Доброго времени суток, коллеги! Незаметно пролетело лето. У меня осталось немного отпуска и мы отправляемся в очередной речной круиз с семьями. А это значит опять перерыв в модельных делах и в публикациях на моем канале. Наверное поэтому сегодня как раз самое время рассказать об истории легендарного танка, мощнейшего в мире на момент создания - тяжелого танка КВ-2. Танк поистине легендарный, как по мне, так просто прорыв в советском танкостроении, но к сожалению, быстро ушедший с полей сражений.
Итак, в конце 30-х годов было принято решение о четкой классификации и принятии на вооружений Красной Армии танков. Среди прочих был и тяжелый танк прорыва. Собственно, как ни странно, но дальним родственником КВ-2 можно назвать Т-35. Именно с него сначала была взята концепция для разработки нового танка СМК. В результате всяких экспериментов и мытарств, башню оставили одну - получился танк КВ. О нем я уже писал неоднократно. Например тут. В сентябре 1939 года танк вышел на испытания. Недостатков было много, их методично исправляли и тут началась советско-финская. Наши войска сразу же столкнулись с необходимостью прорыва очень хорошо укрепленных линий обороны. Многие знают про линию Маннергейма, а ведь перед ней была еще линия так называемого предполья. Все это вместе с бетонными надолбами против танков, минными полями и колючей проволокой нужно было штурмовать нашим дедам и прадедам.
С первых же боев стало понятно, что на одном "Ура" и лихой штыковой атаке финнов не сломить. Потери были большими, артиллерия калибром до 76 мм не справлялась с подавлением огня дотов, разбиванием надолбов для прохода танков. Нужно было что-то мощнее. А как раз в это время уже год как стояла на вооружении 152-мм гаубица обр.1938 года (она же М-10). Теоретически ее можно было как-то впихнуть в танк.
Поэтому 14 января 1940 года знаменитому конструктору Ж.Я Котину и менее известному Н.В.Федорову поручили спроектировать штурмовой танк для разрушения финских ДОТов с калибром не менее 152 мм. Как вы думаете сколько отвели на это времени? 3 дня! Уже к 17.01 они должны были представить директору Ленинградского Кировского завода решение. А заводу за оставшееся до конца января время нужно было подготовить опытный образец! Сроки разумеется сорвали, но тем не менее первый опытный танк (именно танк, а не САУ) вышел на испытания уже в первой половине февраля. За базу взяли самый мощный тяжелый танк который был в то время у нас - это КВ-1. Башню же построили, что называется вокруг орудия. Для того что бы орудие влезло, у него уменьшили длину отката.
Изначально танк КВ-2 обозначался как "КВ с большой башней". Уже 10 февраля У-0 и У-1 отправили на фронт, а 29 февраля на фронт отправили третий опытный образец (У-3) с гаубицей, а вот на отправленном ранее У-2 в качестве орудия использовалась пушка с обычного КВ (калибра 76,2 мм) но в большой башне. Танк У-4, готовый к середине марта, на фронт не успел - война закончилась. Танки показали себя в боях хорошо. Например У-0, который был в бою 12 раз за все это время получил 22 прямых попадания без пробития брони. Даже мины не могли остановить этих гигантов. Вместе с тем, отмечалась необходимость доработки этих машин. Например, предлагалось, поставить пулемет радисту, улучшить вентиляцию боевого отделения, существенно улучшить надежность бортовых фрикционов и сцепления. Все-таки даже обычный танк КВ был еще "сыроват", а тут еще такое увеличение массы! Учитывая все поступившие замечания Кировский завод начал осваивать серийное производство нового типа танков. И тут ему сверху спустили план аж...на 240 танков КВ (обеих типов) в 1940 году! Танки должны были для приемки пройти без поломок 40 км., однако качество первых было настолько плохим, что летом приемка КВ всех типов была приостановлена до устранения всех недочетов в производстве.
Однако постепенно Кировский завод отладил процесс производства КВ всех типов. Всего за 1940 год завод отгрузил в войска 104 танка КВ-2, а за 1941 год еще 100 штук. Таким образом всего было выпущено 204 танка КВ-2. Постепенно менялся и внешний вид танка, так с октября 1940 года наконец появился пулемет у радиста, а с ноября 1940 года в серию пошел танк с, так называемой, "пониженной башней" которая имела более простую форму. Помимо этого появился кормовой и спаренный с пушкой пулемет. Это самые заметные отличия, но было и огромное количество малых отличий, например менялось расположение и количества гужонов на башне и корпусе, крепление смотровых приборов, расположения ящиков ЗИП и их форма. Все эти отличия можно почерпнуть из отличных книг Максима Коломийца.
Танки КВ-2 стали неприятным сюрпризом для гитлеровцев. Конечно, после финской войны имелись отрывочные сведения о таких танках у СССР, но встреча с ними на поле боя, привела немцев в ужас. Тут на их стороне сыграла неразбериха первых дней войны и слабая подготовленность наших экипажей.
Танки гоняли с одного участка фронта на другой бесцельно вырабатывая итак не самый большой моторесурс. Впервые ударную мощь КВ-2 немцы испытали на себе по Рассейняем в Прибалтике. Один из первых КВ-2 был уничтожен так: сначала связкой гранат ему повредили гусеницу, потом забросив гранаты в ствол вывели из строя орудие и лишь после этого непобедимую машину смогли расстрелять из 88-мм зенитных орудий...Кстати именно под Рассейняем один КВ остановил наступление 6 танковой дивизии на целые сутки. Фашисты просто ничего не могли с ним сделать. Долгое время считалось что это был КВ-2, однако последние исследования доказали, что это был КВ-1. В группе армий "Север" появился документ описывающий новый тип танков. Немцы пишут что наши танкисты продолжали бороться не выходя из танка даже после полного израсходования снарядов и топлива. В качестве основным методов борьбы предлагается используя неповоротливость машины обездвиживать ее связками гранат и минами и применять бутылки с горючей смесью для полного уничтожения. При этом для врага он был крайне опасен. Даже бетонобойный снаряд КВ-2 разваливал немецкий танк на несколько кусков! Очень много танков было оставлено с незначительными повреждениями или из-за нехватки топлива. Например части 4-го мехкорпуса к 7 июля имел отработанными танками КВ по 140 моточасов работы в боевых условиях при минимальном обслуживании, а ресурс двигателя КВ-2 составлял всего 150 моточасов. Потом его надо было отправлять в средний ремонт или менять. Но разве до этого было в те дни? Именно поэтому очень много снимков где вполне неповрежденный КВ-2 облеплен немецкими солдатами. Вермахт ограниченно использовал бронированного гиганта и против нас. Но недолго, в основном в 269 пехотной дивизии под Ленинградом. Также один КВ-2 готовился к высадке на Мальту, но так как она не состоялась, его отправили на Восток, где он и пропал летом 1943 года.
Большинство танков этого типа было потеряно до концы 1941 года. Однако последние упоминания о участии КВ-2 в боях в 43 Гвардейской танковой бригаде относится к июлю 1943 года, когда в боевом донесении был упомянут подвиг именно КВ-2 под командованием л-та Стогни который корпусом своего танка закрыл брод через реку Фомина и уничтожил два танка противника. А однажды башня от одного из КВ-2 успела повоевать в составе нашего бронепоезда №1 из 66 отдельного дивизиона бронепоездов. К сожалению, до наших дней дожил всего один экземпляр КВ-2. Ныне он представлен в Москве, в ЦМВС.
Танк с "пониженной башней" имел такие характеристики:
- вес 52 тонны
- длина 6675 мм/ширина 3320/высота 3430 мм
- бронирование корпуса 75 мм по кругу, только днище имело бронирование 40 мм
- бронирование башни так же 75 мм (крыша 30 мм)
- вооружение: гаубица М-10Т 152 мм (36 снарядов) и 3 пулемета ДТ 7,62 мм.
- двигатель: дизель В-2К с мощностью 600 л.с.
- запас хода: 250 км
- максимальная скорость: 35 км/ч по шоссе
- экипаж 6 человек
Все КВ-2 радиофицировались радиостанцией 71-ТК-3.
Из-за колоритного внешнего вида, модель этого исполина выпускают много производителей моделей. Считается что самые приличные модели выпускает китайский Trumpeter. Хотя мое возвращение в моделирование началось с модели этого танка от Восточного экспресса.
В 1/72 выбор не такой большой. Долгое время практически безальтернативным был тот-же Trumpeter (конкуренцию ему составлял лишь ужасно дровяной PST). Но сейчас вышел, как мне кажется куда более лучший набор от "Звезды". Если они выпустят модель еще и с ранней башней, непременно возьму. Пока же я собрал с определенными трудностями набор от китайского производителя. И вот что в итоге у меня получилось. Спасибо за внимание!