И почему дизайнеры из прошлого века не должны определять, как выглядят наши дети в XXI веке
«Какой хороший костюмчик!» — сказала бабушка.
А ребёнок в это время медленно сползал под стол.
Вы видели эту «новую» школьную форму? Ту, которую недавно показали с гордостью и ощущением, что вот она — вершина вкуса. Красно - коричневая. С кружевами. С жабо! С плохо сидящим даже на манекене мужским пиджаком, у которого "тянет рукав" уже на выставочном образце, а представляю если мальчику в нем захочется вдруг поднять руку, или, не дай бог, почесаться, он не сможет этого сделать, хотя может так и задумано.
И тут хочется спросить: вы точно уверены, что это школьная форма, а не костюм на вечеринку «Ретро-FM», только без музыки и с унынием в глазах ребёнка.
Немного истории. Откуда вообще пошла школьная форма?
Школьная форма в России появилась в 1834 году. Для гимназистов. Тогда всё было строго, чёрное, с пуговками. Форму носили все. После революции форму отменили, потом снова вернули, потом снова отменили.
В 1948 году Сталин сказал: «Хватит свободы, пора в форму!» — и школьников одели в коричневое платье и фартук (девочек) и в костюм с рубашкой (мальчиков). Строго, скромно, уныло. В 1960-х девочки начали отчаянно бороться с этим унынием — укорачивали юбки так, что у завучей случался нервный тик.
В некоторых советских фильмах (вроде «Внимание, черепаха!») можно увидеть эти хулиганские мини-версии школьной формы. Юбка — выше колена. Платье — по фигуре. На голове — огромный бант, как крик свободы. Да, подростки всегда умели модничать, даже в самых унылых нарядах.
И вот теперь, спустя полвека, нам опять предлагают то же самое. Только теперь это якобы “модно”.
Но для кого?
Для бабушки.
Для директора.
Для дизайнеров, у которых любимый цвет — «пыль от кареты Екатерины II».
Что делают в других странах?
Пока мы возрождаем кружева и крахмальные воротнички, в мире форма давно стала нормальной, удобной и даже желанной. Да-да, дети её носят не потому, что обязаны, а потому что им нравится.
- Южная Корея. Здесь школьная форма — это стиль. Мини-юбки, клетка, жилеты, кроссовки, аккуратные пиджаки. Выглядит как аутфит K-pop группы, а не как прикид гувернантки. При этом всё строго: никаких кричащих цветов, всё в рамках дресс-кода. Но модно!
- Япония. Морские воротнички, стильные пиджаки, униформа а-ля «Sailor Moon», только сдержаннее. Всё продумано до мелочей: сезонные ткани, удобная посадка, даже дополнительные аксессуары. Есть зимние и летние комплекты. Детям приятно, родители довольны, школа — довольна.
- Великобритания. Униформа — это часть культуры, но она развивается. Да, есть классика: пиджак, галстук, брюки. Но цвета, крой, ткани — всё современно. Школы заказывают форму у модных брендов. Никто не шьёт из старого сукна «с историей». Никто не требует «фартук на праздник».
А теперь — вопрос.
Почему у нас — как у нас?
Почему современная школьная форма — это стильная агония советского гардероба? Почему дизайнеров выбирают не по способности понять подростка, а по количеству званий.
Школьная форма должна быть нормальной. Слово «нормальной» здесь — ключевое
- Удобной. Брюки на резинке — мастхэв для младших. Мягкие ткани, без этих искусственных адов типа «полиэстер под шерсть».
- Красивой. Пусть будет универсальный стиль: базовые цвета, модный силуэт. Чтобы ребёнок не чувствовал себя «не такой, как все» — особенно в эпоху, когда внешний вид = уверенность.
- Гибкой. Девочка хочет брюки — дайте брюки. Хочет платье — пожалуйста. Хочет комбинировать — отлично. Мир уже давно не делится на «юбки — для девочек, штаны — для трактористов».
Идеально — это когда подросток не снимает форму, а носит её после школы. Потому что в ней удобно. Потому что выглядит классно. Потому что это просто вещь, которая стала частью его стиля.
А пока…
Пока девочки снова будут укорачивать юбки. Прямо под взглядом классной. Мальчики будут надевать под пиджак худи. Надевать кроссовки вместо туфель. Потому что подросток — это не часть музейной экспозиции. Это человек, которому жить в будущем, а не в фантазиях педагогов 70-х.
P.S. Я в детстве не просто не любила форму — я её искренне ненавидела. Этот черный фартук с коричневым платьем. И, знаете что? Я теперь — дизайнер. И могу с уверенностью сказать: давайте, наконец, сделаем форму, которую дети будут любить, а не терпеть. Потому что «детство в фартуке» — это не то, что стоит романтизировать. Ретро — это хорошо в кино, на выставке или в театре. А в школе детям нужно учиться, бегать, дышать и чувствовать себя нормально. Не как маленькие чиновники из департамента ретрообразования.
P.Р.S. Как известно, критикуешь - предлагай
Вот что мы на скорую руку придумали у нас в студии для детей, хоть мы и не дизайнеры одежды, хоть мы и не дизайнеры одежды, а дизайнеры среды.
А это варианты современной школьной формы для наших бушующих подростков. От более классического до ультра-современного.