В музее «Новый Иерусалим» ведется активная работа в мастерских масляной и темперной живописи, металла, графики, мебели. За время работы силами реставраторов нашего музея были возвращены к жизни сотни уникальных предметов.
Реставратор — исследователь! Каждый предмет хранит много тайн, и секреты, скрытые от невооруженного глаза, экспонаты открывают именно реставраторам. Зачастую этот процесс схож с детективным расследованием.
В мастерской по реставрации металла работает художник-реставратор 1 категории Ширяков Владимир Алексеевич. В процессе работы над стальным боевым мечом, первоначально атрибутированным как персидский XVIII в., удалось обнаружить ряд интересных фактов.
Двулезвийный меч хранится в фондах музея с довоенных времен и до этого не был в реставрации.
Еще на первом этапе изучения на клинке были выявлены клейма в виде двух полумесяцев, смотрящих в противоположные стороны. Сам клинок покрыт арабской вязью (коранические надписи), нанесенной методом травления. Кроме того, предмет украшала необычная рукоять, не характерная для европейских мечей. Эти факты и дали основание для атрибуции оружия как меча из Персии.
На втором этапе работы реставратора, расчистке, открылись новые детали. Когда меч поступил в реставраторскую мастерскую, на нем присутствовали очаги коррозии и серьезные загрязнения. Раньше оружие в качестве консерванта смазывали пушечным салом или консервационной смазкой. Эта жироподобная субстанция, с одной стороны, защищает предмет от воздействия неблагоприятных факторов, но с другой — накапливает на себе пыль. На этом мече так и было. Слой перекрыл еще одно клеймо, обнаруженное в процессе расчистки на пяте клинка. Эта идентификация немецкой оружейной фирмы Вильгельма Клауберга из Золингена. «Вильгельм Клауберг» — немецкая фирма, основанная в 1857 году и выпускавшая в большом количестве холодное оружие, а затем и бытовые столовые приборы.
Эта находка, по словам реставратора, вызвала ряд новых вопросов и гипотез, ведь сама форма меча характерна для Средневековья. Зачем же немецкой фирме во второй половине XIX века выпускать такое оружие и украшать его арабской вязью?
Изучение продолжилось. Когда демонтировали рукоять на хвостовике, который оказался обрубленным, обнаружилось еще одно клеймо, не полностью сохранившееся — «trost». Известны немецкие фамилии, имеющие такое окончание, — в частности, Blumentrost.
Следующую аналогию удалось провести, изучив научную статью А.А. Крола «Меч "Каскара"» из этнографической коллекции В.Ф. Машкова в фондах Музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Исследование посвящено мечу подобного типа, схожего по виду, размеру и расположению клейм, атрибутированному как предмет, бытовавший в Африке, в районе современного Судана. Алексей Александрович Крол пишет, что клинки мечей, имевших хождение на территории Африки, по преимуществу изготавливали в кузницах Золингена в Германии, после чего доставлялись в средиземноморские порты, а затем по караванным путям через Сахару они попадали в Судан. В Кано (Северная Нигерия), в Эль-Фашире (Судан), Тимбукту (Мали) для этих клинков делали рукояти, ножны, наносили на клинки коранические надписи.
«Своего пика экспорт клинков, по преимуществу из Германии, достигает в XIX в. По воспоминаниям одного европейского путешественника, относящимся к 1851 г., подавляющее большинство клинков, продававшихся на оружейном рынке в Кано, были произведены в Золингене [Spring, 1993, р. 42]. […] Существует мнение, согласно которому форма клинка меча типа каскара берет свое начало от мечей крестоносцев, которые в большом количестве попадают на Ближний Восток в XIII в. с XI века! [Briggs, 1965, р. 41]. Исследователь Александер считает, что крестообразная форма гарды (крестовина и перекрестье) каскара происходит от средневековых европейских рыцарских мечей [Alexander, 1992. p. 210] Тем не менее большинство специалистов по истории африканского оружия сходятся во мнении, что каскара является результатом развития формы средневекового арабского меча с широким клинком [Spring, 1993, p. 42; North, 1989, p. 142]», — говорится в статье А.А. Крола.
Также в статье упоминается, что меч из собрания Музея антропологии МГУ был привезен в Россию в числе других предметов Виктором Федоровичем Машковым (1867—1932), поручиком царской армии, путешественником, а с 1894 по 1913 г. — дипломатом, работавшим в Калькутте, Багдаде и Скопье. В 1888—889 гг. под видом частного лица и нештатного корреспондента газеты «Новое время» В.Ф. Машков побывал в Абиссинии.
Долгое время он прожил в незадолго до того основанной новой столице Аддис-Абебе, где ему удалось установить доверительные отношения с императором Менеликом II. Перед отъездом Машкова на родину тот передал ему письмо российскому императору Александру III, а также парадное эфиопское оружие [Хренков, 1999а, с. 127]. Повторно Машков побывал в Эфиопии в 1891—1892 гг. [Хренков, 1999а, c. 128-137]. Во время этой экспедиции им было совершено несколько поездок вглубь страны, в ходе которых он собрал значительную этнографическую коллекцию, подаренную по возвращении на родину наследнику российского престола [Балахонова, Маурер, 2003, с. 309].
Музей «Новый Иерусалим» на данный момент не имеет неопровержимых доказательств, что эти два меча связаны и попали в Россию в одно время. Нет научных оснований и права проводить сравнительные параллели. Эти сведения, как и то, откуда предмет попал в фонды музея, еще предстоит выяснить научным сотрудникам. Впереди большая работа по поиску и изучению архивных записей и описей коллекций.