Регион: Италия, а также Испания.
Период: середина - конец XVI века.
Характеристики: Строгость; Волнистый фасад; Плотность и пустота; Различные архитектурные ритмы; Загадочность; Культовые сооружение.
В своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (жизнь Художников), впервые опубликованной в 1550 году, художник, архитектор и писатель Джорджио Вазари (1511-1574) одним из первых описал художественные достижения XV и XVI веков в терминах rinascita (возрождение) или Ренессанс. В книге, которую он переработал и переиздал в 1568 году, был описан процесс развития искусства от Флорентийского художника Чимабуэ XIII в. до начала XVI в. - Золотого века, воплощенного Леонардо, Рафаэлем и, прежде всего, Микеланджело. "Все что [Леонардо] делает", - писал Вазари, - исходит скорее от Бога, чем от человеческого искусства", в то время как Рафаэль "был наделен природной добротой и скромностью, которые присущи всем этим исключительным людям". Вазари заметил, что гений Микеланджело был способен превзойти красоту самой природы. Действительно, сам Бог послал "художника, который был так искусен в каждом ремесле… и в архитектуре создавал здания, которые были и удобные, и безопасные, и здоровые, и приятные на вид, и пропорциональные, и богато украшенные".
Столкнувшись с масштабом достижений этих художников, а также по мере того, как классические системы и архитектурная теория были формализованы в трактатах, архитекторы становились все более робкими к адаптации или нарушению установленных правил, создавая произведения, которые сегодня относят к Маньеризму. И все же первые признаки Маньеризма появились в необычайно насыщенном творчестве Микеланджело, чья библиотека Лауренциана во Флоренции, скорее всего, и положила начало стилю. Маньеризм Микеланджело наиболее виден в его проектах собора Святого Петра. В 1546 году папа Павел III призвал Микеланджело взяться за неоднократно откладывавшуюся перестройку, и он вернулся к первоначальным проектам Браманте, которые в последующие годы были дополнены Рафаэлем, Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло Младшим. Микеланджело упростил План Браманте, увеличив четыре центральных опоры до, поистине эпических размеров и удалив второстепенные, чтобы создать единую массивную амбулаторию. Лестничные клетки, расположенные по углам трансептов, создавали волнистую поверхность внешней стены, подчеркнутую накладывающимися друг на друга пилястрами, установленными под противоположными углами. Тяжелый мансардный этаж сочетал в себе эдикулы с продолговатыми окнами, повернутыми по бокам с тщательно продуманными архитектурными "колпаками", в то время как отсутствие карниза привлекало внимание к куполу наверху – необычайно автономное и архетипичное выражение Маньеризма.
Строгость
Маньеризм никогда не ограничивался Италией. План решетчатого внутреннего двора дворцового комплекса Эль Эскориал за пределами Мадрида, построенного Филиппом II, королем Испании (правил в 1554-1598 годах), скорее всего был основан на античных образцах. Его простой внешний вид в стиле Маньеризма отражал как сложность резьбы по местному камню, так и предпочтение строгой формы классицизма, которую Филипп считал отражением своей глубокой религиозной веры.
Волнистый фасад
Палаццо Массимо алле Колонне сиенского архитектора Бальдассаре Перуцци превосходит даже пластичный фасад Рафаэля Палаццо Видони Каффарелли в стиле высокого Ренессанса, также в Риме. Его изогнутый фасад на удивление плоский и резко контрастирует с темной лоджией на первом этаже, в то время как его окна имеют тонкие, довольно странно сочлененные обрамления, которые отрывисто прорезают рустовку.
Плотность и пустоты
Один из самых знаменитых архитекторов в истории западной архитектуры, работавших в стиле Маньеризм, Андреа Палладио (1508-1580) разработал свой уникальный архитектурный приём. В одном из самых знаменитых дворцов Венето, Палаццо Кьерикати, для оформления фасада здания он использовал колоннаду внутреннего двора — архитектурный элемент, характерный для римских домов. Его эффект чередования плотности и пустоты стал ключевой особенностью Маньеризма.
Разные архитектурные ритмы
Ученик Рафаэля Джулио Романо (1499-1546) был одним из ведущих художников-маньеристов. В Мантуе, где он работал при дворе герцога Гонзага, он завершил несколько заметных работ, в числе которых Палаццо дель Те - его шедевр. Сложность его изысканных иллюзорных фресок внутри, подчеркивается различными и, в некотором смысле, конкурирующими ритмами его фасадов.
Загадочность
Второй архитектурной работой Микеланджело после новой ризницы в Сан-Лоренцо стала библиотека Лаврентия. В этом проекте мастера присутствует определенная загадочность, характерная для Маньеризма. В архитектуре этого здания можно заметить несколько интересных деталей. В частности, это две колонны, которые расположены по обе стороны от входа и частично утоплены в стену, а не выступают над её поверхностью. А также карнизы внизу, которые ещё более усиливают кажущуюся структурную неопределенность.
Культовые сооружения
Основанное в 1540 году, незадолго до эпохального Тридентского собора, общество Иисуса (иезуиты), находилось в центре Контрреформации, и их церковь Иль Джезу была олицетворением этого движения и первым его культурным проявлением. Возвращаясь к продольному плану, проект церкви следует альбертовскому прецеденту с приделами, выполненными в виде боковых часовен, но здесь они выполнены в виде ниш в обширном открытом нефе.
Источник: https://eclectics.ru/