении (хотя оно работало по-своему, приказы понимало, как хотело), а в личности самодержца. Чем свирепей царь в России - тем проще ему управлять страной. Слабовольный и мягкий Николай Второй считал себя лишь орудием в руках судьбы - настолько мало ему удавалось влиять на ситуацию. А влиять на него хотели все - мать, вдовствующая императрица, жена Аликс (у той отлично получилось), родственники и приближенные. При этом у императора не было друзей, не было тех, кто что-то ему советовал не из корысти. Сам царь быстро смирился со своей судьбой, решил, что, раз уж ему довелось родиться в день Иова Многострадального (6 мая), то так тому и быть. Предвестники грядущих неприятностей все время были рядом - быстрая кончина отца, трагедия на Ходынском поле в день коронации, расстрел рабочих 9 января 1905 года и прочее, и прочее... При этом царь вовсе не был глуп или сентиментален. Но вот это поражающее неподчинение, выполнение его приказов (через одно место) - все это, конечно, не могло не сказаться.

Чехарда премьер-министров в попытке хоть как-то усмирить нарастающий террор, быстрая смена разных курсов (то Думу собрали, то Думу разогнали), постоянное присутствие при дворе каких-то кликуш и "старца" Распутина - все это делало царя крайне непопулярным и в народе, и в при дворе. Ну а катастрофы во время Первой Мировой войны и вовсе не оставляли шансов на спасение.

Удивительно, но спасать царскую семью после ареста и в ссылке никто и не собирался. Когда Керенский загнал их в Тобольск, то говорил, что это кратковременная вынужденная мера. Но ни кадеты, ни британские родственники (а тогда на английском престоле был кузен царя, они были потрясающе похожи) - ни у кого не было реального плана и даже намерения. Это, однако, было неведомо ни царю, ни царице. Почему-то свергнутая чета считала, что будет показательный суд, который решит их судьбу. Перед переездом из Тобольска в Екатеринбург царь думал, что новая власть ограничится им одним (расстреляет), а семья уцелеет (Парадоксально, но последние дни своей жизни царская семья провела в Ипатьевском доме. В 1613 году в Ипатьевском монастыре начался путь к венцу Михаила Романова, первого царя. И еще - странное проявление цифры 17 - многие события произошли либо 17-го числа - например, расстрел царской семьи, либо в 1917-м году). Поразительно, насколько быстро царя с семьей отдали на заклание, а ведь там были и дети... Никому не хотелось "раскачивать лодку" и портить отношения с тем мятежным духом, который проявился в неконтролируемом русском народе.

Существовали, якобы, "заговоры" с целью спасения царской семьи. Подруга императрицы Вырубова пыталась вытащить их из Сибири, даже засылала своего человека, но кончилось все лишь тем, что у царей выманили кучу денег и драгоценностей, но никто их спасать не собирался. До сих пор не могут найти часть украшений и дорогих вещей, непонятно, куда они делись, спрятаны или украдены?..

Почти полкниги отдано расследованию сцены убийства царской семьи (ну это для разгона объема, я думаю). Яков Юровский, который готовил все это и командовал процессом, имел немало конкурентов, считавших, что все это - дело их рук. Кстати, многие участники расстрела царской семьи (кроме одного) оставили мемуары (я читала в юности 4х-томник событий расстрела, нечто вроде воспоминаний очевидцев, но там все было так занудно - одни и те же события с разных точек зрения, это было муторно и неинтересно). И все они довольно быстро погибли - либо от болезни, либо от пули. Кроме одного - тот таился всю жизнь и не смел признаться, в чем участвовал. Что-то было устрашающее в том событии, когда 11 человек расстреливали в полуподвальной комнате. Дочерей царя долго не могли убить, оказалось, что у них особые корсеты - двуслойные, в них зашиты царские бриллианты.

Но и после расстрела большевики не могли успокоиться - похороненная царская семья была вновь перевезена на другое место в следующую же ночь, останки облили кислотой и сожгли. А все дело в том, что город окружали белые, они знали, что царская семья в городе. Но они не успели...

Самое потрясающее, что я узнала из книги, - это то, что в конечной сцене было 9 трупов, а ведь изначально вывозили из Ипатьевского дома 11. Где еще двое? Радзинский приводит свидетельство одной барышни - якобы за границей обнаружилась дочь царя Анастасия. Похожа была, это верно. Но по-русски не говорила. А еще жив остался якобы Алексей, сын царя. Какой-то мужчина много лет спустя в психиатрической клинике обнаружил незаурядное знание дворцового этикета и вообще знал очень многое. Но кто он был? В итоге признали его психически больным, и он так никогда и не всплыл как сын Николая Второго...

Так закончилось короткое (всего триста четыре года, а ведь многие европейские монархические семьи правили гораздо, гораздо дольше) правление династии Романовых. Кроваво...