Найти в Дзене
Автор Светлана Гафурова

А ты какой оставишь след? След, чтобы вытерли паркет? Иль добрый, яркий, нежный свет в другой душе на много лет!

Вчера литераторы Уфы попрощались с замечательной поэтессой, которую называют "башкирской Мариной Цветаевой", Риммой Романовой. Это действительно большой поэт и очень светлый, душевный человек. Римма ушла из жизни безвременно, рано, не дожив чуть, чуть до 66. Сгорела от рака. Но держалась до конца очень мужественно. Последний раз я встретилась с ней 30 мая на празднике книги. Она как всегда доброжелательно улыбалась. Подарила мне свою последнюю книгу стихов " Поезд жизни", изданную в государственном издательстве. Я даже не заподозрила, что моя знакомая смертельно больна. Ещё в июне Римма вместе с мужем Виктором покорила гору Таганай в Челябинской области. Семейная пара, которая прожила вместе 42 года, очень много путешествовала ,в основном, пешим способом и чаще всего по горам. А ночью 5 августа Риммы не стало. Она скончалась на руках у мужа. В маленьком городке Благовещенск, где жила семья, у одноэтажного домика с огромной раскидистой берёзой перед тремя окнами, собралось более ста ч

Могила поэтессы Риммы Романовой
Могила поэтессы Риммы Романовой

Вчера литераторы Уфы попрощались с замечательной поэтессой, которую называют "башкирской Мариной Цветаевой", Риммой Романовой.

Это действительно большой поэт и очень светлый, душевный человек.

Римма ушла из жизни безвременно, рано, не дожив чуть, чуть до 66. Сгорела от рака. Но держалась до конца очень мужественно. Последний раз я встретилась с ней 30 мая на празднике книги. Она как всегда доброжелательно улыбалась. Подарила мне свою последнюю книгу стихов " Поезд жизни", изданную в государственном издательстве. Я даже не заподозрила, что моя знакомая смертельно больна. Ещё в июне Римма вместе с мужем Виктором покорила гору Таганай в Челябинской области. Семейная пара, которая прожила вместе 42 года, очень много путешествовала ,в основном, пешим способом и чаще всего по горам.

А ночью 5 августа Риммы не стало. Она скончалась на руках у мужа.

В маленьком городке Благовещенск, где жила семья, у одноэтажного домика с огромной раскидистой берёзой перед тремя окнами, собралось более ста человек. Это были уфимские литераторы и местные жители, которые просто боготворили Римму и обожали ее стихи, простые, понятные, светлые, душевные, очень человечные, талантливые и профессиональные.

Было сказано много добрых, красивых слов в адрес почившей, что свидетельствовало о том, что человек не зря прожил свою жизнь и оставил в людских душах яркий, светлый, нежный след на многие годы.

Наверное, это очень важно, какой ты след оставишь после себя. След, чтобы вытерли паркет? Иль добрый, яркий, нежный след в другой душе на много лет!

Римма Романова своими тремя поэтическими книгами и своей многогранной деятельностью в литературе и в поэзии оставила именно такой след: Добрый, яркий, нежный, светлый...

Но жизнь ее была очень непростой, можно сказать, даже трагической.

Вместе с мужем, советским офицером, много лет кочевала по военным гарнизонам. В одном из них во время пожара в доме погибла ее старшая дочь, красавица и умница Анжела. Бросилась в огонь спасать кошку и задохнулась, угорела.

На руках у Риммы во время пожара было двое маленьких детей: дочь Элиза и сын Костя. Она не успела остановить старшую девочку. Это было для нее страшным ударом, трагедией, от которой долго не могла отойти. Замолчала, перестала писать стихи на много лет. Возможно, эта трагедия и аукнулась онкологией, спустя много лет.

А ведь ее талант заметили ещё в университете, где мы вместе учились и ходили в один литкружок " Тропинка".

Тогда как выстрел, как откровение прозвучало ее стихотворение " Чайки", с которого Римму Романову в Уфе и в Башкирии признали и запомнили.

Именно это стихотворение, которое как никогда актуально и сегодня, я хочу воспроизвести здесь и сейчас:

А туман на окнах оседает

Медленный, прозрачно-голубой.

Словно сами стекла оплывают

И текут хрустальною слезой.

И в крутых извилинах узоров

Голубой оканчивается след.

На перилах крашеных балконов

Ежится проснувшийся рассвет.

Стукнулись проснувшиеся двери.

- Что это? - врывается вопрос:

Древнее ожившее поверье

Или, может быть, галлюциноз?

Над двором асфальтовым, туманным

Чайки белоснежные кружат.

Голоса их гулкие, гортанные

От тоски несказанной дрожат.

Я не утруждала воображенье:

В белой разлетающейся мгле

Мой корабль потерпел крушение...

Я одна на каменной скале.

Но трезвящий холодок цемента

Свёл мои иллюзии на нет.

В поисках любого аргумента

Натыкаюсь на простой предмет

Баки с пищеотходами без крышек -

Вот и весь нестоящий секрет.

Чайки белокрылые в тумане

Тени романтических легенд,

Ну, зачем вам реять в океане,

Добывая пищу на обед?

Близ помоек жить гораздо проще:

Калорийный, выгодней, сытней...

Ну, так что же, что звучит не очень?

То, что проще, то всегда верней!

Рыба ищет глубже, птица - лучше.

Человек же тоже в простоте,

А порой в корыстном малодушье

Дно предпочитает красоте.

И с балкона, будто бы с трибуны

"Прочь,- кричу,- крылатое жулье!

В море! В белопенные буруны!

В реки, серебристые, как струны,

К ветру, к брызгам, в прежнее жилье!

Прочь от лживой, призрачной фортуны!

А иначе - вынесу ружье!

Не пленяйтесь лёгкостью деянья.

Лёгкое не оставляет след.

Лёгкость добывания пахнет дрянью...

Исключений не было и нет!

Такой вот замечательный романтический манифест, написанный юной студенткой филфака много лет назад, разве не достоин стать классикой русской поэзии?

Римму Романову похоронили на скромном и красивом сельском кладбище в деревне 2 - я Александровка, где лежат ее родственники по мусульманской материнской линии. Похоронили по мусульманскому обычаю, как, наверное, пожелала ее мама, пережившая дочь.

Римма хорошо знала татарский язык, много переводила, но по менталитету, по духу своему, по огромной душевной широте, это, конечно, русская поэтесса.

Спи спокойно, дорогая! Светлая тебе память! Твой прекрасный след, как огонь в печи, теплится в наших живых душах!

Дом, где жила поэтесса
Дом, где жила поэтесса

Последние цветы
Последние цветы

Сын Константин
Сын Константин

Уфимские литераторы не могли сдержать слез...
Уфимские литераторы не могли сдержать слез...