Найти в Дзене
Томикс

Школам Владимирской области по-прежнему не хватает учителей

Оглавление

И их дефицит, если говорить прямо, практически не меняется. Такой пессимистичный вывод можно сделать из пресс-конференции регионального министра образования и молодежной политики Светланы Болтуновой.

С недавних пор стал более взыскательно относиться к публичным заявлениям уроженки города Владимира, уважаемой Светлане Анатольевне. По-другому не позволяет ее служебный статус и послужной список.

Посудите сами: кандидат экономических наук, председатель регионального отделения общества «Знание», «Почетный работник общего образования РФ». По итогам 2024 года заняла 64 место в рейтинге самых влиятельных людей Владимирской области. Поэтому и спрос с нее должен быть по самому высшему разряду.

Тем более, когда речь заходит о точных цифрах и фактах, разумеется, со скидкой на закрытую служебную информацию.

Достоверна ли официальная статистика?

Это предисловие делаю не случайно. Поскольку в мае текущего года при подготовке очередной публикации, при мониторинге дефицита учителей в регионе-33, обнаружил большие расхождения в данных министерства во главе со Светланой Болтуновой.

Позволю себе напомнить о сделанных неожиданных «кадровых открытиях образовательного ведомства» и обратиться к обзору своих предыдущих публикаций. Приведенные данные взяты исключительно из первоисточников за прошедшие два года.

-2

Светлана Болтунова. Фото avo.ru

Так вот, все началось с официальной статистики регионального правительства, казалось бы, о реальном дефиците учителей во Владимирской области. Она мне сразу показалась очень странной и неубедительной, так как цифры наглядно опровергали друг друга. Думал один такой подозрительный. Оказалось, что нет (см. публикацию «Школы Владимирской области с 1 сентября перейдут на единое расписание занятий» на сайте «Томикс» от 21 апреля текущего года).

Еще в феврале такими же сомнениями в достоверности методики Росстата по определению подлинного дефицита школьных учителей, как сообщало РИА «Новости», поделилась первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова и обратилась за разъяснениями в федеральное ведомство.

«Дефицит учителей – это серьезная проблема, которая напрямую влияет на качество образования наших детей, — пояснила свою позицию госпожа Лантратова. — Замалчивать ее нельзя. Нужен честный и открытый анализ ситуации, чтобы разработать эффективные меры для привлечения и удержания педагогических кадров в школах».

Полностью разделяю такую озабоченность депутата. А вот разделяет ли ее уважаемая министр Светлана Болтунова?

Напомню: летом 2023 года в прямом эфире ЦУРа, по сообщению «Комсомольской правды» от 20 июня, глава ведомства назвала обескураживающую цифру дефицита 790 педагогов. И, прежде всего, учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики и иностранных языков. Тогда эксперты посчитали прозвучавшую информацию вполне достоверной: авторитет руководителя ведомства был безупречен.

-3

Светлана Болтунова в эфире ЦУР Владимирской области. Источник KP.RU Владимир. Автор Виктория Суханова

Однако, похоже, в «белом доме» посчитали иначе и применили типичную в таких случаях «корректировку» показателей. Разумеется, в сторону уменьшения данных дефицита, чтобы исключить недовольство федералов и вписаться в рамки среднестатистических данных по стране. В прежние годы такой подход называли «потолочным», а сейчас «оптимизацией».

Через год Светлана Болтунова, видимо, сделала выводы, прозвучавшие сверху, и на пресс-конференции, по сообщению официального «белодомовского» издания «Владимирские ведомости» от 29 августа 2024 года, назвала цифру дефицита преподавательских всего в 189 человек (100 из них – это учителя). Фантастика: только за один год, по логике уважаемого министра, каким – то непостижимым образом нехватку педагогов в регионе-33 удалось сократить… в 4,1 раза (?!) Хотелось бы бы узнать секрет такого кадрового достижения.

Ситуация с реальным дефицитом учителей обрела почти детективный характер после публикации пресс – службы «белого дома» об итогах «круглого стола» 5 февраля текущего года в региональном правительстве на тему обеспеченности кадрами областной системы образования.

«В 2024 году в школах не хватало более 280 педагогических работников, в том числе — 130 учителей», — заявила на мероприятии первый замминистра образования Светлана Арлашина.

И тем самым, еще больше породила вопросов на эту тему и по сути опровергла версию с дефицитом кадров своего шефа, озвученную Светланой Болтуновой в августе 2024 года (тогда речь шла о 189 педагогов и 100 учителей).

-4

Фото: granmax.ru

Кто из них лукавит больше?

Через месяц, 11 марта 2025 года Светлана Болтунова на встрече с местными журналистами опять затронула тему дефицита кадров в сфере образования. Отвечая на вопрос, сколько учителей все — таки не хватает, министр, похоже, была вынуждена продублировать скорректированную цифру в 230 человек. Получился рост дефицита за шесть месяцев на 21,6% (см. публикацию «Кадровый дефицит учителей в «белом доме» засекретили» на сайте «Томикс» от 5 мая текущего года).

И все – таки, в чем причины нехватки учителей?

5 августа текущего года от Светланы Болтуновой ждали очередной кадровой статистики. На этот раз Светлана Анатольевна , похоже, решила не давать математически точных данных о дефиците учителей, а ограничилась обтекаемой фразой о нехватке чуть более двухсот человек (прежде всего — учителей начальных классов). Отсюда делаем вывод — похвастаться фактически нечем и дефицит сохранился на прежнем уровне. Но уж лучше так, чем сотрясать воздух виртуальными рекордами. Все равно никто в них не поверит.

Но была более конкретна в кадровых перспективах. С 2020 года заключено 536 целевых договоров, что позволит привлечь молодых специалистов (получается, «новобранцы» из призыва губернатора Владимира Сипягина). Еще 53 педагога удалось «сагитировать» в рамках проекта «Педагогический туризм» (честно скажу, деталей не знаю). И самое большое пополнение за три года — пришли 833 выпускника педагогических ВУЗов и колледжей (в среднем 277 специалистов ежегодно). Правда, остались работать в школе не все, а только 80 с небольшим процентов.

Если суммировать всех новичков, то дефицит должен был сократиться, а не топтаться фактически на месте. Что опять наводит на мысли о манипуляции с отчетными цифрами официальной статистики. Но пока поверю Светлане Болтуновой на слово.

-5

Михаил Мишустин и Анзор Музаев. РИА Новости. Автор Дмитрий Астахов

Между тем, 6 августа премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с главой Рособрнадзора Анзором Мазаевым назвал прежнюю административную нагрузку на учителей безобразием.

«Регулярно мы с вами сверяем часы по снижению административной нагрузки на учителей. Потому что это было безобразием, когда учителя фактически тратили больше времени на заполнение разных формуляров, чем на непосредственный контроль за уроками, на методологию и преподавание», — сказал он (см. публикацию «Учителям Владимирской области теперь не надо будет заниматься безобразием» на сайте «Томикс» от 6 августа текущего года).

Может быть, по причине этого «безобразия» многие выпускники педагогических ВУЗов и не хотят работать в школах? Однако в своем выступлении на пресс-конференции министр Болтунова эту злободневную тему не затронула.