Все началось с того, что мне срочно нужно было ехать в Омск. Не в гости и не в отпуск – по работе, срочно, без вариантов. Самолеты, как назло, стоили неподъемно для моей небольшой фирмы. Я решила ехать поездом. Выбрала самый быстрый – с выездом в пятницу вечером и прибытием вечером в воскресенье.
Текст прислан читательницей Татьяной.
Остались только верхние боковые. Больше ничего. Ни купе, ни нижнего. Ну ладно, думаю. Рост у меня 164, умещусь. Тем более ночь в поезде как-нибудь переживу, а днем, как обычно, можно будет спуститься вниз, сесть к соседям. Всегда же так было: верхние пассажиры днем сидят на нижних местах. Это общее правило – негласное, но человеческое.
Я ошиблась.
День первый. Он не встал ни разу
Села я на Ярославском вокзале. Место 42, самое обычное верхнее боковое. Подо мной уже стелился какой-то мужик. Лет эдак под пятьдесят. Явно с багажом, который он старательно напихал под сиденье. Когда я попыталась с ним заговорить, он только буркнул что-то и отвернулся. Я вежливо улыбнулась – думаю, у человека, может, плохой день. У всех бывает.
Уснула. Утром просыпаюсь, смотрю – лежит. Уже к 11 не выдержала, спустилась.
– Простите, может, сложим столик? Пообедаем? – говорю. – У меня еда есть, и вам, если хотите, чай налью.
Он даже не повернулся:
– Не могу. Вещи некуда убирать.
– Так они же под сиденьем? Можно сдвинуть, мы же вдвоем.
– Я сказал – некуда. Мне неудобно. Вы же не купили нижнее место.
Тут я аж замерла. Не то чтобы он кричал, но сказал так… как будто я вообще не человек. Просто объект, который занял воздух над его полкой. Я отошла. Посмотрела – свободное место в соседнем купе. Там никто не против, я и посидела у них часок-другой. Ну не стоять же в проходе.
Правила? А для кого они?
Вечером, когда стало совсем уж невмоготу – спина затекла, телефон почти разрядился – я решила посмотреть в интернете, есть ли какие-то нормы, которые регулируют, могу ли я находиться на нижнем месте днем. И знаете что?
Оказывается, есть.
В правилах перевозок пассажиров в поездах дальнего следования сказано, что пассажир верхнего места имеет право трижды в день занять нижнее для приема пищи – по полчаса утром и вечером и на час днем.
Три раза в день! Это законно. Не пожелание, не рекомендация, а официально прописанное правило.
Я пошла к проводнику. Женщина, лет 35, довольно строгая, но не злая. Спрашиваю:
– Скажите, правда, что по правилам я могу спускаться вниз трижды в день?
– Да, – говорит. – Есть такой пункт. Если вы занимаетесь верхнее боковое или верхнюю полку в купе, вы имеете право на временное пользование нижним местом для приема пищи, отдыха и так далее. Три раза в день.
– А если человек не пускает?
– Тогда вы приходите ко мне.
Я обрадовалась. Наконец-то хоть какое-то подтверждение. Вернулась к мужику.
– Простите, – говорю, – я уточнила у проводника. Согласно правилам, я могу спускаться на нижнее место трижды в день. Прошу вас уступить.
Он обернулся, посмотрел прямо мне в глаза и с холодной уверенностью сказал:
– Иди ты к черту. Никуда я не уйду.
Вмешательство
Я не стала устраивать скандал. Просто развернулась и пошла к проводнику. Рассказала, что мужчина меня послал, и что в вагоне больше нет свободных мест, куда я могла бы пересесть.
Проводник нахмурилась. Пошла вместе со мной. Подошла к нашему месту, наклонилась к нему:
– Уважаемый, – сказала она, – согласно пункту правил перевозок, пассажир верхнего места имеет право временно использовать нижнее трижды в день. Пожалуйста, не нарушайте правила и уступите женщине возможность поесть и отдохнуть.
Он пробурчал что-то вроде «всем плевать на ваши правила», но молча поднялся. Был уже вечер, и мне, по правде, в этот момент спускаться уже было не нужно. Я сказала:
– Спасибо. Но сейчас я уже ложусь. Просто на завтра запомните, пожалуйста.
Проводник кивнула и ушла. Я на второй день уже была готова к бою.
День второй. Победа и компромисс
Утром я проснулась и увидела, что нижняя полка… сложена. Мужик сидел на своем сиденье, а его матрас лежал на третьей полке наверху. Он освободил место.
Ничего не сказал, не посмотрел в мою сторону. Просто больше не ложился.
Я тихо спустилась, попила чай, поела. Посидела с ноутбуком, даже поработать немного смогла. Все это время он не вмешивался. Ушел в тамбур, потом сидел, пил чай, рылся в телефоне. А я сидела внизу.
Ближе к вечеру он подошел к соседнему купе, что-то там сказал кому-то, и в итоге до самого Омска больше почти не появлялся рядом. Я даже не знала, радоваться мне или сочувствовать ему. Может, и правда усталый человек, может, с нервами плохо. Но, черт побери, почему я должна страдать из-за того, что он не хочет соблюдать правила?