Программа сессии «Музыкальная лаборатория» для учащихся и преподавателей ДМШ и ДШИ это уникальные авторские мастер-классы С. Ю. Лихачева и теоретические занятия по Программе творческого музицирования «Авторская школа Юрия Лихачева». www.vvaschool.spb.ru
Программа творческого музицирования – «Авторская школа Юрия Лихачева» – полностью выполняет задачи ФГТ в пунктах Подбор по слуху и Сочинение, творчески развивает каждого ученика, делает обучение музыке комплексным – соединяет все предметы ДМШ, мотивирует у ребенка интерес к занятиям, помогает решить многие педагогические проблемы.
Программа творческого музицирования рекомендована как «Примерная комплексная Программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ».
Сложные вопросы, постоянно стоящие перед учениками, преподавателями и администрацией музыкальных школ
- Станет ли музыкантом-исполнителем выпускник музыкальной школы? Существует огромное количество профессий, где требуется музыкальное образование, но не нужно играть сольную программу. Солист, оркестрант, дирижер, преподаватель, концертмейстер, аккомпаниатор, аранжировщик, звукорежиссер, музыкальный редактор, экскурсовод с музыкальный музей, продавец в музыкальный магазин, библиотекарь в музыкальную библиотеку и т. п.
- Почему дети бросают музыкалку? Каковы причины?
- Сольфеджио учим для кого и для чего?
- Гаджеты и интернет. Враги или друзья?
- Репетиторы и частные музыкальные школы – конкуренты государственному образованию?
- Где находить новый репертуар для учеников?
- Как найти мотивацию для занятий музыкой?
Практические и теоретические занятия в «Музыкальной лаборатории»
Главная задача – умение слышать музыку, умение играть не только по нотам, но и без нот.
- Специальный инструмент – гармонический анализ пьес. Как показывает практика, исполнители на струнных и духовых музыкальных инструментах не слышат смену гармонии в пьесах, которые они учат месяцами. А если с педагогом или самостоятельно изучать гармонию, то возникает навык для подбора по слуху незнакомых мелодий.
- Сольфеджио вокруг нас – каждого человека окружают знакомые мелодии. Умение услышать гаммы, интервалы, аккорды сделает сольфеджио помощником в жизни, а успеваемость улучшится.
- Подбор по слуху. Развитие мелодического, гармонического, ритмического слуха.
- Транспонирование.
- Игра по цифровке. Современные ноты песен и популярных мелодий записываются универсально для удобства игры на любом инструменте: строка мелодии с цифровкой. И надо уметь, пользуясь знаниями музыкальной грамоты с уроков сольфеджио и специальности, сыграть аккомпанемент в характере музыки, сочинить подголосок и второй голос для аранжировки на ансамбль, сделать модуляцию.
- Аккомпанемент хору: игра песен по цифровке.
- Сочинение. Досочинение готовой мелодии, сочинение на стихи и на заданный образ, коллективное сочинение.
- Импровизация. Индивидуальная и коллективная импровизация.
- ОКФ и не только. Общий курс не только фортепиано, но и любых муз. инструментов: гитары, ударных и т. д. А когда учителем становится сам юный музыкант, то это совсем другая мотивация для занятий.
- Баян. Изучение конструктивных особенностей клавиатуры для подбора по слуху, транспонирования, изучения теории музыки. В левой клавиатуре гениально спроектирована система соотношения нот и тональностей, с помощью которой абсолютно легко понимается и запоминается кварто-квинтовый круг и многие другие теоретические понятия музыкальной грамоты. В правой – освоение всех видов гамм, построение интервалов и аккордов.
- Игра в ансамбле и оркестре, пение в хоре, чтение стихов – сценический и концертный опыт необходим юному музыканту.
- Уникальный репертуар. Творческие работы выпускников Программы – оригинальный репертуар для различных инструментов и составов ансамблей и оркестров.
- Коллоквиум. В Программах по всем музыкальным инструментам «Авторской школы Юрия Лихачева» это обязательный пункт для выпускников. Нужно уметь рассказать о своем музыкальном инструменте, об известных исполнителях на нем, знать о музыкальной жизни своего региона. На «Музыкальной лаборатории» С. Ю. Лихачева происходит знакомство с творчеством музыкантов, внесших новое звучание и новые элементы в музыку – В. В. Андреев, А. Пьяццолла (A. Piazzolla), Р. Гальяно (R. Galliano) – Н. Педерсен (Niels Henning Orsted Pedersen), Джако Пасториус (Jaco Pastorius), Оскар Питерсон (O. Peterson).