Найти в Дзене

Они покидали корабль в спешке

Оглавление

Он знал этот силуэт. 5 декабря 1872 года капитан Дэвид Морхаус с борта «Dei Gratia» наблюдал, как знакомый корабль дрейфует среди Атлантики. Судно покачивалось на волнах, но никто не отвечал на сигналы, не выходил на палубу. Не было флага бедствия. Паруса то наполнялись ветром, то бессильно провисали. Корабль двигался, но не управлялся.

Морхаус знал капитана этого судна — Бенджамина Бриггса. Уважал. Надёжный моряк, не из тех, кто допустил бы беспорядок. И когда стало ясно, что на борту нет ни души: ни паники, ни тел, ни признаков сражения, началась история, которую будут пересказывать веками. История о корабле-призраке, который шёл по волнам сам по себе.

Он был уверен в себе, в погоде, в маршруте

7 ноября 1872 года «Mary Celeste» покинула порт Нью-Йорка, держа курс на итальянскую Геную. Груз — 1701 бочка спирта для виноделия. Команда насчитывала семь человек. Капитан — Бенджамин Спунер Бриггс (Benjamin Spooner Briggs), опытный моряк с безупречной репутацией. Вместе с ним в путь отправились его жена Сара и их двухлетняя дочь София Матильда. Он мог бы отправить их другим судном, но предпочёл взять с собой, полагаясь на свои силы, погоду и маршрут.

Плавание началось без происшествий. По пути — Азорские острова, бескрайняя Атлантика, регулярные вахты и записи в судовом журнале. Для кого-то из команды это был первый рейс, для кого-то пятидесятый. Но всех объединяла общая цель: добраться до Генуи, сдать груз, заработать плату, вернуться домой.

Бенджамин Спунер Бриггс (Benjamin Spooner Briggs)
Бенджамин Спунер Бриггс (Benjamin Spooner Briggs)

Бриггс не пил сам и не позволял делать это на борту. Он читал Библию, молился, но не был фанатиком. Это был человек системы: порядок, дисциплина, минимум эмоций, осторожность. Он не кричал и не унижал. Ему доверяли не за харизму, а за точность, ведь даже ошибки случались у него крайне редко.

Поэтому находка дрейфующего в океане корабля потрясла всех, кто знал Бриггса. Если уж он исчез, значит, исчезнуть может кто угодно.

Что увидели очевидцы

«Dei Gratia» обнаружила «Mary Celeste» примерно в 11 километрах от Азорских островов. Сначала наблюдали. Корабль странно себя вел: то заходил в ветер, то резко поворачивал. Никаких признаков бедствия: ни флагов, ни криков, ни движения. Лишь пустота.

Когда матросы Морхауса ступили на палубу, их охватило беспокойство. На первый взгляд судно не было в критическом состоянии. Оно не тонуло. В грузовых отсеках было немного воды (до 1 метра), но не катастрофично. Паруса висели в беспорядке, навигационные приборы исчезли. Шлюпка отсутствовала. И самое тревожное — нигде не было людей.

В камбузе царил хаос: плита лежала на полу, посуда была раскидана. В каюте капитана кровать была мокрая, простыни скомканы, шкаф не закрыт до конца. Словно кто-то собирался, но не закончил. Сухими остались только вещи в герметичном сундуке. Всё остальное промокшее.

Ни следов борьбы. Ни тел. Ни записки. Ни знака. Только ощущение, что люди ушли не в страхе, но в спешке. И вот тогда начались вопросы, которые спустя полтора века остаются без окончательных ответов.

Картина 1861 года, изображающая «Mary Celeste»
Картина 1861 года, изображающая «Mary Celeste»

Чего не было и что добавили потом

Одна из главных причин, почему история «Mary Celeste» обросла мифами, — это рассказ молодого Артура Конан Дойла, который за несколько лет до создания Шерлока Холмса опубликовал художественное повествование о загадочном корабле. Именно там впервые появились кружки с горячим чаем, тикающие часы, оставленные обеды, месть. Именно он сменил название на «Marie Celeste». И именно этот текст стал источником для большинства выдуманных деталей, которые впоследствии воспринимались как факты.

На деле всё было куда прозаичнее и страшнее именно из-за своей реальности.

Корабль не был повреждён, лишь слегка подтоплен. Шторм? Возможно. Паника? Не характерно для такого капитана. Пираты? Всё ценное было на месте.

Следствие шло три месяца. В Гибралтаре провели официальное расследование. Суд изучил состояние судна, допросил моряков с «Dei Gratia», исследовал состояние груза. Спирт остался почти в полном объёме. Лишь девять бочек оказались пустыми, но и это позже объяснили типом древесины, из которой они были изготовлены.

Расследование проходило под руководством прокурора Фредерика Солли-Флуда. Он на протяжении нескольких недель подозревал экипаж «Dei Gratia» в мошенничестве, однако доказательств найдено не было. Суд пришёл к выводу: причина ухода с корабля остаётся неизвестной, но данных о преступлении нет.

И всё же: что могло произойти?

Существует две версии, которые считаются наиболее реалистичными. Обе не про сенсации, а про страх. Не про легенды, а про человеческую ошибку в условиях неопределённости.

Первая — утечка паров спирта.

На борту «Mary Celeste» находились 1701 бочка промышленного алкоголя — летучего, легковоспламеняющегося вещества. Если в трюме скопились пары и произошёл хлопок, это могло напугать команду. Капитан
Бриггс мог решить, что судно вот-вот взлетит на воздух. Он отдал приказ временно покинуть корабль, возможно, привязывая шлюпку к борту. Но шторм или волна обрывают трос. Люди остаются в океане. Судно дрейфует дальше, пустое.

Вторая — ошибка в оценке угрозы затопления.

На палубе был найден мерный стержень со следами использования, значит, воду в трюме проверяли. Один из насосов был разобран. Если второй работал плохо и показал завышенные данные, капитан мог поверить: судно тонет. Особенно учитывая, что на борту его жена и ребёнок. Шлюпка спустили. Все сели, надеясь вернуться.

Обе версии объясняют и спешку, и порядок, и отсутствие следов насилия. В обеих ни злого умысла, ни фантастики. Только страх. Только выбор. Только попытка не погибнуть, которая закончилась гибелью.

«Mary Celeste»
«Mary Celeste»

Молчание, которое осталось

«Mary Celeste» была отбуксирована в Гибралтар, где провели тщательное расследование. После окончания разбирательств и разгрузки в Генуе судно ещё долгие годы оставалось в эксплуатации. Но с ним, как будто, уже всегда плыл шлейф дурной славы. Корабль сменил нескольких владельцев, получил новое имя, но от прошлого не избавился — моряки сторонились его, ходили слухи, что на борту случается непонятное.

В 1885 году очередной владелец, пытаясь получить страховое возмещение, намеренно перегрузил судно и направил его в опасное плавание у берегов Гаити. План был прост: затопить «Mary Celeste» и заявить о несчастном случае.

История не закончилась эффектно. Не было чёрного вихря, не было последнего сигнала. Но, несмотря на это, корабль остался в памяти, в рассказах, в догадках, попытках найти разгадку или объяснение.

Баланс между мифом и памятью

«Mary Celeste» — это не просто загадка. Это зеркало. Мы видим в нём наши сомнения, наш страх перед неизвестностью, наше стремление объяснить то, что не имеет объяснения. Мы не можем заглянуть внутрь этой истории, не встретившись лицом к лицу с собственным ощущением хрупкости.

Она напоминает: исчезнуть можно и без следа. Иногда не нужно крушения, шторма или крика — достаточно одного неверного выбора.

И всё, что нам остается, — это помнить. Не разгадывать, не фантазировать, не украшать.

Рекомендую прочитать