Найти в Дзене
Tabularussia

Бессознательное

Хочу остановиться на недостаточно раскрытой теме Бессознательного, а также «коллективного бессознательного». Философские, психологические, психиатрические и иные трактовки Бессознательного в целом сводят его к сфере психической деятельности сознания, промежуточной между Идеальным и Осознаваемым.

Фактически сфера Бессознательного:

– разделяет (но и связывает) «То»-Ничто, не имеющее каких-либо физически-материальных свойств и качеств, и различные аспекты чувственных ощущений и мышления человека, воспринимаемые им как жизнь во внешнем мире;

– выявляет из «того» Атмана-Пуруши «этого» Пурушу-Познающего (Мыслящего-«Я»);

– формируется множеством иерархически взаимосвязанных психоэнергетических процессов, в совокупности определяющих важнейшие законы и принципы существования сознания и бытия.

Исследователи Бессознательного правильно, хотя и в разных интерпретациях связывают его с психикой. Но практически все – только с психикой человека, и в этом состоит их ошибка.

Психические процессы, как действия сложной системы программ и команд, преобразующих энергию и информацию, – всеобщи и свойственны не только человеку, но любому сознанию вообще. А само оно – отнюдь не «случайное порождение материи», но исходная первопричина её возникновения и развития.

Учитывая не имеющую пределов Иерархию сознаний, порождающих друг друга и находящихся на разных ступенях «лестницы» состояний, сферу Бессознательного также необходимо рассматривать как иерархически организованную структуру психических энергий, процессов их взаимодействий и энергоинформационных преобразований.

В Философском Энциклопедическом Словаре (ФЭС) Бессознательное определяется как «совокупность процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта;… особая область психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания».

Не вполне верно. Бессознательное, под которым обычно понимаются отражающие и отображающие процедуры мышления, является необходимой частью сознания, хотя их действия не осознаются Мыслящим-«Я». В этом плане Бессознательное, как «область психического», неотделимо («не отличается») от сознания.

Кроме того, отдельные аспекты Бессознательного представлены в «явлениях сознания». Но – лишь в конечных восприятиях человека (подобно тому как на экране телевизора мы видим меняющиеся кадры – результаты информационно-преобразовательных программ, обеспечивающих его работу).

Лейбниц считал Бессознательное «низшей формой душевной деятельности, лежащей за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (чувственных ощущений)». Но так ли это?

С одной стороны, всё то, что воспринимается сознанием человека, а также принципы и механизмы его организации составляют незначительную часть не имеющей пределов иерархической структуры психоэнергетического («бессознательного») устройства Мироздания. В которой огромная роль принадлежит психике высших, Божественных сознаний, намного превышающей нашу в своих возможностях и состояниях.

С другой стороны, заложенная в человеке система автоматически действующих программ энергоинформационных преобразований (его бессознательное начало) имеет сложную внутреннюю, иерархическую структуру отношений, в которой люди ещё не разобрались. И говорить о ней как о низшей – ошибочно.

Скорее наоборот, именно осознанные восприятия и представления человека оказываются «низшими» (хотя и конечными), наиболее доступными ему «продуктами» бессознательного начала (в большинстве своём почти всегда неосознаваемыми, так как они мало кем могут контролироваться и управляться).

Кант отмечал связь Бессознательного с интуицией, чувствознанием. Это подтверждает отображающий характер Осознаваемого, его вторичность и своего рода «количественную ничтожность» по сравнению с возвышающимся над ним непостижимым Бессознательным.

Гербарт ввёл «динамическую характеристику Бессознательного». Согласно ей, «несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств». «Динамическая характеристика» касается той части бессознательного начала человека, которая определяет иерархическую структуру энергоинформационных преобразований и соотношений разных программ их реализации.

При этом «конфликт» связан с определёнными состояниями сознания индивида. Позволяющими ему резонансно воспринимать те или иные идеи сферы Бессознательного, отражая и отображая их посредством частотно-энергетических преобразований мышления и памяти в свои собственные идеи.

Этот «конфликт» выражается не столько в «несовместимости идей», внешних и внутренних, сколько в несоответствии их спектров частот и энергий. И зависит от знаний и сил человека, его возможностей воспринимать новые идеи или прятать их в глубины подсознания.

Представление Фрейдом Бессознательного «в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания», во многом справедливо. Однако здесь следует чётко понимать следующее. С одной стороны, «антагонизм» этот связан с отражающими и отображающими процедурами мышления, с принципиальным отличием порождаемых разумом образов, номенов, представлений и отношений от идеального «То», которое первично отражается и отображается.

С другой стороны, «могущество иррациональных сил» вызвано тем, что слишком уж несопоставимы с человеческими Силы (Умы), формирующие Бессознательное (сферу Идей, а также систему программ и команд нашего сознания). Но даже те «иррациональные силы» бессознательного начала человека, которые осуществляют энергоинформационные преобразования в его сознании, мышлении и восприятии, он ещё не познал и не научился ими толком управлять (в том числе «техниками психоанализа»).

Введённое Юнгом «понятие коллективного Бессознательного, идентичного у лиц определённой группы, того или иного народа, всего человечества», в значительной степени характеризует общность воспринимаемых идей и преобразовательных процессов (программ) у многих людей с точки зрения доступных их сознанию спектров частот и диапазонов психоэнергетики. А также – своего рода всеобщую информационно-энергетическую сеть сознаний (подобие Ноосферы или коллективного «Интернета»), образуемую за счёт психической и мыслительной деятельности человечества.

Она служит «библиотекой-каталогом», в которую заносится информация не только о знаниях, идеях и представлениях людей и стандартных моделях поведения, в большинстве своём бессознательно формирующихся, но также о состояниях их сознаний. (Точнее было бы говорить не об одной, а о множестве психоэнергетических информационных сетей.)

В заключение хочу остановиться ещё на одной цитате из ФЭС: «Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчленённое целое: в отличие от сознания в Бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. Вследствие этого в Бессознательном отсутствует произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов».

Во-первых. Является ли Бессознательное «формой психического отражения», и что такое психика? Как она соотносится с Бессознательным, и что из них первично?

Психика (психическое) – вовсе не «свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности», как утверждает ФЭС, и тем более не само это отражение. (С учётом предыдущей цитаты, Бессознательное оказывается «формой формы отражения», т.е. «маслом масляным».)

Я считаю, что под психикой можно понимать, с одной стороны, душу, точнее, «того» Атмана-Пурушу или иначе Божественное начало, как индивидуальный спектр частот и канал связи с трансцендентным «То»-Ничто. С другой стороны, – совокупность программ и команд энергоинформационных преобразований, которые однозначно задаются и определяются частотным спектром. И наконец, – психоэнергетические процессы, происходящие в сознании в результате действия этих программ и команд.

В итоге получаем Триаду психики, которую можно рассматривать как единство её причины, инструментов и следствий. Но где здесь Бессознательное? К нему, как промежуточной области между Идеальным и Осознаваемым (чувственно-материальным), в принципе относятся все три психические составляющие.

Бессознательное оказывается тождественным психике, хотя та шире и включает его в себя составной частью. Поэтому Бессознательное не может являться «формой психического отражения», а говорить о первичности либо вторичности его по отношению к психике – некорректно.

Рассуждая о Бессознательном, обычно упускают из виду не только душу и «То», как исходные его первопричины, но и иерархическую систему преобразовательных программ. И понимают под ним в основном совокупность психических процессов, которые не только отражают, но в гораздо большей мере отображают внешние идеи, формируя чувственные ощущения человека, а также структуру представлений и отношений его мышления.

Во-вторых. «Представлены» ли в Бессознательном «образ действительности и отношение субъекта к этой действительности как одно нерасчленённое целое»?

Здесь мы встречаем противоречие с первой цитатой из ФЭС, где Бессознательное определяется как «совокупность процессов, не представленных в сознании субъекта; особая область психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания». Теперь же появляется самосознающий субъект (Мыслящий-«Я»), в чьём мышлении возникает «образ действительности» (точнее, образы, которые нигде, кроме как в мышлении, возникнуть не могут), а также отношения к ней (к ним).

С одной стороны, получается, что процессы Бессознательного «не представлены в сознании субъекта и качественно отличны от явлений сознания», и прежде всего от образов, в нём возникающих. С другой стороны, в Бессознательном откуда-то берётся «отражаемая реальность, в отличие от сознания сливающаяся с переживаниями субъекта». Но что это за «реальность» такая, и кто тот «переживающий субъект, отличающийся от сознания», который её в себе отражает?

Строго говоря, в Бессознательном «отражаемая реальность» не может «сливаться с переживаниями субъекта», так как последнего там нет. Да и вообще, любые переживания, т.е. психоэмоциональные реакции человека, всегда возникают вслед за восприятиями «действительности» (или, говоря языком ФЭС, после «отражения реальности»).

Появляются и другие вопросы. Может ли быть мышление без Мыслящего, и может ли оно быть «бессознательным»? Являются ли не мыслящие живые существа (например, рыбы) разумными? Включает ли в себя сознание Бессознательное, или они разделены? Каков основной предикат (предписанное свойство) сознания (разума, субъекта)? Я полагаю, это – свобода выбора своих реакций за счёт анализа и сравнения разных вариантов.

На мой взгляд, путаница вызвана недостаточным пониманием того, что такое сознание, и не учётом первых двух составляющих психики и Бессознательного (души и системы программ и команд). Сознание – это единство психики и бессознательных процессов энергоинформационных преобразований. Оно проявляет и выражает себя в Осознаваемом – в иерархических структурах идей, представлений и отношений мышления. А также в субъективных отношениях человека к Мыслимому-бытию.

Что касается образов, то они есть порождаемые и воспринимаемые мышлением Нечто – промежуточные продукты Бессознательного, в той или иной мере осознаваемые Мыслящим»-Я». В дальнейшем они, посредством Бессознательного же, отображаются в номены и представления, идеи мышления. И всё это осуществляется за счёт иерархической структуры отношений (психоэнергетических преобразований) сознания.

Взаимосвязь образов и отношений – не однозначна. Здесь следует различать, условно, первичные, бессознательные отношения и вторичные, осознаваемые. Первичные отражают (порождают) образы и непрестанно отображают их. А вторичные отношения, которые понимаются человеком как осознанные и субъективные (хотя в значительной мере они остаются бессознательными), вызывают всевозможные его реакции.

Вместе с тем «психическое отражение» Бессознательным внешних идей, создающее на экране восприятий Мыслящего-«Я» виртуальное Мыслимое-бытиё («образ действительности»), всегда составляет «нерасчленённое целое» с (бессознательной) структурой отношений мышления, это бытиё формирующей.

В-третьих. «Сливается» ли «в Бессознательном, в отличие от сознания, отражаемая реальность с переживаниями субъекта»? – Нет, потому что никакой «реальности» в Бессознательном, вне и помимо воспринимающего сознания не существует. Она – не более чем иллюзия мышления.

А так как в Бессознательном отсутствует сознание, то нет и переживаний его. Поэтому в Бессознательном нечему «сливаться». Однако возможен и иной ответ на данный вопрос.

Дело в том, что Бессознательное можно рассматривать как необходимую часть сознания. – Совокупность процессов психоэнергетических преобразований, которые формируют структуры представлений и отношений мышления и осознаются Мыслящим-«Я» как «реальность» бытия и её «переживания».

А поскольку Бессознательное функционирует автоматически, то в тайне происходящих в нём процессов не выявленные ещё потенции «реальности» и переживаний, «в отличие от сознания», могут считаться «сливающимися».

Кроме того, отражаемая, а точнее, отображаемая реальность соединяется с переживаниями субъекта в каждый миг её восприятий. И именно переживания (отношения) делают то, что отображается (образы, номены, представления и отношения мышления), виртуальной «реальностью» его субъективного бытия.

И наоборот, подлинные мгновения отражения – образы, порождаемые первичными бессознательными отношениями на экране восприятий «здесь и сейчас», – никогда не «переживаются», так как на это просто нет времени. Переживания наступают позже, при анализе и синтезе мышлением хранящихся в памяти отпечатков уже исчезнувших образов.

В-четвёртых. Что понимается под «отсутствием в Бессознательном произвольного контроля осуществляемых субъектом действий и рефлексивной оценки их результатов»? Кто (или что) и кого (что) здесь должен контролировать? Бессознательное – субъекта?

Если Бессознательное (кажущееся нам таковым) может «произвольно контролировать» сознание субъекта и его действия, то оно оказывается вовсе не Бессознательным. Но наоборот – сознающим и контролирующим Сверхсознанием (причём гораздо более высокого уровня, чем контролируемый субъект), способным к «рефлексивной оценке», т.е. не только к отражению, но и отображению этих действий в своём Уме. А такой итог логического рассуждения приводит к констатации Божественного Присутствия.

Однако скорее всего в данном контексте под Бессознательным подразумевается система заложенных в человеке автоматически действующих энергоинформационных программ и команд. Тогда любые действия и отношения мыслящего субъекта (по крайней мере, считающего себя самосознающим), все его сознательные и бессознательные реакции, с одной стороны, автоматически отражаются в бессознательном начале благодаря иерархической структуре отношений, образующей множества положительных и отрицательных обратных связей.

С другой стороны, совершенный человек, познавший себя и обладающий достаточными силами и волей, способен не только контролировать своё бессознательное начало, но и управлять им, своими «переживаниями» и даже «отражаемой реальностью». Но это дано далеко не всем.