Для начала вкратце про Раскол. В середине 17 века Московского государство воссоединяет в свой состав, по слезной просьбе казаков левобережную Украину. И получилось так, что часть страны молится одним способом, по греческому обряду (малоросия) а часть по старорусскому. Требовалось привести все к единому знаменателю, и тут возник вопрос какой из обрядов взять за основу? Царь и патриарх заняли сторону греческого обряда, мол веру мы из Византии получили, оттуда и нужны первоисточники. Часть духовенства, элиты и общества заняли противоположную сторону. Загвоздка была в том, что раньше книги переписывались от руки и часто в текст закрадывались ошибки, соответственно чем дальше копия хронологически находится от первоисточника, тем больше накапливалось ошибок. И чтобы исключить ошибки и восстановить канонический текст одни предлагали взять греческие книги и перевести их на русский, а другие предлагали найти самые древние русские рукописи и на их основе продолжить вести службы.
Казалось бы чисто теологический спор но в конце концов он и привел социальной катастрофе под названием Раскол, так как вскоре из духовной плоскости этот конфликт в скором времени перешел в политическую плоскость.
Все могло остаться в рамках богословских диспутов и церковь в своем сообществе в конце концов пришла бы к согласию, но царь занял позицию связанную с новым греческим переводом. А значит противоположная сторона теперь не просто выступала против патриарха, но и против государя.
Так старообрядцы стали не просто представителями альтернативного официозу духовного течения но и оппозиционерами царской власти, и государственная машина в свою очередь стала давить раскольников.
Репрессиям подверглись представители старой веры, причем даже родственники самого царя в частности знаменитая боярыня Феодосия Морозова, которую посадили в темную яму и заморили голодом. Затем сожгли духовного лидера оппозиционеров - протопопа Аваакума (впрочем сделано это было уже при царе Федоре Алексеевиче - сыне Алексея Михайловича).
И вот тут необходимо остановиться на мировоззрении старообрядцев. Для них очевидно наступили последние времена. Православный царь, вместо того чтобы защищать сторонников истинной православной веры, обрушил на них гонения! Он или слуга Антихриста или Антихрист и есть! А это значит, что скоро будет Страшный суд и затем для праведников тысячелетнее царство Христово! А чтобы в него попасть необходимо не грешить. Не пить, не курить, не чревоугодничать, не блудить и т.д. Т.е. начало формироваться аскетичное мировоззрение, согласно которому необходимо было много работать и не грешить. Любопытно, что такое мировоззрение было очень похоже на мировоззрение протестантов в Европе. Есть такая работа Макса Вебера “протестантская этика и дух капитализма” в которой он делал вывод, что капиталистическая идеология выходит из протестантской этики. Нужно максимально вести аскетичный образ жизни(экономить на всем) и при этом максимально работать, так как твое материальное положение свидетельство того, что Бог тебя любит. Аскетизм и трудолюбие были свойственны как протестантам так и старообрядцам.
В общем царские власти притесняли раскольников, войска штурмовали монастыри, приверженцы старой веры уходили в глубь, в леса, в Сибирь, занимались самосожжением, но продолжали исповедовать свои взгляды. Они активно осваивали новые земли, усердно трудились и мало тратились, в их среде начал накопляться средства, которые требовали вложения. Так как тратить на роскошную жизнь их был грех, то старообрядцы, что называется начали их вкладывать в промысел.
Уже при Петре раскольники начинают коррумпировать чиновников, с тем, чтобы государевы люди поменьше обращали на них внимание. Через Александра Меньшикова и Екатерину Первую, старообрядцы добиваются существенного послабления для себя.
Петр Первый снимает запрет со старообрядцев, однако они платят двойные налоги. Известно, что за это руководители Выго-Лексинского старообрядческого общежительства ежегодно отправляли жене императора 5080 живых оленей. Гоголевский Тяпкин-Ляпкин брал взятки борзыми щенками, а Екатерина Алексеевна северными оленями.
Часть раскольников уходили в безлюдные места, а часть возвращались в города. Ведь для ведения успешной экономической деятельности необходимы рынки сбыта. И старообрядцы возвращаются в города. Они живут общинами, тайно собираются в молельных домах(что было запрещено законом) ведут торговую и промышленную деятельность. При этом коррумпируя местное самоуправление и органы внутренних дел. У промышленников старообрядцев в бухгалтерских книгах в колонке расходов нередко попадались надписи типа “5000 рублей начальнику полиции”, “100 рублей на именины супруги околоточного”, “угощение приставов третьего отделения” и т.д.
Иногда старообрядцы легализовались в городах через благотворительность. Так в Москве в 1809 году, по согласованию с императором Александром , общиной старообрядцев федосеевцев(беспоповцев), I был основан Преображенский богаделенный дом.
Сюда принимали и воспитывали детей сирот. А кроме того легализовали беглых солдат и каторжан, выписывая им новые документы, при условии если они примут старую веру.
Периодически цари пытались искоренить раскольничьи общины, так как официальная церковь на высшем уровне требовала искоренить конкурентов. А на нижнем нет.
В преддверии религиозных праздников(у староверов и нововеров даты торжеств полностью идентичны) раскольники начинали коорупционный обряд. Вот как описывал его современник “«В большие праздники… старообрядцы снаряжали своих стариков. Те шли сначала к благочинному синодальной церкви. – Здравствуйте, батюшка! С преддверием святого праздника вас! – говорили и кланялись они, – уж извините, подарочек наше общество послало вам… Примите, не обессудьте, сто рубликов. Хотим помолиться, и обеденка будет, а вы уж не взыщите… – Помолитесь, помолитесь! – приветливо говорил хозяин, – дело доброе. Заблуждаетесь вы, ну-да теплая молитва… Насчёт меня не сомневайтесь… Что уж, конечно… всяк по себе. Надо жить по-соседски.
Потом старики шли к полицеймейстеру. И здесь их встречали добрым словом. Взаимное уважение скреплялось двумя-тремя стами рублей. – Будьте спокойны, – провожал их хозяин, – от меня стеснения не будет. Только лишнего не позволяйте. Затем происходил дружеский разговор с приставом и помощником его. Их праздничный бюджет тоже приятно освежался. Не забывались и прикосновенные к делу городовые. Один из городовых [во время службы] стоял на постоянном посту при молельной и дружески раскланивался с молящимися. Он находился здесь на случай того, если появится внезапный ревизор из центра подать специальный сигнал, и старообрядцы на службе могли быстренько ретироваться из молельного дома”.
Но как в сознании старообрядцев укладывались праведный, безгрешный образ жизни и раздача взяток? И вот тут мы подходим к самому интересному. Внутри общины взятки и вымогательство взяток строго каралось, и всячески порицалось, а вот вовне, для выживания старообрядцев всячески дозволялось.
Их духовные лидеры рассуждали так, что мол раз уж мы вынуждены жить по попустительству Божью в этом антихристовом или же вражеском государстве, то необходимо делать все для сохранения общины. Потребует враг золота? Дадите! Потребует одежд? Дадите! Потребует почестей? Дадите! Потребует веру? Вот тут набирайтесь мужества и стойте до конца.
Почему центральные власти не имели успехов в искоренении старообрядцев? Да потому что раскольники были выгодны всем! Местному духовенству, потому что еретики дарили подношения, что несколько облегчало не самое лучшее материальное положение святых отцов на местах (как и сегодня). Полиция по той же самой причине, а еще старообрядцы не пили, соответственно криминала с их стороны было сильно меньше. Местные власти видели в раскольниках экономическую возможность для своих регионов, они создавали новые рабочие места, платили налоги, занимались благотворительностью, ну и делали подношения. Потому в большинстве случаев, когда чиновник спущенный сверху извне приезжал с целью разгрома старообрядческой общины, как правило он терпел фиаско.
Так московский полицмейстер Верещагин получил приказ конфисковать старинные иконы на Преображенском старообрядческом кладбище. Для того, чтобы не дать раскольникам спасти свои святыни он решил нагрянуть на некрополь рано утром, для чего лег пораньше спать. Однако его все-равно разбудили просители. Представители староверов предложили служилому взятку в 50 000 рублей, за то, чтобы он явился в обед а не рано утром. Честный полицейский отказался и лег спать. Однако утром его внезапно вызвали к обер-полицмейстеру (старшему начальнику), где его продержали в приемной до обеда. Затем приняв его по какому то совсем пустячному делу отпустили. Естественно, когда Верещагин нагрянул на кладбище старообрядцев, никаких икон там не было. Почему такая большая взятка за какие-то иконы? Казалось бы, конфисковали взяли и нарисовали новые?!
О это не какие-то иконы, дело в том, что старообрядцы признают только те иконы, что были написаны до Раскола. Все что написано после 1666 года святыми не считаются. То есть иконы потерять можно, а приобрести нельзя, потому то и такая взятка.
В общем коррупция помогла старообрядцам оставаться на свободе и заниматься бизнесом, создавая крупные промышленные империи, конкурирующие с государственными корпорациями того времени. А в последующем они сыграют важную роль в деле Великой Русской революции, впрочем это уже другая история.
Если было интересно, вы можете поддержать автора донатом.
Подписывайтесь на наш канал, в том числе и Телеграм ставьте лайки, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!