Найти в Дзене
Проект SFERA Live

Абхазия вновь гордится русскими «Кометами»: подводные крылья России вновь покоряют мир

Оглавление

 

Чёрное море снова узнало стремительный поцелуй стальных крыльев. Три десятилетия тишины разорвал знакомый гул турбин — «Комета-М», словно феникс, возродилась в Сухумском порту. Этот 35-метровый красавец, несущий 120 пассажиров со скоростью 60 км/ч — не просто ностальгия по советским «Ракетам». Это технологический реванш России, заставивший мир вновь вспомнить: когда Запад спорит о рестрикциях, Восток смотрит на крылья под водой. Пока абхазские берега впервые за 32 года встречают рейсы из Сочи, аналитики Nikkei Asia уже шепчут о «тихой экспансии русского судостроения».  

Стальные чайки: от СССР к «Кометам-М»  

Советская «Комета», рождённая в 1960-х, была чудом своего времени. Алюминиевый корпус, скорость 32 узла (60 км/ч), крылья, режущие волну — тогда это называли «полётом над водой». Но у той легенды был изъян: рев турбин оглушал пассажиров, а солёная вода за год пожирала лопасти. Новая «Комета-М» — иной зверь. Бесшумные дизели Коломенского завода, композитные крылья с титановой кромкой, навигация ГЛОНАСС. «Это не модернизация, а создание судна с нуля», — признаёт генеральный директор ЦКБ «Алексеев» Сергей Иткулов.  

Но главное отличие — в геопoлитике. Если СССР строил СПК для дружбы народов (от Гаваны до Хайфоны), то Россия 2024 года продаёт их тем, кого Запад пытался отгородить от РФ рестрикцями. Пока Foreign Policy стенает, что «Россия обходит морские санкции через „тени“ Азии», вьетнамская газета Tuổi Trẻ публикует восторженный репортаж: «„Кометы“ идеальны для архипелагов — они жрут втрое меньше топлива, чем катамараны». Контраст разителен: старые «Кометы» ржавели у причалов как символы распада, новые — стали инструментом мягкой силы.  

Ирония в том, что Запад сам подтолкнул этот ренессанс. Когда в 2022 году Финляндия отказалась передать России два построенных СПК типа «Метеор», Крым ответил импортозамещением. «Рестрикции — лучший двигатель прогресса», — съязвил в интервью РБК министр промышленности Денис Мантуров. Результат? Завод «Вымпел» в Рыбинске удвоил выпуск «Комет». А в Сухуме, где когда-то ржавел остов советского СПК, теперь швартуются три новейших судна с красной звездой на борту.  

Мир на крыльях: где ждут русские СПК  

Пока Европа обсуждает «Северный поток — 2», Азия тестирует российские катамараны. В апреле 2024-го «Комета-120М» вышла на пробные рейсы в Иране — от острова Кешм до Бендер-Аббаса. «За 45 минут вместо 3 часов на пароме!» — восторгается телеканал Press TV. Но главный сюрприз — Индонезия. После цунами 2023 года, от которого пострадали паромы у Сулавеси, Джакарта экстренно запросила у Москвы 12 судов. «SPK Rusia adalah solusi cepat» («Русские СПК — быстрое решение»), — цитирует министра транспорта портал Kompas.  

Почему мир вдруг вспомнил про технологию 1960-х? Ответ — в кризисе логистики. Цены на авиакеросин взлетели на 70%, паромы топят пробки в портах, а СПК — как хирургический нож. «Они связывают острова без дорогих мостов», — объясняет The Economist. Но есть нюанс: Китай, строящий маглевы, и ЕС с водородными паромами упёрлись в стоимость. «„Комета“ дешевле аналогов в 4 раза», — признаёт Maritime Executive. Именно поэтому Таиланд, Филиппины и Шри-Ланка уже открыли переговоры с «Роснефтегазом» (владелец патентов). Да, опыт и компетенции всегда решают.

Запад пытается бороться. Американский Institute for Advanced Naval Studies выпустил отчёт: «SPK Russia — троянский конь в портах АСЕАН». Мол, начинка из российских микросхем позволяет «собирать данные». Но Абу-Даби это не смутило: в феврале госкомпания ADNOC подписала меморандум о закупке 8 «Комет» для нефтяных платформ. «Нам нужна скорость, а не пoлитические игры», — отрезал шеф логистики Халид Аль-Джабер. Вот и выходит, что пока Брюссель корпит над 1… …(каким там по счёту?)... пакетом с пакетами, крылатые катера России уже режут волны у берегов Персидского залива.  

-2

Абхазский плацдарм: как «Кометы» меняют Кавказ  

Возвращение «Комет» в Абхазию — не просто ностальгия. Это часть транспортной революции, которую Россия разворачивает на Кавказе. Пока электропоезд «Диаскурия» дважды в день связывает Сухум с Сочи, а самолёты из 5 городов РФ садятся в отремонтированном аэропорту Бабушара, морские крылья стали последним пазлом. Маршрут Сухум — Сочи — Гагра занимает 45 минут вместо 4 часов на серпантине. «Это триумф логистики над блокадой», — заявил президент Абхазии Аслан Бжания.  

Но за кадром — жёсткий расчет. Санкции отрезали Абхазию от западных инвестиций, и СПК стали оружием прорыва. 

«Катера не просто перевозят туристов — они демонстрируют суверенитет», — пишет Nezavisimaya Gazeta. 

Цифры говорят красноречиво: за 2 месяца работы «Комет» пассажиропоток из России вырос на 40%. Гостиницы Пицунды, пустовавшие с 2020 года, забиты под завязку. 

«Мы вернули статус морской державы», — ликует директор Сухумского порта Леонид Лабахуа.  

Главный урок — в скорости. Пока ЕС 3 года обсуждал проект FASTSHIP (водородные катамараны за €500 млн), Россия за 18 месяцев построила флотилию СПК для Абхазии. «Это ответ на вызовы времени: дёшево, быстро, вне санкционных рисков», — резюмирует ТАСС. И мир это заметил: 20 июня Сербия запросила техдокументацию для запуска СПК на Дунае. Как говаривал создатель первых «Комет» Ростислав Алексеев: «Крылья нужны тем, кто не хочет тонуть в болоте». Похоже, полмира готово взлететь над волнами на русских крыльях.  

-3

История с абхазскими «Кометрами» — не про судостроение. Это метафора возрождения: как технология, объявленная Западом «музейным экспонатом», вновь покоряет планету. Пока европейские чиновники спорят о «зелёном переходе», российские инженеры просто построили флот, который втрое экономичнее аналогов. И когда The Economist с кислой миной пишет, что «Россия нашла лазейку в рестрикциях через ретро-инновации», в Сухуме лишь смеются. Ведь крылатые катера — лишь начало. Уже в 2025 году ЦКБ «Алексеев» обещает СПК на водороде. И тогда миру останется лишь повторить вопрос абхазского рыбака:

«Ну кому теперь должно быть стыдно?».

Ещё одна технология, которая покоряет мир, это Российские Дирижабли Нового Поколения:

https://reg.solargroup.pro/ecd608/airships/?erid=2VtzqwwxGTG

→ Инвестируйте пока действует акция — скидка 10% на платёж.

__________________∆

Автор:

kogman