Поговорили с актером о ностальгии, смене формата, развитии персонажей и будущем ситкома через десять лет.
Прошло почти двадцать лет с тех пор, как зрители впервые увидели на экране Рому Букина — обаятельного и вечно попадающего в нелепые ситуации подростка из сериала «Счастливы вместе». В перезапуске сериала «Букины» герой повзрослел, обзавелся женой и ребенком, но остался все тем же.
По случаю выхода на ТНТ второго сезона «Букиных» мы поговорили с Александром Якиным о возвращении в ставшую культовой квартиру, трудностях жанра ситкома и о том, каким отцом стал Рома.
— Александр, как вы пару лет назад восприняли новость о продолжении «Букиных»? Были сомнения — или сразу согласились участвовать?
— Для меня это стало неожиданностью. Но я понимал, что сейчас многие проекты перезапускаются — «Папины дочки», «Молодежка»… Значит, такая тенденция, и я подумал, почему бы и нет?
Я встретился с продюсерами, послушал их идеи, и стало ясно: будет суперкруто. Было интересно увидеться с ребятами-актерами, с кем-то мы не виделись аж с момента окончания съемок, то есть более десяти лет.
— Вы впервые сыграли Рому в 15 лет. Что вы почувствовали, осознав, что снова будете исполнять эту роль почти 20 лет спустя?
— Даже не помню, что я почувствовал. Если честно, я отнесся к этому как к работе. Было важно вспомнить, как играть в ситкоме. Первый сезон «Букиных» был сборной солянкой и жанров — и драмеди, и мелодрама, и юмор. А второй — уже классический ситком. И вот перед ним, перед началом съемок я, конечно, почувствовал небольшое волнение, потому что давно не играл в ситкомах, это все-таки специфический жанр, гипертрофированный.
Но стоило выйти на площадку, сделать пару репетиций и дублей — и все вернулось. Как будто и не было перерыва.
— Насколько Рома отличается от подростка, которого зрители полюбили в «Счастливы вместе»? И как вы работаете над тем, чтобы сохранить узнаваемость персонажа, но при этом показать его взросление?
— Ну, слушайте, тут все просто. Рома в первую очередь изменился внешне — как и я. Но не могу сказать, что Рома как-то сильно поменялся внутренне. По сути он остался тем же. В ситкомах герои почти не эволюционируют — это особенность жанра. Если в драмах, комедиях, драмеди есть арка персонажа и от начала к финалу он должен трансформироваться, то в ситкомах герои не меняются, в этом фишка.
Поэтому Рома не слишком отличается от самого себя в подростковом возрасте, у него те же интересы, та же наивность, просто теперь есть жена и ребенок. И опять он попадает в эти нелепые ситуации, как и подросток 15 лет назад. Не знает, как себя вести с ребенком, но все же старается быть хорошим отцом.
Хотя, наверное, Рома все-таки стал чуть-чуть посерьезнее, чем раньше. Но совсем чуть-чуть.
— Что для вас стало самой большой неожиданностью на съемочной площадке второго сезона?
— Наверное, то, что к проекту вернулись не только прежние актеры, но и съемочная команда: режиссер Шабан Муслимов, писавший адаптацию американского проекта «Женаты и с детьми», операторы. Те же люди, с кем мы снимали «Счастливы вместе». Было ощущение, что мы просто переместились назад во времени. Те же декорации, тот же павильон, те же четыре камеры. Приятное дежавю.
— За эти годы между вами и другими актерами что-то изменилось, или все вернулось, будто перерывов не было?
— С кем-то мы общались все это время — например, с Пашей Савинковым, который играет Толика Полено, мы вместе заняты в спектаклях, близко дружим и часто видимся вне работы. С Витькой (Гена Букин) реже общаемся, но тоже нет-нет, да пересекаемся.
С Наташей (Даша Букина) не виделись с момента завершения съемок, но на площадке все быстро стало по-прежнему. Такое ощущение, что не 10 лет прошло, а максимум пара.
— Вы следили за реакцией зрителей на первый сезон «Букиных»? Если да, что из отзывов запомнилось особенно?
— Нет, я не читаю комментарии. Поэтому и запомнившихся отзывов нет.
— Как вы думаете, каким все-таки родителем будет Рома?
— Как я уже отметил, он старается быть хорошим отцом, но у него это выходит нелепо, забавно, потому что это Рома Букин. Главное, что движение в сторону «идеального папы» у него есть, и это похвально для Ромы. Я больше скажу, мне кажется, что Гена по итогу будет хорошим дедом, а Даша — хорошей бабушкой. Но это, возможно, раскроется в третьем сезоне, если он будет.
— Когда вы снова вошли в ту самую квартиру Букиных, что почувствовали? Это было похоже на возвращение домой?
— Это было прикольное ощущение. Мы работали в таком же павильоне без окон и дверей, как в предыдущих сезонах «Счастливых вместе». В нем темно утром и вечером, и ты не знаешь, что там — на улице — снег, дождь, солнце, тучи? Натурных съемок у нас не было, как и других интерьеров, кроме павильона, мы все снимали в одном месте.
И смеховая группа такая же — не те же самые люди, конечно, но тот же смех во время дублей, который подстегивает нас своим эффектом театральности. А еще он нужен, чтобы мы выдерживали паузы для последующего наложения закадрового смеха. Да даже гримерки были почти такие же, как раньше. В общем, вернуться на 10 лет назад — это классный экспириенс.
Но, конечно, для меня это не было возвращением домой. Я всегда помню, что это не мой дом — я на работу приезжаю.
— Как вы работаете с молодыми актерами, которые теперь приходят в проект? Есть ощущение, что вы стали для них старшим товарищем?
— Нет, мы работаем на равных. Вот, например, Альбина, которая играет жену Ромы Зою, — у нас с ней партнерство. Нет такого, что я старший товарищ, а она с открытым ртом слушает все, что я говорю, и впитывает это.
Мне кажется, в этом и крутость актерской профессии: ты даже со взрослыми и матерыми артистами работаешь на равных. Так и происходит, когда на площадке царит здоровая атмосфера. Как у нас в «Букиных».
— Есть ли у вас какие-то профессиональные ритуалы перед съемочным днем, помимо сна и отдыха?
— Я всегда учу текст — это база. Для съемок в «Букиных» бреюсь каждое утро перед сменой, потому что это нужно для роли. Вот такие ритуалы.
— Вам комфортно ассоциироваться у многих с Ромой Букиным спустя столько лет? Или хочется, чтобы зрители видели и другие ваши амплуа?
— Да нет, я спокойно к этому отношусь. Я знаю, что все равно у многих людей ассоциируюсь с Ромой Букиным, и это не плохо. Разные амплуа мне удается реализовать в других проектах. Был хороший сериал «80-е», там у моего героя Вани совсем другой типаж. В «Физруке» тоже была забавная роль. А осенью на ТНТ выходит сериал «Кукушкин» — опять новый образ, не похожий ни на Рому, ни на Ваню. Так что у меня есть возможность пробовать себя в разных ролях.
— Какой момент второго сезона для вас стал самым эмоциональным — в кадре или за кадром?
— Наверное, когда впервые вошли в павильон и увидели декорации. Был такой флэшбэк в прошлое. А вообще все прошло легко, весело, интересно.
— Если бы вам предложили сыграть Рому еще через 10 лет — согласились бы? Каким вы его представляете тогда?
— Почитал бы сценарий, послушал бы предложения режиссера, продюсеров, как они это видят. Если бы идея была интересной — почему нет? Сейчас таких классических ситкомов, как «Букины», почти не делают. А у этого проекта есть особая «картонность» — в хорошем смысле, театральность, наивность, условность, которые его выделяют.
Поэтому я вписался бы в такой проект еще через 10 лет. Возможно, тогда будет бум ситкомов. Кто знает? А может, я вообще не буду актером, а стану режиссером или продюсером. Или буду велосипеды ремонтировать, мастерскую свою открою…
Каким я представляю Рому через 10 лет? Ну, Рома еще на десятилетие старше, наверное, будет уже лысеньким.
Читайте также:
Наталья Бочкарева: «Рождение детей — невероятный источник энергии и вдохновения»
Феномен «Букиных»: почему нам нравятся неидеальные герои и зачем мы смотрим новый сезон сериала