Привет, мои друзья по несчастью! Я уже стал забывать об этой напасти, но вот, - это случилось снова! Вышел на пять минут в магазин и, вернувшись, не смог открыть машину ни ключом, ни с брелока, ни даже поднять кнопку блокировки замка вверх из салона машины. Водительская дверь закрылась «намертво»! Дежавю! Это сподвигло меня на то, чтобы разобраться, наконец, в этих моих злоключениях. Ведь в прошлый раз причину неисправности мне выявить так и не удалось. Снятый замок в моих руках работал исправно, заеданий не допускал и всем своим видом выказывал горькую обиду на меня за поклёп и недоверие! Тем не менее, замок был заменен на новый. И через полгода опять! Теперь я был полон решимости добраться до источника зла. И мне это удалось, чем охотно делюсь с вами!
Первое лирическое отступление.Погуглив в интернете информацию по данной проблеме, я понял, что абсолютное большинство водителей, столкнувшихся с такой напастью, не понимают её причины. Кто-то советует смазывать замок двери маслом, кто-то – проливать «незамерзайкой». Одни говорят, что можно открыть заклинившую дверь работая ключом и с кнопки брелока одновременно, другие откровенно стебутся в ответ на просьбу помочь. Не правы все. Это чисто механическая неисправность. И чтобы более наглядно объяснить причину заклинивания замка, предлагаю взглянуть на фото этого механизма. Благо, старый свой замок я не выбросил, а оставил его в качестве «учебного пособия». Вот он и пригодился. На этом фото – замок в положении «ОТКРЫТО».
Поскольку замок снят, на нем нет тяг от ручек и личинки замка, но мы разберемся и так. Нам нужно будет понять взаимодействие всего трех деталей. Сосредоточимся на них. (Я могу ошибаться в точном названии всех внутренних узлов замка, да это и не принципиально. Для лучшего восприятия буду писать их названия жирным шрифтом. Итак…)
Рычаг открывания замка. Именно эта деталь приводится в движение тягами ручек двери, когда мы беремся за них, открывая дверь автомобиля. В обычном открытом положении рычаг открывания замка, как на фото, стоит в крайнем левом положении. Запомните его. Это и есть наш «камень преткновения».
Кроме рычага нас интересуют еще две детали, расположенные над ним. Это – промежуточный рычаг, имеющий непосредственное зацепление с рычагом открывания замка. И привод замка. Назовем его для простоты восприятия «Собачка».
Как работает исправный замок? (Фото внизу) Вы захлопнули дверь своего авто – собачка провернулась влево (зеленая стрелка) и встала напротив изогнутого края промежуточного рычага. Открывая машину, вы тянете за ручку двери, тяга проворачивает рычаг открывания замка вправо. Он тянет за собой вправо промежуточный рычаг. А тот своим изогнутым краешком толкает собачку! (синяя стрелка) И – щелк! – замок открылся!
Но, когда при закрытой двери вы опускаете кнопку блокировки в салоне авто, или включаете центральный замок с брелока сигнализации, - то промежуточный рычаг опускается ниже (оранжевая стрелка на фото внизу) и при попытке открыть дверь он не давит на собачку, проскакивая под неё. И теперь для открывания двери нужно в первую очередь поднять промежуточный рычаг, т.е. разблокировать замок.
Вот мы и подошли к главному: почему же заклинивает замок двери?
Итак, давайте по порядку. Вы открываете дверь вашего автомобиля. Этот процесс нами усвоен: тяга от дверной ручки заставляет провернуться вправо рычаг открывания замка. Дверь открылась, после чего вы отпускаете дверную ручку. Под воздействием возвратной пружины ручка возвращается на место. То же самое должно произойти и с рычагом открывания замка. Вернуть его в исходное положение должна возвратная пружина рычага (она на фото выше справа). Но, рычаг застрял и не вернулся! Это могло произойти в силу целого ряда причин. Например, ослабление пружины, износ трущихся деталей, усиление трения из-за заусенцев, ржавчины или грязи. Наконец, банальное примерзание деталей замка после случившейся оттепели. Короче, рычаг открывания замка застрял в правом положении и не вернулся в исходную точку. Смоделируем ситуацию. (Фото ниже)
Вы не можете этого заметить, так как снаружи всё выглядит как обычно: дверь открылась, ручка вернулась на место. И если в этот момент вы, решив захлопнуть дверь авто, перед этим нажмете вниз кнопку блокировки двери (оранжевая стрелка), то промежуточный рычаг опустится вниз и его загнутый край окажется прямо напротив прорези собачки. (На фото в зеленом круге) Вот и пришла беда. Вы захлопываете дверь, собачка проворачивается влево и блокирует загнутый край промежуточного рычага. (На фото внизу обведено красным).
Всё! Замок «заклинило»! Он не откроется ни ключом, ни с брелока сигнализации. И даже поднять рукой кнопку блокировки изнутри салона у вас не получится. Собачка надежно заблокировала загнутый край промежуточного рычага. Поднять его в такой ситуации вы не сможете.
Теперь, чтобы открыть замок нужно забраться под обшивку двери и либо принудительно отодвинуть собачку вправо, либо вернуть рычаг открывания замка в исходное положение: это отодвинет влево и освободит промежуточный рычаг. Теоретически можно, конечно, попытаться стряхнуть застрявший рычаг замка подубасив по двери машины снаружи в районе замка, рискуя при этом помять кузов. Я пробовал – не получилось)).
Внимание! Важно! Хочу обратить ваше внимание на то, что заклинивание замка может произойти ТОЛЬКО при наступлении двух событий! Это во-первых: застревание рычага открывания замка в правом положении и во-вторых: если вы захлопываете дверь машины, предварительно нажав вниз кнопку блокировки замка на дверной панели. Только при таком порядке ваших действий может произойти заклинивание, то есть нажали вниз кнопку на двери и захлопнули. Любой другой порядок закрывания двери к заклиниванию замка не приведет.
Второе лирическое отступление. К сожалению, качество автомобильных запчастей зачастую не отвечает стандартным техническим требованиям. Из подобной ситуации с замком можно выйти по-разному. Например, купить новый замок. Но нет гарантии, что через полгода, как на моей машине, поломка не повторится. Я же, подумав, решил произвести ремонт замка, чтобы исключить данную проблему. И, поскольку в таких ситуациях придерживаюсь правила ремонта «чем проще- тем надежнее», я отремонтировал замок просто и смешно. Смотрите фото внизу.
Я совместил рычаг открывания замка и рычаг тяги, который давит при открывании на первый. Просверлил оба насквозь и соединил их медной проволокой (обведено красным). Теперь возвращению рычага на исходную помогает и возвратная пружина дверной ручки. А если не поможет и она, то я пойму это по дверной ручке, застрявшей в верхнем положении, и, прижав её рукой, верну все детали в исходные точки.
Ну, а что же тут смешного, спросите вы? Дело в том, что теперь при открывании замка двери изнутри салона, наружная дверная ручка повторяет движения сама по себе. Словно кто-то невидимый пытается открыть машину снаружи. Но, я подумал: пусть уж лучше человек-невидимка топчется у моей машины, чем я сам буду возле неё «исполнять танцы с бубном» с нетленным восклицанием: «Сим-сим, откройся, твою же медь!» Вот и все, друзья. Всем удачи! Помните: «Нет худа без добра!» Оставайтесь оптимистами!
P.S. Данная статья написана исключительно для «облегчения страдания» собратьям по рулю, попавшим в описанную выше ситуацию, и не является призывом к подписке на мой блог, который я не веду. Ваших отзывов или «вытянутых пальцев» будет вполне достаточно для удовлетворения моих авторских поползновений. Спасибо за понимание.