Найти в Дзене
Scale attack

Несокрушимый колосс страны Советов (Тяжелый танк КВ-2. Набор Trumpeter №07235, масштаб 1/72)

Доброго времени суток, коллеги! Незаметно пролетело лето. У меня осталось немного отпуска и мы отправляемся в очередной речной круиз с семьями. А это значит опять перерыв в модельных делах и в публикациях на моем канале. Наверное поэтому сегодня как раз самое время рассказать об истории легендарного танка, мощнейшего в мире на момент создания - тяжелого танка КВ-2. Танк поистине легендарный, как по мне, так просто прорыв в советском танкостроении, но к сожалению, быстро ушедший с полей сражений. Итак, в конце 30-х годов было принято решение о четкой классификации и принятии на вооружений Красной Армии танков. Среди прочих был и тяжелый танк прорыва. Собственно, как ни странно, но дальним родственником КВ-2 можно назвать Т-35. Именно с него сначала была взята концепция для разработки нового танка СМК. В результате всяких экспериментов и мытарств, башню оставили одну - получился танк КВ. О нем я уже писал неоднократно. Например тут. В сентябре 1939 года танк вышел на испытания. Недос

Доброго времени суток, коллеги! Незаметно пролетело лето. У меня осталось немного отпуска и мы отправляемся в очередной речной круиз с семьями. А это значит опять перерыв в модельных делах и в публикациях на моем канале. Наверное поэтому сегодня как раз самое время рассказать об истории легендарного танка, мощнейшего в мире на момент создания - тяжелого танка КВ-2. Танк поистине легендарный, как по мне, так просто прорыв в советском танкостроении, но к сожалению, быстро ушедший с полей сражений.

Итак, в конце 30-х годов было принято решение о четкой классификации и принятии на вооружений Красной Армии танков. Среди прочих был и тяжелый танк прорыва. Собственно, как ни странно, но дальним родственником КВ-2 можно назвать Т-35. Именно с него сначала была взята концепция для разработки нового танка СМК. В результате всяких экспериментов и мытарств, башню оставили одну - получился танк КВ. О нем я уже писал неоднократно. Например тут. В сентябре 1939 года танк вышел на испытания. Недостатков было много, их методично исправляли и тут началась советско-финская. Наши войска сразу же столкнулись с необходимостью прорыва очень хорошо укрепленных линий обороны. Многие знают про линию Маннергейма, а ведь перед ней была еще линия так называемого предполья. Все это вместе с бетонными надолбами против танков, минными полями и колючей проволокой нужно было штурмовать нашим дедам и прадедам.

  На вершине дот. Подходы прикрыты надолбами и проволокой. Все пристреляно минометами
На вершине дот. Подходы прикрыты надолбами и проволокой. Все пристреляно минометами
                                 план участка оборонительных финских позиций
план участка оборонительных финских позиций

С первых же боев стало понятно, что на одном "Ура" и лихой штыковой атаке финнов не сломить. Потери были большими, артиллерия калибром до 76 мм не справлялась с подавлением огня дотов, разбиванием надолбов для прохода танков. Нужно было что-то мощнее. А как раз в это время уже год как стояла на вооружении 152-мм гаубица обр.1938 года (она же М-10). Теоретически ее можно было как-то впихнуть в танк.

                                                                   Гаубица М-10
Гаубица М-10

Поэтому 14 января 1940 года знаменитому конструктору Ж.Я Котину и менее известному Н.В.Федорову поручили спроектировать штурмовой танк для разрушения финских ДОТов с калибром не менее 152 мм. Как вы думаете сколько отвели на это времени? 3 дня! Уже к 17.01 они должны были представить директору Ленинградского Кировского завода решение. А заводу за оставшееся до конца января время нужно было подготовить опытный образец! Сроки разумеется сорвали, но тем не менее первый опытный танк (именно танк, а не САУ) вышел на испытания уже в первой половине февраля. За базу взяли самый мощный тяжелый танк который был в то время у нас - это КВ-1. Башню же построили, что называется вокруг орудия. Для того что бы орудие влезло, у него уменьшили длину отката.

                                                   Третий опытный образец танка У-3
Третий опытный образец танка У-3
                                                   Так выглядели первые КВ-2 сзади
Так выглядели первые КВ-2 сзади
                                                            Опытный КВ-2 спереди
Опытный КВ-2 спереди

Изначально танк КВ-2 обозначался как "КВ с большой башней". Уже 10 февраля У-0 и У-1 отправили на фронт, а 29 февраля на фронт отправили третий опытный образец (У-3) с гаубицей, а вот на отправленном ранее У-2 в качестве орудия использовалась пушка с обычного КВ (калибра 76,2 мм) но в большой башне. Танк У-4, готовый к середине марта, на фронт не успел - война закончилась. Танки показали себя в боях хорошо. Например У-0, который был в бою 12 раз за все это время получил 22 прямых попадания без пробития брони. Даже мины не могли остановить этих гигантов. Вместе с тем, отмечалась необходимость доработки этих машин. Например, предлагалось, поставить пулемет радисту, улучшить вентиляцию боевого отделения, существенно улучшить надежность бортовых фрикционов и сцепления. Все-таки даже обычный танк КВ был еще "сыроват", а тут еще такое увеличение массы! Учитывая все поступившие замечания Кировский завод начал осваивать серийное производство нового типа танков. И тут ему сверху спустили план аж...на 240 танков КВ (обеих типов) в 1940 году! Танки должны были для приемки пройти без поломок 40 км., однако качество первых было настолько плохим, что летом приемка КВ всех типов была приостановлена до устранения всех недочетов в производстве.

                                Танк У-1 проходит испытания преодолевая брод
Танк У-1 проходит испытания преодолевая брод

Однако постепенно Кировский завод отладил процесс производства КВ всех типов. Всего за 1940 год завод отгрузил в войска 104 танка КВ-2, а за 1941 год еще 100 штук. Таким образом всего было выпущено 204 танка КВ-2. Постепенно менялся и внешний вид танка, так с октября 1940 года наконец появился пулемет у радиста, а с ноября 1940 года в серию пошел танк с, так называемой, "пониженной башней" которая имела более простую форму. Помимо этого появился кормовой и спаренный с пушкой пулемет. Это самые заметные отличия, но было и огромное количество малых отличий, например менялось расположение и количества гужонов на башне и корпусе, крепление смотровых приборов, расположения ящиков ЗИП и их форма. Все эти отличия можно почерпнуть из отличных книг Максима Коломийца.

                                Танк с большой башней (ранний вариант)
Танк с большой башней (ранний вариант)
                                                Танк с малой "пониженной башней"
Танк с малой "пониженной башней"

Танки КВ-2 стали неприятным сюрпризом для гитлеровцев. Конечно, после финской войны имелись отрывочные сведения о таких танках у СССР, но встреча с ними на поле боя, привела немцев в ужас. Тут на их стороне сыграла неразбериха первых дней войны и слабая подготовленность наших экипажей.

                                                 КВ-2 с "пониженной" башней dbl cgthtlb
КВ-2 с "пониженной" башней dbl cgthtlb
                                                КВ-2 с пониженной башней сзади
КВ-2 с пониженной башней сзади
                                                             Инерьер башни
Инерьер башни

Танки гоняли с одного участка фронта на другой бесцельно вырабатывая итак не самый большой моторесурс. Впервые ударную мощь КВ-2 немцы испытали на себе по Рассейняем в Прибалтике. Один из первых КВ-2 был уничтожен так: сначала связкой гранат ему повредили гусеницу, потом забросив гранаты в ствол вывели из строя орудие и лишь после этого непобедимую машину смогли расстрелять из 88-мм зенитных орудий...Кстати именно под Рассейняем один КВ остановил наступление 6 танковой дивизии на целые сутки. Фашисты просто ничего не могли с ним сделать. Долгое время считалось что это был КВ-2, однако последние исследования доказали, что это был КВ-1. В группе армий "Север" появился документ описывающий новый тип танков. Немцы пишут что наши танкисты продолжали бороться не выходя из танка даже после полного израсходования снарядов и топлива. В качестве основным методов борьбы предлагается используя неповоротливость машины обездвиживать ее связками гранат и минами и применять бутылки с горючей смесью для полного уничтожения. При этом для врага он был крайне опасен. Даже бетонобойный снаряд КВ-2 разваливал немецкий танк на несколько кусков! Очень много танков было оставлено с незначительными повреждениями или из-за нехватки топлива. Например части 4-го мехкорпуса к 7 июля имел отработанными танками КВ по 140 моточасов работы в боевых условиях при минимальном обслуживании, а ресурс двигателя КВ-2 составлял всего 150 моточасов. Потом его надо было отправлять в средний ремонт или менять. Но разве до этого было в те дни? Именно поэтому очень много снимков где вполне неповрежденный КВ-2 облеплен немецкими солдатами. Вермахт ограниченно использовал бронированного гиганта и против нас. Но недолго, в основном в 269 пехотной дивизии под Ленинградом. Также один КВ-2 готовился к высадке на Мальту, но так как она не состоялась, его отправили на Восток, где он и пропал летом 1943 года.

                                   Танк из состава 269 пехотной дивизии Вермахта
Танк из состава 269 пехотной дивизии Вермахта

Большинство танков этого типа было потеряно до концы 1941 года. Однако последние упоминания о участии КВ-2 в боях в 43 Гвардейской танковой бригаде относится к июлю 1943 года, когда в боевом донесении был упомянут подвиг именно КВ-2 под командованием л-та Стогни который корпусом своего танка закрыл брод через реку Фомина и уничтожил два танка противника. А однажды башня от одного из КВ-2 успела повоевать в составе нашего бронепоезда №1 из 66 отдельного дивизиона бронепоездов. К сожалению, до наших дней дожил всего один экземпляр КВ-2. Ныне он представлен в Москве, в ЦМВС.

-15

Танк с "пониженной башней" имел такие характеристики:

  • вес 52 тонны
  • длина 6675 мм/ширина 3320/высота 3430 мм
  • бронирование корпуса 75 мм по кругу, только днище имело бронирование 40 мм
  • бронирование башни так же 75 мм (крыша 30 мм)
  • вооружение: гаубица М-10Т 152 мм (36 снарядов) и 3 пулемета ДТ 7,62 мм.
  • двигатель: дизель В-2К с мощностью 600 л.с.
  • запас хода: 250 км
  • максимальная скорость: 35 км/ч по шоссе
  • экипаж 6 человек

Все КВ-2 радиофицировались радиостанцией 71-ТК-3.

Из-за колоритного внешнего вида, модель этого исполина выпускают много производителей моделей. Считается что самые приличные модели выпускает китайский Trumpeter. Хотя мое возвращение в моделирование началось с модели этого танка от Восточного экспресса.

В 1/72 выбор не такой большой. Долгое время практически безальтернативным был тот-же Trumpeter (конкуренцию ему составлял лишь ужасно дровяной PST). Но сейчас вышел, как мне кажется куда более лучший набор от "Звезды". Если они выпустят модель еще и с ранней башней, непременно возьму. Пока же я собрал с определенными трудностями набор от китайского производителя. И вот что в итоге у меня получилось. Спасибо за внимание!