Найти в Дзене
АЛМА_ЛАБ

Психолог о вреде раннего чтения

Чем раньше ребенок начнет читать, тем успешнее он будет. Так ли это? Психологи и нейропсихологи предупреждают: обучение чтению до 5–6 лет может нанести вред развитию малыша. Подробнее о раннем чтении рассказывает психолог, главный специалист-эксперт по разработке образовательных продуктов компании «АЛМА» Ольга Токарева. Мозг ребенка развивается поэтапно, а нервная система имеет ограниченный ресурс. Если малыша заставлять читать, то не останется энергии на речевое, телесное и эмоциональное развитие. Нейропсихологи и педагоги рекомендуют начинать обучение чтению тогда, когда сформированы физиологические и когнитивные предпосылки — обычно это возраст 5,5–6,5 лет. В этот период дети легче усваивают знаковую систему, сохраняют интерес и не испытывают перегрузки. Если хочется проводить время с пользой, вот отличные альтернативы: Делайте все, что приносит удовольствие от взаимодействия: наблюдайте за червяками, играйте в лапту или вяжите крючком. Ребенок крайне адаптивен и поддержит любую ини
Оглавление

Чем раньше ребенок начнет читать, тем успешнее он будет. Так ли это? Психологи и нейропсихологи предупреждают: обучение чтению до 5–6 лет может нанести вред развитию малыша. Подробнее о раннем чтении рассказывает психолог, главный специалист-эксперт по разработке образовательных продуктов компании «АЛМА» Ольга Токарева.

Почему не стоит торопиться

Мозг ребенка развивается поэтапно, а нервная система имеет ограниченный ресурс. Если малыша заставлять читать, то не останется энергии на речевое, телесное и эмоциональное развитие.

Последствия раннего обучения

  • Механическое чтение без понимания. Ребенок может научиться складывать буквы, но не осмыслять текст.
  • Утрата интереса к чтению в будущем. Принуждение может вызывать отторжение, и в начальной школе дети нередко теряют интерес к книгам.
  • Эмоциональные и физиологические трудности. Преждевременное обучение способно вызвать усталость, проблемы со сном, тревожность, а иногда даже соматические реакции.

Когда ребенок действительно готов к чтению

Нейропсихологи и педагоги рекомендуют начинать обучение чтению тогда, когда сформированы физиологические и когнитивные предпосылки — обычно это возраст 5,5–6,5 лет. В этот период дети легче усваивают знаковую систему, сохраняют интерес и не испытывают перегрузки.

Признаки готовности

  • Развитая речь.
  • Хороший слух и внимание.
  • Желание узнавать буквы.
  • Координация и контроль движений (важны и для письма).

Что делать вместо «раннего чтения»

Если хочется проводить время с пользой, вот отличные альтернативы:

  • Читать вслух, пересказывать и обсуждать.
  • Заниматься мелкой моторикой (лепка, рисование, пазлы).
  • Слушать и различать звуки.
  • Придумывать сказки и ролевые игры.
  • Наблюдать, играть и разговаривать.

Делайте все, что приносит удовольствие от взаимодействия: наблюдайте за червяками, играйте в лапту или вяжите крючком. Ребенок крайне адаптивен и поддержит любую инициативу, если она живая и эмоционально теплая.

Развивающее оборудование для детских садов от производителя | АЛМА

Вопрос не столько во «вреде» чтения, сколько в цели взрослого и его здравом смысле:

  • Хочется найти интересное совместное дело — ищем и увлекаемся вместе.
  • Хочется добиться результата — ловим момент физиологической готовности (обычно к 5–6 годам), поддерживаем интерес, демонстрируем свою вовлеченность, системно подходим к обучению. Важно не давить, а действовать осознанно.

Раннее чтение — не цель, а возможный побочный эффект интересного совместного опыта. Не спешите, не сравнивайте своего ребенка с другими и прислушивайтесь к себе и к нему. И помните, что главное — не возраст, а готовность. А еще атмосфера любви, интереса и поддержки.

Читают также