Найти в Дзене
ShadowTavern

Истинная история провала "Мумии" с Томом Крузом. Как одна звезда похоронила целую "Тёмную вселенную" Universal

В 2017 году студия Universal надеялась запустить целую "Тёмную вселенную" классических монстров. Что могло пойти не так при наличии известной франшизя, мегазвездой в касте и мечтами о киновселенной? Как оказалось, почти всё. От чрезмерного влияния звезды до хаоса в сценарии и удручающих рецензий - "Мумия" стала наглядным пособием по тому, как не надо снимать кино. Давайте разберёмся, что именно случилось с этим фильмом. Когда Universal решила перезапустить франшизу "Мумия", студия замахнулась на нечто совершенно новое и грандиозное. Фильм 2017 года должен был стать отправной точкой "Тёмной вселенной" - общей киновселенной, переосмысливающей классических монстров Universal, чтобы конкурировать с гигантами Marvel и DC. Студия собрала сценаристов и даже представила логотип и общую музыкальную тему. На знаковые роли пригласили больших звёзд. Джонни Депп был заявлен как Человек-невидимка, Хавьер Бардем - как монстр Франкенштейна, а Анджелина Джоли должна была сыграть Невесту Франкенштейна.
Оглавление

В 2017 году студия Universal надеялась запустить целую "Тёмную вселенную" классических монстров. Что могло пойти не так при наличии известной франшизя, мегазвездой в касте и мечтами о киновселенной?

Как оказалось, почти всё.

От чрезмерного влияния звезды до хаоса в сценарии и удручающих рецензий - "Мумия" стала наглядным пособием по тому, как не надо снимать кино. Давайте разберёмся, что именно случилось с этим фильмом.

Грандиозный план, обречённый на провал

Когда Universal решила перезапустить франшизу "Мумия", студия замахнулась на нечто совершенно новое и грандиозное. Фильм 2017 года должен был стать отправной точкой "Тёмной вселенной" - общей киновселенной, переосмысливающей классических монстров Universal, чтобы конкурировать с гигантами Marvel и DC. Студия собрала сценаристов и даже представила логотип и общую музыкальную тему.

-2

На знаковые роли пригласили больших звёзд. Джонни Депп был заявлен как Человек-невидимка, Хавьер Бардем - как монстр Франкенштейна, а Анджелина Джоли должна была сыграть Невесту Франкенштейна. В мае 2017 года, прямо перед выходом "Мумии", Universal подогрела интерес к новой франшизе, опубликовав совместное фото Круза, Софии Бутеллы, Рассела Кроу, Деппа и Бардема - ну вылитые "Мстители" мира монстров.

-3

План состоял в том, чтобы связать эти фильмы через таких персонажей, как доктор Генри Джекилл, который появляется в "Мумии" как глава тайного общества охотников на монстров. Создатели даже оставили "пасхалки". Например, в лаборатории доктора Джекилла можно было заметить череп вампира - явный намёк на будущее появление Дракулы. Казалось, всё было готово для "нового мира богов и чудовищ".

Фактор Круза: когда звезда решает всё

Когда вы нанимаете Тома Круза, вы получаете звёздное имя на обложке и обычно это работает в пользу фильма. Но у таких гигантов есть и обратная сторона: их влияние на картину может выйти из-под контроля. Как водится, для управления съёмками есть режиссёр и сценарист, но если за штурвал встаёт кто-то другой, корабль чаще всего тонет, и неважно, что ваша фамилия - Круз.

-4

Том получил почти полный творческий контроль над проектом. Во время производства члены съёмочной группы замечали, что Круз фактически руководил процессом, управляя сценами в мельчайших деталях и выступая в роли режиссёра де-факто, когда настоящий режиссёр, Алекс Куртцман, не справлялся с масштабом. Решив перекроить фильм под свою формулу блокбастера, Круз привлёк собственных проверенных сценаристов, таких как Кристофер Маккуорри. В итоге история сосредоточилась на его герое, а сама мумия в исполнении Бутеллы отошла на второй план.

Понимаете, персонаж, вынесенный в заголовок, должен как минимум появляться на экране. Она не обязана быть положительным героем, но ей нужно было как минимум столько же времени на раскрытие, сколько и главному герою. Том даже продавил новый сюжетный элемент, где его персонаж, Ник Мортон, оказывается проклят и одержим - просто потому, что звезда "Миссии невыполнимой" хотел усилить арку своего героя и застолбить место в будущих фильмах.

-5

Universal публично защищала такое активное участие Круза, восхваляя его "непревзойдённую самоотдачу" и "ценное партнёрство". Но в частных беседах звучали опасения, что твёрдая рука Круза превращает и без того рисковый проект в полный беспорядок, хотя некоторые действительно верили, что его таланты могут спасти картину. Позже критики отмечали, что фильм будто "боролся сам с собой" и постепенно перешёл от хоррора к типовому боевику с Томом Крузом.

Так что в случае "Мумии" контроль суперзвезды не спас корабль, а, возможно, направил его прямо на айсберг.

Кошмар режиссёра

Для Алекса Куртцмана "Мумия" стала настоящим испытанием. Когда он пришёл в проект, его знали в основном как сценариста и продюсера, а опыта в режиссуре, особенно такого масштаба, у него было мало. Производство быстро превратилось в творческую борьбу. Оказавшись зажатым между ожиданиями студии и желаниями Круза, Куртцман попал в безвыходное положение. Инсайдеры говорят, что он с трудом справлялся с масштабом фильма, в то время как Круз взял на себя управление экшен-сценами и "не только".

-6

Сценарий переписывался на лету несколькими авторами, тон постоянно менялся, а груз ответственности заложить основу для будущих фильмов был колоссальным. Позже Куртцман признал, что весь этот опыт был "болезненным", а фильм "получился не таким, каким я хотел его видеть". Он назвал "Мумию" "вероятно, самой большой неудачей в жизни, как личной, так и профессиональной", добавив, что "сожалеет примерно о миллионе вещей".

Бесчисленные голоса власть имущих формировали и размывали видение фильма. Ходили слухи, что руководство Universal было встревожено тем, насколько бессвязным становился проект, но отснято было много, дата выхода была назначена, и останавливать процесс никто не собирался.

После этого кошмара Куртцман больше не снял ни одного фильма. Вместо этого он вернулся к созданию сериалов для телевидения, где ранее уже добился успеха.

Идеальный трюк, ставший мемом

На создание "Мумии" не жалели никаких средств, и ничто не иллюстрирует это лучше, чем разрекламированная сцена крушения самолёта в невесомости. В фильме есть эпизод, где военный транспортник падает с небес с героями и саркофагом мумии на борту. Вместо того чтобы полагаться на компьютерную графику, команда решила снять всё по-настояшему - в самолёте с пониженной гравитацией.

-7

Это была амбициозная затея, для которой потребовалось 64 параболических манёвра, чтобы имитировать невесомость. И снова именно Том Круз настоял на съёмках, которые команда изначально не планировала. Куртцман хотел снять сцену с тросами на вращающейся декорации для экономии, но Круз добился максимальной аутентичности.

То, что последовало, было кошмаром. Актёры и съёмочная группа совершили десятки полётов по параболической дуге, чтобы правильно снять эпизод. Трюк был экстремальным, и многих членов команды банально тошнило от повторяющихся падений в невесомость. Круз и Аннабелль Уоллис должны были координировать хореографию, беспорядочно кувыркаясь в салоне самолёта.

-8

На экране сцена действительно выглядит впечатляюще, и Universal активно использовала её в маркетинге. Однако, несмотря на все усилия, некоторые критики утверждали, что она лишь подчёркивала проблемы фильма, ведь огромные технические достижения без прочного фундамента в виде сюжета зачастую мало что значат для зрителя.

Сценарий от комитета

Если вам показалось, что "Мумию" слепили из разных интересных идей, будто собранных по разным медиа, то вам не кажется - процесс написания сценария прошёл через множество рук и правок, что оставило финальный фильм с острым кризисом идентичности. На разных этапах для доработки сценария привлекались Дэвид Кепп, Кристофер Маккуорри, Дилан Кассман и многие другие, которые в итоге разделили авторство с Куртцманом, Джоном Спэйтсом и Дженни Люмет.

-9

На практике это означало, что каждый автор привносил что-то своё, от приключений и ужасов до комедии. В результате тон фильма так сильно скачет. В одну минуту он пытается быть хоррором, в следующую - отпускает шутки в стиле бадди-комеди, а затем спешно готовит почву для доктора Джекилла и будущих монстров. Критики это заметили, зрители тоже почувствовали.

Другой серьёзной проблемой было отчаянное желание породить франшизу - в сюжет втиснули экспозицию, чтобы представить тайную организацию "Продиджиум", объяснить предысторию Аманет и намекнуть на других монстров, но всё это тормозило темп конкретно этого фильма.

Провал в прокате

Когда "Мумия" наконец вышла в кинотеатрах в июне 2017 года, реакция зрителей была холодной. В свой первый уик-энд в домашнем прокате фильм собрал всего 31,7 миллиона долларов - самый низкий дебют среди всех фильмов о Мумии и намного ниже ожиданий Universal. А затем кое-как дополз до 80 миллионов долларов, полностью затерявшись в тени нового фильма DC.

-10

Зарубежная аудитория была чуть добрее, и фильм заработал около 329 миллионов долларов, но даже с мировыми сборами в 410 миллионов математика не сходилась. С учётом раздутого производственного бюджета (спасибо, Круз) и огромных затрат на маркетинг, аналитики подсчитали, что для окупаемости "Мумии" в ноль требовалось минимум 450 миллионов долларов.

Но ещё более смертоносными оказались отзывы. Фильм получил удручающие 15% на Rotten Tomatoes, а зрительская оценка на CinemaScore составила посредственную "B-". В довершение всего, Том Круз получил "Золотую малину" за худшую мужскую роль, а сам фильм был номинирован на худший фильм, режиссуру и сценарий.

Короче говоря, "Мумия" была разгромлена, а вместе с ней под тяжестью неоправданных ожиданий были похоронены и мечты о "Тёмной вселенной".

Чему нас научила эта мумия?

История "Мумии" 2017 года - это исследование последствий чрезмерных амбиций и урок, который могут извлечь все студии.

Во-первых, история превыше всего. Ошибка Universal заключалась в том, что они поставили телегу впереди лошади. В спешке построить вселенную они забыли снять хотя бы один хороший фильм для нее. Зрители чувствуют, когда фильм больше заинтересован в рекламе будущих частей, чем в рассказе целостной истории.

-11

Во-вторых, тон имеет значение. Фильмы о Мумии с Бренданом Фрейзером в конце 90-х и начале 2000-х имели успех, потому что это были захватывающие приключения с чувством юмора. "Мумия" 2017 года, напротив, пыталась быть мрачным хоррором и одновременно экшен-блокбастером - неуклюжий компромисс, который никому не понравился.

И наконец, то, чему можно восхищаться - провал научил Universal быть гибкой, а отмена "Тёмной вселенной" в пользу отдельных историй о монстрах показывает, что студия скорректировала курс, прислушавшись к зрителям, а не упорствовала из гордости. По слухам, студия изучает новые проекты, включая даже возможный сиквел к серии с Бренданом Фрейзером, которого фанаты до сих пор обожают.

На этом у меня сегодня все! Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!

И до встречи в следующем выпуске!