Найти в Дзене
ТЕАТРАЛОЧКА

Ловкий манипулятор или очень несчастный человек? О спектакле "Утиная охота" в Театре Вахтангова

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами очень непростой спектакль по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота" (1968 год). Это произведение не нашло отклик в душах современников и было открыто для широкого круга читателей и зрителей спустя годы после своего создания. "Почему?" - спросите вы. Потому что в Советском Союзе было не принято изображать героев, у которых нет никакой цели в жизни, которые мучаются, страдают, мечутся, изводя и себя, и все своё окружение, включая родных и друзей. Александр Вампилов ворвался со своим Зиловым в мир литературы, где годами процветали и учили жизни многие поколения читателей Павки Корчагины (Островский. Как закалялась сталь), Макары Нагульновы и Андреи Разметновы (Шолохов. Поднятая целина), Алексеи Мересьевы (Полевой. Повесть о настоящем человеке). Что объединяло этих героев: безграничная любовь и преданность Родине, готовность отдать свою жизнь во имя других людей и стремление к светлому будущему. У этих героев было не принято копаться
Оглавление

Манипулирование, будучи основным бедствием современного человека, универсально, бесконечно и вневременно! (Эверетт Шостром)

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня у нас с вами очень непростой спектакль по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота" (1968 год). Это произведение не нашло отклик в душах современников и было открыто для широкого круга читателей и зрителей спустя годы после своего создания. "Почему?" - спросите вы.

Потому что в Советском Союзе было не принято изображать героев, у которых нет никакой цели в жизни, которые мучаются, страдают, мечутся, изводя и себя, и все своё окружение, включая родных и друзей.

Александр Вампилов ворвался со своим Зиловым в мир литературы, где годами процветали и учили жизни многие поколения читателей Павки Корчагины (Островский. Как закалялась сталь), Макары Нагульновы и Андреи Разметновы (Шолохов. Поднятая целина), Алексеи Мересьевы (Полевой. Повесть о настоящем человеке). Что объединяло этих героев: безграничная любовь и преданность Родине, готовность отдать свою жизнь во имя других людей и стремление к светлому будущему. У этих героев было не принято копаться в себе и задавать себе вопросы: для чего я живу и ради кого? Они всегда знали ответы на эти вопросы. А тут появляется герой, абсолютно не совместимый с образом советского человека.

Кто же такой Виктор Зилов?

Обыкновенный русский молодой человек тридцати лет, красивый, статный. Имеет семью (женат уже шесть лет на прекрасной женщине - учительнице). Работает на непыльной работе в ЦБТИ (Центральном бюро технической информации). Мы встречаемся с нашим героем как раз в момент получения им отдельной квартиры. А это, извините, для людей, живущих в Советском Союзе, было значительным событием. То есть Зилов - человек абсолютно благополучный в материальном плане. У Виктора много друзей и даже есть любимое хобби - охота. А так же всегда есть деньги на выпивку, ресторан и… любовниц.

Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/indexphp_c3d.jpg
Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/indexphp_c3d.jpg

Все вроде хорошо. И тут начинается самое интересное: героя абсолютно ничего не привлекает в собственной жизни. Оказывается, что жену он давно не любит, работа его просто бесит, приходящие женщины ему абсолютно безразличны и приносят сиюминутное и сомнительное удовольствие. А друзья? Зилов считает, что друзья все притворяются и он для них абсолютно чужой человек, с которым можно лишь весело провести время и выпить. Материальные блага ему не нужны. У него не спокойна душа. Он чего-то хочет, но не знает чего. Всю пьесу он стремится на охоту, которая выступает как бы символом чего-то несбыточного, чего-то недостижимого. Создаётся впечатление, что, попав на эту Охоту, он дойдёт до какой-то черты, за которой изменится его жизнь и изменится несомненно в лучшую сторону. То есть Зилов не живёт, а находится в ожидании жизни.

Максим Севриновский в роли Зилова. Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/uo5_208.jpg
Максим Севриновский в роли Зилова. Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/uo5_208.jpg

Вот с таким героем знакомит нас Александр Вампилов. "Да, ему (герою) срочно к психологу надо", - скажете вы. И будете правы! К сожалению, в описанное автором время такой практики не было и людям приходилось самим справляться с собственными проблемами. У кого-то это получалось, кому-то помогали близкие люди, а кто-то не находил ничего лучше как… уйти из жизни, полностью разочаровавшись в ней. Были и такие случаи.

Виктор Зилов как раз стоит перед выбором: как поступить, если все опостылело?

Плохо то, что наш герой вовлекает в свои проблемы всех близких, начинает жестко манипулировать ими и обвинять во всех смертных грехах.

Максим Севриновский в роли Зилова. Полина Чернышова в роли Галины. Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/uo3_b66.jpg
Максим Севриновский в роли Зилова. Полина Чернышова в роли Галины. Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/uo3_b66.jpg

Что такое манипуляция с точки зрения современной психологии?

Это вид психологического воздействия, представляющий собой деятельность с целью изменить восприятие других людей при помощи скрытой, обманной, насильственной тактики в интересах манипулятора. Методы, которые используются при манипуляции включают в себя соблазнение, внушение, принуждение и шантаж. То есть человек хочет вызвать у своего оппонента чувство вины и переложить ответственность за свои поступки на другого.

Почему я начала разговор с вами именно с пьесы, а не сразу со спектакля? Потому что мне сначала захотелось познакомить вас с главным героем произведения или тому, кто знаком с ним, напомнить что же представляет из себя этот сложный и странный человек. И захотелось, чтобы вы задумались, какие были предпосылки в нашей стране для появления в литературе именно такой личности. Личности, не согласной с общими нормами поведения, личности, которой чужды общественные идеи, личности, которая начала задумываться о смысле и правильности своего существования.

После того как эту пьесу разрешили ставить на театральной сцене и снимать в кино, многие режиссёры делали попытки воплотить в жизнь идеи Александра Вампилова. Кому-то это удалось лучше, кому-то хуже.

В моём багаже две экранизации пьесы и два спектакля:

Художественный фильм "Отпуск в сентябре" с Олегом Далем в главной роли.

Фильм "Райские кущи"с Евгением Цыгановым.

Спектакль "Утиная охота" Московского Художественного театра имени Чехова с Константином Хабенским.

И спектакль "Утиная охота" на Симоновской сцене Театра имени Вахтангова с Максимом Севриновским, который я посмотрела недавно и впечатлениями о котором я хочу сегодня поделиться с вами.

Максим Севриновский в роли Зилова. Утиная охота. Фото с сайта: teatrtogo.ru: https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/10/lucysafonova-0919-1024x683.jpg
Максим Севриновский в роли Зилова. Утиная охота. Фото с сайта: teatrtogo.ru: https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/10/lucysafonova-0919-1024x683.jpg

В Театре Вахтангова за "Утиную охоту" взялся молодой тридцатилетний режиссёр Аскар Галимов. Премьера состоялась 27 сентября 2024 года.

Пригласив на заглавную роль Максима Севриновского, режиссёр был уверен в успехе своей постановки. Ещё бы! Максим Григорьевич может сыграть очень многое, но оказывается не все!

Я не так давно стала поклонницей этого талантливого актера, но он смог обаять меня мгновенно и не было ещё ни одного спектакля, где бы мне он не понравился. А тут вдруг - Упс! И спектакль не зашёл! Копалась в себе несколько дней, пытаясь понять причину. Максим Григорьевич очень добросердечный человек по своей натуре, но в "Ричарде третьем", например, смог перевоплотиться и с блеском сыграть "истинное зло". В "Генерале" "постарел" на двадцать лет и выдал такую боль, что души зрителей рвались на части. А вот роль потерянного человека, мечущегося скандалиста Зилова актеру, на мой взгляд, не совсем удалась.

А может режиссёр из-за молодости и небольшого жизненного опыта не смог до конца понять героя пьесы и нажать на нужные струны, чтобы достучаться до зрителей. Он даже вставил в свой спектакль сцены, которых нет у Вампилова: в воображении Зилова частенько возникают образы родителей, которые зовут его, разговаривают с ним и постоянно находятся в ожидании встречи с любимым сыном. Но лично мне этого все равно не хватило.

Для меня лучшим Зиловым остаётся Олег Даль (фильм "Отпуск в сентябре"), который наилучшим образом смог воплотить героя Александра Вампилова в кино. Может актёр был посильнее, а может потому что сам Олег не мог смириться со своей жизнью и по сути повторил путь своего героя. То есть прочувствовал трагедию такого человека изнутри. Он знал, как это играть, или просто проживал свою жизнь перед камерой.

В постановке Театра Вахтангова приняли участие:

  • Зилов - Максим Севриновский
  • Галина - Полина Чернышова
  • Дима - Данила Гнидо
  • Кушак - Сергей Пинегин
  • Саяпин - Виталий Иванов
  • Саяпина - Дарья Щербакова
  • Казаков - Клим Кудашкин
  • Вера - Анастасия Жданова
  • Ирина - Анна Чумак/ Альбина Абрамова
  • Отец - Андрей Зарецкий
  • Мать - Наталья Масич

Вроде бы замечательный актерский ансамбль. Все действуют слаженно и помогают друг другу, а магии не случилось, увы.

Максим Севриновский в роли Зилова. Данила Гнидо в роли Димы. Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/uo4_693.jpg
Максим Севриновский в роли Зилова. Данила Гнидо в роли Димы. Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/uo4_693.jpg

Кстати немного о Симоновской сцене: очень некомфортный зал, вытянутый и узкий с небольшим подъёмом. Видно плохо несмотря на то, что я сидела на пятом ряду. Головы впереди сидящих перекрывают большую часть сцены. Мне не понравилось! Причём то что зал сделан в виде лофта с кирпичными стенами, меня не напрягало. Даже практически полное отсутствие декораций в этом спектакле не расстроило. Для меня основное - это видимость. Я люблю комфортно расположиться и любоваться актерами с близкого расстояния.

Конечно, каждый читатель решает сам, кто такой Зилов: несчастный человек или подлец и манипулятор. И каждый зритель решает сам, идти ему на спектакль или нет. Я рекомендовать не могу, поскольку мне было скучно. Знаю точно, что героя я не осуждаю, но и жалеть мне его не за что. Какой-то полный штиль. Ни одна струна в моей душе не всколыхнулась, не была задета. Ушла пустая, без эмоций. Не зря я написала в начале: "Пытались поставить многие, но удалось далеко не всем!"

Максим Севриновский в роли Зилова. Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/uo1_830.jpg
Максим Севриновский в роли Зилова. Утиная охота. Фото с сайта: rg.ru: https://cdnstatic.rg.ru/resize800x533/uploads/photogallery/2024/09/30/uo1_830.jpg

По современным понятиям Зилов - это человек, как минимум, с какой-то моральной травмой, которую сам не осознает, но она здорово мешает ему жить и влияет на все его поведение. Понравилось высказывание одного критика о таких литературных героях, так называемых "лишних людях": "Печориных", "Онегиных", "Зиловых":

Им бы полечиться, а не парить мозг окружающим целыми столетиями

Спасибо за внимание!

Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Из распутников в праведники? О спектакле "Дон Жуан. Новый миф" в Губернском Театре

Великолепная четверка и вратарь! О спектакле "Идиот" в Театре имени Вахтангова

Служитель преисподней или недолюбленный ребенок? О спектакле "Ричард III" в Театре Вахтангова

Горький weekend вместо медового месяца: о спектакле "Медовый месяц в "Кукольном доме" в МТЮЗе

Двое из ларца, одинаковых с лица: о спектакле "Мертвые души" в Театре им. Вахтангова

Он будет все, как есть, по нашей мерке мерить: я приучил его своим глазам не верить! О спектакле "Тартюф" в Театре имени Моссовета