🎻Aрам Хачатурян рассказывает, как он впервые увидел Леонида Когана:
С Леонидом Коганом я познакомился в середине 1943 года. Помню, как открылась дверь моей квартиры, на пороге стоял небольшого роста, худенький, пожалуй, слишком худенький юноша со скрипкой в руках… Когана как одаренного музыканта прислала ко мне дирекция Центральной музыкальной школы, где он учился. Я попросил поиграть мне что-нибудь. Он, стесняясь, ответил, что хотел бы сыграть мой скрипичный Концерт, но немного боится исполнять его автору. Я успокоил молодого музыканта. Когда я услышал первые звуки скрипки, то был сразу захвачен его темпераментной интерпретацией и поражен - откуда в этом маленьком, тщедушном юноше столько силы, энергии, воли! Он замечательно играл Концерт, совершенно по-иному, чем другие скрипачи. У него оказалась феерическая техника… Мне захотелось послушать его еще раз. И я пригласил его прийти через день поиграть мне что-нибудь из своего репертуара.
🕰️В ходе разговора Хачатурян показал юному Когану старинные карманные часы, очень красивые, которые никто не мог починить.
«И вдруг он мне сказал, что, если я их ему доверю, он постарается что-нибудь сделать».
Через день я прослушал его еще раз. Аккомпанировал известный пианист Наум Вальтер. Коган играл части концертов Чайковского, Брамса, Мендельсона, скрипичные миниатюры. Меня его исполнение потрясло еще сильнее…
После игры Коган протянул мне мои часы. - Кажется, удалось их оживить, - сказал мне с той доброй улыбкой, которая всегда освещала его лицо. - Не может быть! - удивился я, зная, что лучшие мастера Москвы отказались от них.
До сих пор они действуют. И, глядя на них, я вспоминаю тот далекий день, хрупкого юношу, его уникальные руки художника, изумительное звучание скрипки.
🚙По словам Родиона Щедрина, Леонид Коган разбирался в автомашинах также досконально, как в скрипичой литературе.
Однажды я приехал к нему на дачу и к слову пожаловался, что на автостанции не оказалось масла для замены. Коган тут же достал заветную канистру, загнал мою машину на «яму» и приступил к делу. Как зачарованный смотрел я на его ловкие, «золотые» музыкальные руки, с удивительной сноровкой занимавшиеся операциями, весьма далекими от музыки. Я хотел принять посильное участие, но он решительно отказался от моей неквалифицированной помощи. Кажется, и тут он испытывал естественное удовлетворение Мастера.
Сын фотографа, он с детства любил наблюдать, как появляется на фотопластинке изображение. Как говорят в народе, он был на все руки мастер: прекрасно разбирался в радиотехнике, кино- и фотоаппаратах, много снимал фильмов... Но особую страсть он питал к автомобилям, часто вспоминал о своей первой машине, которую купил, будучи еще студентом консерватории, отказывая себе во всем порой даже в регулярном питании. Это был «Москвич», только что начавший выпускаться, и отец гордился, что заводской номер его машины был всего четвёртый.
- вспоминает его сын Павел Коган.
🎨 В письме от 21 июля 1973 года Марк Шагал благодарит Когана за присланное "фото в красках" и называет его "недурным фотографом".
А что касается скрипки... "Ваша скрипка и Ваша музыка так часто на моих картинах", - признался Шагал в июле 1977-го.