Кэптен Дэвид Марке служил командиром многоцелевой подводной лодки USS Santa Fe (SSN-763) класса «Лос-Анджелес» , превратив её из худшей в самую успешную на флоте. Поэтому можно с уверенностью сказать, что он знает своё дело.
Вот что он заметил о некоторых американских фильмах про подводников и в частности подводников советских. А мы сравним, что было на самом деле и как это преподнесли американские киношники.
"Охота за "Красным Октябрём".
В своё время фильм можно было посмотреть в интернете, не знаю, как сейчас, но подробное изложение сюжета вполне доступно. Я лично фильм не смотрел, но осуждаю™. Достаточно ознакомиться с сюжетом, типичный голливудский экшен.
Но Марке это не волнует, он лишь утверждает, что Шон Коннери и Скотт Гленн точно передали образы кэптена Марко Рамиуса и коммандера Барта Манкузо. Они «круты как угорелые», и Марке подтверждает, что «именно такими и должны быть командиры подводных лодок».
После того, как Джек Райан (Алек Болдуин) и другие члены экипажа USS Dallas (SSN-700) поднимаются на борт "Красного Октября", слышится приближающаяся к подлодке торпеда. Один из русских восклицает: «Американцы снова по нам стреляют», на что офицер Рональд «Джонси» Джонс (Кортни Вэнс) отвечает: «Тон слишком высокий; торпеда русская». Марке утверждает, что это действительно так, поскольку звук торпеды у каждого типа немного отличается.
Однако «Охота за «Красным Октябрем» не лишена недостатков по его мнению, например, Коннери приказывает реактору достичь 115 процентов, на что Марке вносит поправку, говоря, что можно достичь только 100 процентов — и не больше.
И дает «Охоте за «Красным Октябрем» довольно положительную оценку 8/10.
"Багровый прилив". Действие фильма происходит на борту подводной лодки USS Alabama (SSBN-731), шестой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами класса «Огайо» .
ВМС отказали им в помощи, когда начались съемки. Причиной этого стала суть сюжета: морскому начальству не понравилась идея изобразить мятеж на борту американской подводной лодки. Хотя в истории ВМС США случались подобные мятежи, служба официально заявляет, что на борту американского корабля мятежа никогда не было, и это, конечно же, не способствовало показу мятежа на большом экране.
Кратко - командир подлодки США получает приказ нанести ракетный удар по СССР в связи с определёнными событиями на его территории. Начинается подготовка к атаке, но тут приходит другое сообщение, которое не удаётся расшифровать. Старпом, негр, само собой, требует принять все меры, чтобы всё-таки установить связь с командованием. Кэп не желает терять времени, короче начинается заваруха с захватом власти и взаимными попытками ареста, команда тоже разделяется на две половины. Много чего там происходит, но войны таки удаётся избежать.
На самом-то деле, пишут американцы, сюжет фильма «Багровый прилив» был вдохновлён реальной попыткой мятежа на подводной лодке во время Карибского кризиса . Главное отличие фильма от реальных событий заключалось в том, что мятеж произошёл на советской, а не на американской подводной лодке.
Действительно, во время Карибского кризиса советские подлодки были поставлены американцами в сложнейшие условия. Подробнее, причём и с американской стороны, я описал в статье, ссылка на которую в конце.
А тогда подлодка Б-59, которой командовал капитан 2 ранга Валентин Григорьевич Савицкий (более поздний снимок) отчаянно старалась оторваться от преследования
Старшим на борту был начальник штаба 69-й бригады, в которую входили все четыре лодки, участвовавшие в операции, капитан 2 ранга Василий Александрович Архипов. В звании капдва я нашёл только одну его фотографию, на которой он стоит чуть сзади товарищей.
Затравленная многократно превосходящими силами американской ПЛО, лодка пыталась скрыться в глубинах, но это никак не удавалось. Американцы сбрасывали взрывные устройства, мало отличавшиеся по звуку от глубинных бомб и непрерывно поддерживали с ней гидроакустический контакт.
Закрадывалась мысль - а не началась ли уже полномасштабная война? Однако связаться со штабом не было возможности. В конце концов. исчерпав запасы воздуха и энергии батарей, лодка всплыла.
Вот что вспоминал бывший командир минно-торпедной боевой части подводной лодки кап. 1 ранга в отставке А.В. Леоненко. Он пишет: «Но только тогда, когда в аккумуляторах вместо электролита стала плескаться водичка, и запас электроэнергии в батарее полностью иссяк, было принято решение всплывать. Я был вызван в центральный пост, где командир корабля приказал мне следовать в 7-й отсек, приготовить торпедные аппараты к выстрелу, о выполнении приказания доложить, вернувшись в центральный пост. Он сказал, что только после этого будем всплывать. В кормовых аппаратах находились электрические самонаводящиеся торпеды для самообороны.
С прибытием в отсек я дал приказание: «Аппараты приготовить к выстрелу!» Командир торпедной группы старший лейтенант В. Ляшецкий молча замер с удивлением в глазах. После небольшой паузы командир отделения торпедистов старшина 2-й статьи Калита заявил мне, что это уже война, а мы должны быть дома, нас ждут невесты. Конечно, выполнить мероприятия по боевой тревоге — это привычные отработанные действия, а вот применить оружие и получить противодействие от противника, когда под килем километровые глубины, это воздействует на психику каждого человека по-разному. Пауза закончилась, когда пришлось употребить не совсем литературные выражения. Личный состав «молниеносно» выполнил свои действия, торпедные аппараты были приготовлены к выстрелу. Дал указания о заполнении их водой по команде «Товсь» и убыл в центральный пост. Доложил командиру корабля о готовности к стрельбе.
С глубины 30 метров аварийно продули балласт, и лодка всплыла в позиционное положение. За бортом тёмная южная ночь Начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Архипов, командир подводной лодки и вахтенный сигнальщик поднялись на мостик. И тут началось. Самолёты ПЛО США с включенными прожекторами заходили на бреющем полёте с правого борта по кругу и, подлетая к борту корабля, открывали стрельбу из своего оружия такой силы, что в центральном посту от грохота канонады заглушалась голосовая связь. Командир подводной лодки командует: «Срочное погружение! Торпедные аппараты №1 и №2 приготовить к выстрелу!».
Команда уже предназначалась первому отсеку, а в аппарате №1 находилась торпеда с ядерным зарядом.
В это время, спускаясь вниз, сигнальщик застрял вместе с прожектором в шахте верхнего рубочного люка, чем задержал командира (командир всегда спускается с мостика последним ).
Начальник штаба, заметив, что американский эсминец начал вызывать нас прожектором на связь, скомандовал отменить погружение. Эсминец запросил «Чей корабль?» Дали ответ: «Корабль принадлежит СССР. Прекратите провокацию!» Американцы передали, что не поняли нас, и наш ответ мы повторили. Спустя некоторое время стрельба и полёты самолётов прекратились» [Леоненко].
Как видим, начальник штаба бригады действительно проявил выдержку и разрядил обстановку. Можно допустить и то, что командир подводной лодки вгорячах скомандовал «Торпедные аппараты №1 и №2 к выстрелу приготовить». Хотелось бы получить документальное подтверждение этой команды, но нам кажется такого документа мы никогда не увидим. Аудиозаписи тогда не велись, а черновой вахтенный журнал, в котором наиболее подробно фиксировалось карандашом всё, что происходит, через определённое время подлежал уничтожению. В чистовой же вахтенный журнал командир подводной лодки не должен был позволить сделать запись, подтверждающую нарушение им установленного порядка применения ядерного оружия без разрешения из Москвы.
Позже Архипов был признан человеком, предотвратившим ядерную войну. (От себя добавлю, что не уверен, будто потопление одного эсминца, пусть и ядерной торпедой, стопроцентно гарантировало начало такой войны). В любом случае Архипов проявил недюжинное здравомыслие и самообладание.
А теперь оценим - можно ли то, что происходило на борту Б-59 назвать мятежом? Вот и кэптен Марке считает, что нет, и оценил фильм всего лишь на 4/10.
Василий Александрович Архипов впоследствии
Самое интересное, что ему довелось участвовать и в другом событии, также ставшим сюжетом американского фильма.
Фильм называется "К-19: Вдоводел". Эту лодку преследовали многочисленные аварийные ситуации, сопровождавшиеся гибелью не только личного состава, но даже и заводских рабочих.
Но фильм посвящён одной из них.
Летом 1961 года Архипов участвовал в походе «К-19» в качестве дублёра командира. Им был капитан 2 ранга Николай Владимирович Затеев
4 июля на лодке произошла авария, угрожавшая разрушением ядерного реактора. Экипаж проявил огромное мужество, катастрофа была предотвращена, но люди получили большие дозы радиации. Всего в результате аварии погибло восемь моряков, включая Бориса Корчилова, первого вошедшего в реакторный отсек после аварии. Многие выжившие подводники получили бóльшие дозы радиации, чем пострадавшие во время Чернобыля.
В итоге лодку удалось спасти, избежав ядерной катастрофы с непредсказуемыми последствиями.
И вроде бы американцы в своём фильме отдали дань мужеству наших подводников. Роль командира играл Гаррисон Форд
Но это же Голливуд! Не обошлось без бунта части команды, острых ситуаций на этой почве. Одно время бывшие члены экипажа подлодки планировали подать на кинокомпанию в суд за искажение фактов. Но когда у нас получалось что-либо подобное?
А что же наш Марке? Тут он на высоте.
По фильму после аварии реактора командир сообщает экипажу, что может произойти взрыв, который детонирует ядерные боеголовки на борту. Марке тут же поправляет ситуацию: «Нет, реакторы не взрываются. К сожалению, это лишь укрепляет миф о том, что нам нужно бороться с ядерной энергетикой, что реакторы чем-то похожи на ядерное оружие и что реакторы могут взрываться так же, как и ядерное оружие».
Марке объясняет, что реактор не взрывается, однако может расплавиться. Если бы он взорвался по какой-то странной причине, вероятность детонации ядерного оружия равна нулю. Оно разработано так, чтобы не детонировать от внешних взрывов, а только при соблюдении определённых алгоритмов.
Фильм "К-19: Вдоводел" получает крайне низкую оценку 0/10. Как объясняет Марке: «Это не только совершенно нереалистично, но и увековечивает некоторые из неконструктивных мифов об атомной энергетике».
Зато он очень высоко оценил за реалистичность происходящего немецкий фильм "Das Boot", выставив ему 10/10.
И даже "Симпсоны" не прошли мимо его внимания. В одной из серий Гомер, (я, кстати, нашёл её и просмотрел), чтобы поправить финансовые дела, поступает на службу на подводную лодку. На прощание перед походом сын дарит ему недавно купленную серьгу
На лодке происходит авария, большое поступление воды, все в а... трансе, но Гомер отважно кидается в трюм, находит течь
Под рукой не находится ничего более подходящего, чем эта серьга, ею он и затыкает течь
Лодка спасена.
Марке вполне серьёзно разбирает данный случай. По его словам, струя будет «сильнее, чем из любого водомёта, который вы когда-либо видели, а на экране вода струится, как из слабого садового шланга». Когда Гомер решает проблему, просунув в дыру серьгу, бывший командир подлодки может сказать только «нет».
По словам Марке, «самое реалистичное во всей этой сцене — это парень под водой, пьющий пиво». Вот этот момент - Гомер уже гребёт наверх, а его сослуживец решил перед смертью хоть пивка накатить
Таким образом, эта серия « Симпсонов» получает довольно низкую оценку — 3/10.
******
А это обещанные статьи
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
...................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4